Предсерийный «РУСАК». Зимний марафон
Новости отрасли
Самое читаемое
С разработанным Группой компаний «КОМ» гусеничным вездеходом «РУСАК-3918» мне довелось познакомиться в самом начале прошлого года. И вот, фактически ровно через год, звонок из Набережных Челнов: «Есть желание поучаствовать в испытаниях нового, предсерийного варианта машины?» Уже на месте оказалось, что испытания предстоят пробеговые: поставленная перед экипажами двух «РУСАК-3918» задача – выйти к затерянному где-то в прибрежной полосе Камы заброшенному поселку Дербешка. А значит, в течение суток предстояло преодолеть более трех сотен километров! Естественно, без всяких дорог.
Когда, зайдя в цех, где собирают вездеходы, я увидел новый вариант «РУСАК-3918», то сначала подумал: другая машина! Потому что окрашенный в ярко-оранжевый цвет предсерийный образец, в сравнении со стоявшим здесь же предшественником, выглядел слегка крупнее, да еще его гусеницы сбоку оказались прикрыты экранами. Как потом выяснилось, в оценке размеров я не ошибся: доработанный вездеход действительно стал немного длиннее и выше, хотя и его концепция, и конструкция, и компоновка остались прежними.
Итак, чем же очередной гусеничный «РУСАК» – а это уже седьмой его вариант – отличается от предыдущего варианта, на котором я лихо гонял по замерзшей Каме в прошлом январе? Начну с того, что его корпус стал на 250 мм длиннее – будущие заказчики настоятельно рекомендовали увеличить багажник. Результат: пространство для груза выросло с 250 до 400 л. То есть багажа войдет почти в два раза больше, чем раньше! Кроме того, благодаря увеличению длины поверх сидений теперь можно поставить складные носилки для перевозки больного. А значит, у вездехода появилась такая нужная в труднодоступных районах медицинская специализация!
Когда новый и старый вездеходы стоят рядом, нельзя не заметить, что предсерийный «РУСАК-3918» слегка прибавил и в росте. За счет чего?
Во-первых, разработчики на 100 мм сделали выше корпус-лодку, благодаря чему при движении вплавь машина меньше погружается в воду. Сделано это для того, чтобы верхняя часть гусеничной ленты оставалась над водной поверхностью и не гребла против хода. Еще один плюс наращивания водоизмещения корпуса – выросла грузоподъемность, которая у амфибий, как известно, ограничена сохранением плавучести.
Во-вторых, заметно, с 350 до 450 мм, увеличен дорожный просвет. Это стало возможным во многом благодаря частичной переделке подвески: она по своей схеме хотя и похожа на прежнюю, но пружины и амортизаторы у нового вездехода другие. Если для предыдущего образца «РУСАК-3918» их заимствовали соответственно у «Нивы» и «Шевроле Нивы», причем с переделками, то у предсерийного образца и те, и другие – от вазовской «восьмерки», причем в стандартном исполнении. Из ходовой части исключен расположенный сразу за направляющим колесом дополнительный каток, помогавший преодолевать высокие препятствия – доработанная подвеска успешно справляется с этой задачей без него, что упростило конструкцию. И, что важно, на 50 мм стал больше ход подвески, а значит, повысилась плавность движения.
Еще одно интересное новшество: если прежде выхлопная труба шла от капота к корме вдоль всего борта, то теперь она вместе с глушителем выведена прямо под днище в районе переднего свеса. Почему? Оказывается, так эффективнее отводится тепло из подкапотного пространства. Испытывая шестой экземпляр вездехода, конструкторы столкнулись с тем, что охлаждение двигателя недостаточно, даже несмотря на принудительную вентиляцию моторного отсека. Ведь днище для обеспечения плавучести сделано герметичным, из-за чего, в отличие от обычных автомобилей, воздух к двигателю вездехода может поступать только через прорези-воздуховоды в капоте. Поэтому площадь таких воздуховодов решено увеличить – крышка капота вообще будет другой.
Конструкторы приложили много сил для усовершенствования системы отопления. Если прежде ее без особых изменений заимствовали у «Нивы», то у предсерийного вездехода сделали оригинальной, более адаптированной к особенностям компоновки салона.
Изменена фронтальная облицовка капота. И дело не только в дизайне: вся передняя панель, включая фары головного света, теперь полностью герметична.
Еще одно важное изменение в конструкции «РУСАК-3918»: вместо одного 90-литрового бака установлены два 85-литровых. Как результат, гарантированный запас хода – минимум 300 км. Забегая вперед, скажу, что ближе к концу нашего марш-броска все же пришлось заправить вездеход предыдущего образца, тогда как у предсерийной машины к моменту завершения поездки едва начал опорожняться второй бак.
И в завершение описания сделанных доработок: у «РУСАК-3918» появился гидродинамический обвес. То есть боковые экраны из прорезиненных транспортерных лент, прикрывающие ходовую часть. Они сделаны с целью увеличить скорость вездехода на воде без использования удорожающего конструкцию водомета. За счет движения увлекаемой вращающимися гусеницами жидкости в узком пространстве между корпусом и экранами создается эффект сопла, благодаря чему реальная скорость на плаву увеличилась с 1,5 до 5 км/ч. Впечатляющий результат, хотя экраны в их нынешнем виде – решение временное.
В ходе пробега такие экраны доказали свою прочность, но явно требуют доработки с целью обеспечить возможность быстро откинуть их вверх или вообще снять. Потому что после многочасового движения по глубокому снежному покрову комья снега, особенно мокрого, затягиваются гусеницами под экраны и в конце концов забивают верхнюю часть подвески. И, чтобы их оттуда извлечь, приходится отвинчивать многочисленные саморезы, с помощью которых экраны крепятся к стальным боковинам крыльев.
Конструкторы пояснили, что экраны закрепили подобным способом, чтобы, не теряя времени, проверить полученный от них эффект, и у серийных машин их предполагается сделать быстросъемными или откидными, с простыми механизмами крепления.
Итак, в результате внесенных изменений «РУСАК-3918» стал брать больше груза, лучше и быстрее плавать, обеспечивать пассажирам более приемлемый климат в салоне и больший комфорт в движении. Я убедился на собственном опыте: предсерийная машина, в сравнении с шестым образцом, идет по бездорожью более плавно и мягко!
Кроме того, от сделанного в опытном порядке у шестого образца стеклопластикового корпуса-лодки на предсерийном вездеходе вернулись обратно к корпусу-лодке из алюминия: его прочность и масса примерно те же, а трудозатраты на изготовление ниже. Коробка передач оставлена вазовская, пятиступенчатая, но под капотом вместо двигателя от «Нивы» появился более мощный двигатель от «Гранты». Понятно, не случайно – в результате всех доработок «РУСАК-3918» потяжелел: более длинный корпус, шестая пара опорных катков, подросшая высота и дополнительный метр каждой из гусениц – все это добавило вездеходу две дополнительных сотни килограммов. В итоге его снаряженная масса достигла 2 т, а полная – 2,5 т.
Как все перечисленные изменения отразились на эксплуатационных и ходовых качествах «РУСАК-3918»? Самый точный ответ на этот вопрос мог дать только многокилометровый пробег. Причем в наиболее суровых, то есть зимних, условиях. А раз так, то такой пробег не мог не состояться! В качестве конечной цели – заброшенный поселок Дербешка, отстоящий от Набережных Челнов более чем на полторы сотни километров.
От завода Группы компаний «КОМ» до берега Камы рукой подать: несколько поворотов поселковой улицы – и вот он, съезд к реке. Оба наших вездехода: предсерийный образец и его предшественник лихо скатываются с берега на прочно сковавший реку лед, укрытый невысоким снежным покровом глубиной где-то по щиколотку. Вездеходы идут по нему, словно не замечая, лишь изредка подскакивая на торосах. Первые полчаса – сплошной туман, порой непонятно, где заканчивается снежное покрывало и начинаются облака: земля и небо причудливо слились в единую бело-серую массу. Потом из-за линии берега поднялось солнце, а вслед за ним поднялся и туман, на прощание повисев какое-то время дымчатым покрывалом на высоте 3–4 метров и после этого исчезнув совсем.
Хотя за бортом температура –10 оС, в салоне тепло: через несколько минут после начала движения я расстегнул куртку, потом снял перчатки, шапку. Обдув ветрового стекла и передних боковых стекол отличный: за всю поездку никаких признаков обледенения. Запотевают, а потом обмерзают только окна поднимающихся кверху боковых дверей – я периодически протирал их рукой. Где-то через полчаса привыкаю к гулу двигателя – разговаривать можно лишь на повышенных тонах. А сев за руль, этот гул вообще перестаешь замечать – все внимание к дороге. Главное, даже не налететь на какой-нибудь высокий торос или снежный намет – на льду то и дело попадаются склонившиеся над лунками любители подводного лова.
Трудно ли управлять гусеничной машиной? Я бы так не сказал, тем более что здесь использованы не рычаги, а руль от самой обычной легковушки. Усилие на нем немного больше привычного – при вращении словно преодолеваешь сопротивление резины. Но чем быстрее несется машина, тем это сопротивление ниже. Да и вращать баранку сильно не надо: какие-то четверть оборота, и ты уже движешься в другом направлении.
Когда встаешь в места водителя и перебираешься назад, с удивлением замечаешь, что для пассажиров второго ряда сделаны полноразмерные посадочные места: здесь не тесно ни в плечах, ни в ногах! И дверного проема, который общий для обоих рядов сидений, вполне достаточно, чтобы залезть на задний ряд без каких-либо проблем: не нужно ни переднее сиденье передвигать, ни совершать каких-либо акробатических трюков. Эргономика салона и, в частности, дверных проемов выполнена очень удачно!
А вот коробка передач требует более внимательного, чем у обычного автомобиля, отношения: вездеход гусеничный, ход по инерции у него небольшой, а потому переключение ступеней трансмиссии нужно выполнять быстрее и четче. А значит, требуется особая собранность. Хорошо, когда машина мчит по льду: включил третью, и вперед, вплоть до самой остановки. Крейсерская скорость – 37 км/ч. Нет, можно и быстрее – на некоторых участках я «притапливал» и свыше 50 км/ч. Но в этом случае приходится загонять стрелку тахометра дальше 4000 оборотов, а это – повышенный расход топлива и перегрев двигателя.
Увы, если под гусеницами хотя бы небольшой слой снега, как, к примеру, на льду Камы, четвертая ступень уже не вариант. После ее включения скорость вначале вроде бы чуть растет, но мотор не вытягивает, и она начинает неумолимо снижаться. Хорошо еще, если получается не упустить нужный момент и перейти на третью – мне, за отсутствием опыта, несколько раз приходилось вновь начинать разгон со второй. Да, вездеход без проблем штурмует крутые склоны, преодолевает овраги и движется по снегу любой глубины. Но крейсерскую скорость все же хотелось бы иметь повыше, хотя бы на уровне 50 км/ч. И, естественно, при меньшем числе оборотов, чтобы не перегружать движок и не расходовать лишнее топливо. Так что более мощный двигатель для «РУСАК-3918» – весьма актуальная тема!
И тема эта сейчас в работе. В качестве первого шага конструкторы попробуют заменить 16-клапанный двигатель от «Гранты» на его 8-клапанный вариант: хотя у него выходные характеристики несколько ниже, зато пиковый момент достигается при меньшем числе оборотов (3800 против 4200 мин-1). Это позволит не так сильно крутить двигатель, обеспечив увеличение ресурса и снижение тепловой нагрузки. Но стратегическое решение – оснащение машины дизелем. И дизель этот планируют установить под капот «РУСАК-3918» в паре с «автоматом» – работать ручкой механической коробки при движении по пересеченной местности, когда требуется частая смена ступеней, все же непросто. А «автомат», причем не робот, а настоящая планетарная гидромеханическая коробка, здорово облегчит управление вездеходом. Поставить такую коробку вместе с вазовским мотором, к сожалению, не получится – нужен более высокий крутящий момент, а значит, более мощный двигатель, причем именно дизель.
Наш марш-бросок начался еще затемно, в полседьмого утра, а обратно на территорию завода вездеходы вернулись опять же в свете фар, в полседьмого вечера. Давно заброшенная Дербешка найдена: там, где когда-то проживали 5 тыс. человек, были школа и судоремонтный завод, теперь березовая роща да пара деревянных домиков.
Позади 12 часов езды и 320 пройденных километров – вездеходы все время оставались на ходу, за исключением разве что нескольких небольших остановок для перекуса. И – ни одной поломки трансмиссии или ходовой части! А ведь еще пару лет назад ходимость гусениц не превышала нескольких десятков километров. Теперь все основные узлы отработаны в ходе многочисленных испытаний, создатели «РУСАК-3918» ручаются за их высокий ресурс. Правда, осталась еще проблема повышенной температуры в моторном отсеке. Но, как я уже говорил, она будет решена в самое ближайшее время за счет применения измененного капота с улученным внешним доступом воздуха.
Итак, подведем итоги. Главный из них: пробег доказал, что в предсерийном варианте «РУСАК-3918» – состоявшаяся машина! Основные задачи, которые ставили перед собой разработчики, достигнуты: им удалось создать достаточно простой по конструкции, компактный и экономичный гусеничный вездеход, обеспечивающий владельцу удобство и комфорт, сопоставимый с таковыми у легкового автомобиля. Уровень проходимости очень высок: машина свободно идет по снегу любой глубины. Сам убедился: в некоторых местах, выпрыгивая из кабины для проведения фотосъемки, мы проваливались в снег где по колено, а где и по пояс.
Да, для «РУСАК-3918» крайне актуальны дизель и АКП. Но даже с той агрегатной базой, которая есть сейчас, вездеход уже интересен для значительной части потенциальных покупателей. Тех, которые оценят использование отечественного силового агрегата. Потому что с одной стороны, он гарантирует доступность запчастей даже в самых отдаленных уголках страны, то есть там, где подобные машины особенно востребованы. С другой стороны, применение российских серийных двигателя и КПП позволяет удержать конкурентоспособную цену. Какую? Сегодня это уже не секрет: когда «РУСАК-3918» пойдет в серию, в базовом исполнении он будет предложен покупателям за 3 млн руб. А серийный выпуск вездехода начнется уже скоро, этой весной.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов