Главная страница > Спецтехника > Разведчик недр. Гусеницы вместо колес

Разведчик недр. Гусеницы вместо колес

Четыре гусеницы, гидростатика и «ломающаяся» рама: компания «Геосвип» представила весьма необычную машину в качестве сейсморазведчика.
21.04.2022
2118

Компания «Геосвип», известная разработкой и производством виброисточников сейсмических сигналов, применяемых при разведке нефтяных и газовых месторождений (название «Геосвип» расшифровывается как «ГЕОфизические Системы Вибрационного Поиска»), на состоявшейся в Москве в середине апреля выставке «Нефтегаз-2022» представила свою новую разработку – машину СВ-30Б-М3.

Геосвип, СВ-30Б-М3, вездеход, шарнирно-сочлененный, ломающаяся рама, виброисточник, сейсмический, четыре гусеницы, СТ-КТ

Точнее, речь идет о новой модификации: шарнирно-сочлененное шасси этого самоходного виброисточника получило гусеничный движитель, тогда как первые два десятка машин данной модели были колесными. Движитель этот для нас не совсем привычный: он представляет собой два передних и два задних съемных модуля с резиновыми гусеницами и верхним приводным колесом. Причем, когда машине предстоит движение по дорогам с усовершенствованным покрытием, эти модули можно заменить на обычные колеса с шинами размерностью 66х43х25. Гусеницы благодаря увеличенному пятну контакта с грунтом не только обеспечивают повышенную проходимость, но и позволяют избежать порчи трудно восстанавливаемого поверхностного слоя тундры. Гусеничные модули изготовлены итальянской компанией Poluzzi – она поставляет их главным образом для комплектации самоходной сельскохозяйственной техники: колесных тракторов и комбайнов.

Геосвип, СВ-30Б-М3, вездеход, шарнирно-сочлененный, ломающаяся рама, виброисточник, сейсмический, четыре гусеницы, СТ-КТ

Как работает СВ-30Б-М3, то есть вибрационный источник сейсмических сигналов? Расположенный в центральной части машины возбудитель вибраций опускается на поверхность земли и механически воздействует на нее, возбуждая продольные сейсмические волны. Возникающие при этом в грунте деформации позволяют с помощью фиксирующей аппаратуры определить наличие в геологической среде различных полезных ископаемых. Как правило, при подобных исследованиях в качестве сейсмических виброисточников задействуются минимум три оборудованных ими машины. Стоит отметить, что, с целью максимально снизить воздействие на шасси опущенного на грунт и приведенного в работу возбудителя вибраций, его крепление к раме осуществляется через своеобразный буфер в виде нескольких гасящих колебания пневматических амортизаторов. Кстати, масса опорной плиты виброисточника составляет почти две тонны, а усилие ее прижимания к грунту достигает 31 тонны! При этом полная масса машины почти 46 тонн в гусеничном варианте и чуть более 36 тонн – в колесном.

Геосвип, СВ-30Б-М3, вездеход, шарнирно-сочлененный, ломающаяся рама, виброисточник, сейсмический, четыре гусеницы, СТ-КТ

Шасси СВ-30Б-М3 специально сконструировано под транспортировку сейсмического виброисточника, по сути интегрированного в его конструкцию. Это шарнирно-сочлененная машина с гидростатическим приводом. На ее передней полураме установлены заимствованная у КАМАЗа кабина, лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием 13,6 тонны и топливный бак емкостью 980 л. На более длинной задней полураме расположена защищенная тентом платформа, в которой размещен 400-сильный дизель ЯМЗ-7511 с подключенными к нему гидронасосами. Два из них, аксиально-поршневые, с системой пропорционального изменения объема, питают энергией передний и задний гидромоторы, приводящие в движение каждый свою пару гусениц, а два других, шестеренчатых, предназначены для питания двухконтурного маслоохладителя и рулевого управления, то есть привода механизма перемещения передней и задней полурам относительно друг друга. По словам одного из разработчиков, расход топлива СВ-30Б-М3 в рабочем режиме составляет порядка 36 л/ч.

Геосвип, СВ-30Б-М3, вездеход, шарнирно-сочлененный, ломающаяся рама, виброисточник, сейсмический, четыре гусеницы, СТ-КТ

Привод тормозных механизмов шасси тоже гидравлический. И передний, и задний ведущие мосты жестко закреплены на раме. Другими словами, у них нет какой-либо подвески, что, впрочем, вполне традиционно для шарнирно-сочлененной техники. Межколесные дифференциалы снабжены механизмами принудительной блокировки, синхронно включающимися нажатием кнопки в кабине. Между гидромотором и ведущим мостом встроена двухступенчатая коробка передач, расширяющая скоростной диапазон. Кстати, и гидравлическая, и механическая части трансмиссии – импортного производства. Например, мосты и гидромоторы поставлены итальянской компанией OMSI. Но это – пока. Применительно к новым экономическим условиям, когда доступ к закупкам, а главное, к обслуживанию зарубежных компонентов ограничен, «Геосвип» уже разработал модификацию такой машины, у которой как в трансмиссии, так и в гидравлических системах применяются отечественные комплектующие. Так что мы имеем все шансы скоро увидеть, какой выйдет импортозамещенная модель.

Константин Закурдаев

Геосвип, СВ-30Б-М3, вездеход, шарнирно-сочлененный, ломающаяся рама, виброисточник, сейсмический, четыре гусеницы, СТ-КТ




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1018 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки