Русак К-8. Новое в конструкции, новое в возможностях
Новости отрасли
Самое читаемое
Про вот уже третий год выпускаемые в Богородске сверхпроходимые плавающие колесные вездеходы «Русак», разработанные группой компаний «КОМ» и НГТУ имени Р.Е. Алексеева, я уже неоднократно писал: сначала в этом расположенном в Нижегородской обрасти городе освоили выпуск модели К-8 с колесной формулой 8х8, а затем заказчикам предложили и унифицированную с ней более легкую и маневренную модель К-6. Обе мы уже успели испытать и в реках, и в снегах, и в болотах, о чем на нашем сайте можно найти соответствующие публикации. Интересно, что самый первый изготовленный в Богородске «Русак» данного семейства был гибридным: с двумя бензиновыми и двумя электрическими двигателями. Впрочем, об этом вездеходе мы еще поговорим. А главный герой нашего повествования – это «Русак К-8» в грузопассажирском исполнении. Правда, новая у него не только компоновка кузова – в конструкции тоже есть несколько существенных новшеств!
Начнем с компоновки. Все предыдущие сделанные в Богородске «Русаки», о которых я уже рассказывал, были с чисто пассажирским кузовом. То есть спереди – небольшой капот, за которым – полностью закрытый, весьма просторный и комфортабельный пассажирский салон, объединенный в единое пространство с двухместной кабиной. В таком кузове, изготовленном на основе пространственного трубчатого каркаса из алюминиевых и пластиковых панелей, свободно размещаются 16 человек, включая водителя. Это в четырехосном варианте вездехода, а в трехосном, уменьшенном по габаритной длине, количество мест сокращено до восьми. Когда я до этого приезжал на завод, то в его сборочном цеху видел модификации с грузовой платформой в разной степени готовности, но на испытаниях такой машины оказался впервые.
Главная особенность этого четырехосного «Русака» – пассажирская часть его кузова стала заметно короче и рассчитана на десятерых. А позади установлена тентованная бортовая платформа длинной чуть более двух метров. То есть данный вездеход, который планируется использовать для обслуживания нефтяных скважин, сможет перевозить сразу и бригаду специалистов, и около двух тонн необходимого для их работы груза. Причем этот самый груз можно разместить не только на платформе, но и на установленном над пассажирским кузовом багажнике. На самом деле это не первый «Русак» в грузопассажирском варианте. Одна из более ранних машин, к примеру, тоже получила платформу, но более короткую и в паре с краном-манипулятором грузоподъемностью 500 кг на минимальном вылете и 180 кг на максимальном. Причем такой кран-манипулятор по желанию заказчика может быть как с электрическим, так и с ручным приводом.
Окрашенный в белоснежный цвет грузопассажирский «Русак» в ходе испытательной поездки показал, на что способен: выйдя на лесные просторы, мы преодолели на нем несколько оврагов и балок, с включенными водометами пересекли небольшое озеро с заболоченными берегами и даже взяли штурмом ставшую топкой из-за прошедших дождей низину. Да, эта машина – настоящий вездеход, рассчитанный на преодоление любой местности: полный привод всех восьми колес, механизмы принудительной блокировки межколесных и межосевых дифференциалов, раздаточная коробка с понижающим рядом, широкопрофильные шины с регулируемым давлением, ровное, не препятствующее движению днище и дорожный просвет в 540 мм наделяют его отменными внедорожными способностями! А если все же случится застрять – на этот случай под передним бампером размещена электрическая лебедка.
Актуальный для потенциальных заказчиков вопрос: каково у «Русака» потребление топлива? В ходе недавно завершившегося многодневного испытательного пробега в условиях Севера были получены следующие результаты: при движении по благоустроенным дорогам, асфальтированным или отсыпанным, вездеход расходует порядка 27 л/100 км. Если дорога заканчивается и дальше приходится двигаться по бездорожью средней сложности, расход увеличивается до 31 – 32 л/100 км, а при преодолении заболоченных участков – до 40 – 44 л/100 км. Это данные для трехосного К-6. А в случае четырехосного К-8, который тяжелее и у которого больше сопротивление качению, упомянутые показатели увеличиваются в среднем на 10-15%.
Теперь перейдем к изменениям в конструкции «Русака». Связаны они в первую очередь с импортозамещением. Невозможность получать зарубежные комплектующие и материалы заставила внести доработки едва ли не во все важнейшие узлы и агрегаты. Пришлось искать даже срочную замену немецким и японским подшипникам – дело это оказалось непростым, потому что ни отечественные, ни китайские аналоги, во всяком случае те, что в компания уже успели испытать, не дотягивают до них или по надежности, или по ресурсу. Другой пример: применяемые в агрегатах трансмиссии манжеты – вроде бы мелочь, но закупаемые в Европе отличались соответствием критичным для работы в условиях холода требованиям, и найти им отечественную замену – непростая задача. Не легче оказалось и импортозаместить применяемые при производстве кузова зарубежные клеи и герметики – помимо высокой надежности от них тоже требуется сохранять свои качества при низких температурах.
Тем не менее, импортозамещение – вопрос так или иначе решаемый. Ведь получилось его решить с замещением тросов отбоя, установленных в подвеске «Русака» для ограничения углов перемещения в шаровых опорах и рулевых наконечниках при преодолении вездеходом неровностей – это защищает упомянутые узлы от преждевременного разрушения. Такие тросы надежно ограничивают перемещение каждого колеса при работе подвески, не позволяют ходу отбоя и углам поворота осевых шарниров превысить допустимые значения. Раньше такие тросы закупались в Австрии, теперь же, испробовав разные варианты и проведя всесторонние испытания, включая ресурсные, им наконец удалось подобрать адекватную российскую замену.
«Сложность импортрозамещения более не поставляемых в страну комплектующих, применяемых в уже освоенных нами в производстве вездеходах, заключается не только в необходимости большой работы по поиску их новых вариантов и новых производителей, соответствующих высоким требованиям, – говорит руководитель проекта «Русак» Александр Блохин,. – переход на новые комплектующие требует еще и проведения их всесторонних испытаний в составе конструкции машины. Такие испытания отнимают дополнительное время и заставляют нас пусть незначительно, но переносить сроки выполнения новых заказов».
Одно из самых существенное изменение в конструкции «Русака» – переход к применению 6-ступенчатой коробки передач вместо 5-ступенчатой. Напомню, что эти коробки передач для комплектации вездеходов поставляет Горьковский автозавод, тогда как все остальные агрегаты трансмиссии, а именно, раздаточную коробку, главные передачи и планетарные колесные редукторы производит действующий в Набережных Челнах «Завод механических трансмиссий» (ООО «ЗМТ»), который, как и производящая вездеходы компания «Вездеходы для Севера», входит в Группу «КОМ». Новая коробка передач (в настоящее время ей комплектуют новейшую «Газель NN») рассчитана на более высокий передаваемый крутящий момент, увеличенный с 330 до 450 Нм, что в целом повысило надежность и ресурс этого узла, а также позволило изменить настройки блока управления применяемого на вездеходе 2,8-литрового дизеля Cummins. Но это только один плюс от ее установки.
Второй плюс – у 6-ступенчатой коробки передач по сравнению с 5-ступенчатой почти в полтора раза больше передаточный диапазон: у первой передачи передаточное отношение более низкое, а у шестой, понятно, более высокое. Например, у первой ступени 5-ступенчатой коробки передач оно 3,786, а у 6-ступенчатой – 5,065, то есть разница – практически 40%! И вторая, и третья передачи у 6-ступенчатой коробки – с более низким передаточным отношением, благодаря чему передаваемый крутящий момент, а значит, и тяга на них получаются выше, что делает машину более динамичной. Четвертая передача в обоих коробках – прямая, а пятая имеет примерно одинаковое передаточное отношение в районе 0,8. Наконец, у шестой передачи в 6-ступенчтатой коробке оно составляет 0,643. Как раз эти 0,643 и дают хорошую добавку возможностям трансмиссии. В чем это выражается?
При эксплуатации автотехники с двухступенчатой раздаточной коробкой общепринято, что если водитель включает ее понижающую ступень, то в коробке передач, чтобы избежать слишком высоких на нее нагрузок, он пользуется исключительно первой или второй ступенью. Но в этом случае между этими двумя ступенями часто возникает недоступный скоростной диапазон и, чтобы двигаться в нем, приходится то и дело переключать коробку передач с первой ступени на вторую и обратно. А новая 6-ступенчатая коробка передач позволяет при включении пониженной передачи в раздаточной коробке использовать четвертую, пятую и шестую ступени. Причем четвертая пониженная передача в трансмиссии по передаточным числам практически соответствует второй повышенной, а шестая пониженная – третьей повышенной. Это дает возможность расширить скоростной диапазон движения на пониженной передачи до 30 км/ч., повысить среднюю скорость движения и сэкономить топливо. Правда, подобная возможность обеспечена не только шестью ступенями коробки передач, но и особенностями применяемой в трансмиссии «Русака» раздаточной коробки собственного производства, в которой передаточные отношения первой и второй ступеней значительно больше, чем обычно принято, и составляют 1,67 и 4,21.
В ходе нашего марш-броска на грузопассажирском «Русаке» в качестве сопровождающего выступал еще один «Русак», тоже четырехосный, но с полностью закрытым пассажирским кузовом привычного оранжевого цвета. Как оказалось, это не новая, а уже вполне знакомая мне машина – та самая, которая в прошлом имела гибридный силовой привод. Теперь, когда завершилась программа испытаний такого привода, исследованы все сильные и слабые его стороны и обобщен опыт применения, вездеход решили оснастить привычным силовым агрегатом и сделать тестовой машиной. Дело в том, что за последний год значительно увеличилось количество желающих познакомиться с «Русаком» в собственных условиях применения и для решения собственных задач – вот им и будет на время предоставляться данный конкретный экземпляр. А тем временем компания начала работы над созданием гибридного «Русака» следующего поколения, в конструкции которого будет учтены все наработки его предшественника.
В настоящее время на заводе в Богородске заложены сразу пять новых вездеходов: четыре четырехосных и один трехосный. Среди них есть и пассажирские, и грузопассажирские модификации. После них на очереди – еще три четырехосных и две трехосных машины. Всего же по итогам текущего года должно быть изготовлено от 13 до 15 «Русаков», а их общее количество приблизится к трем десяткам. Тем временем разработчики уже планируют создать для этих вездеходов полуавтоматический и автоматический варианты трансмиссии, так что можно надеяться, впереди у нас знакомство еще не с одной их новой модификацией!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов