Главная страница > Спецтехника > Русак второго поколения

Русак второго поколения

Первый из второго поколения: к заказчику отправился новейший «Русак К-8.2». В чём его главные отличия по конструкции, компоновке и возможностям?
18.01.2024
2460

Об эволюции проекта «Русак» я рассказываю уже на протяжении семи лет. За эти годы уникальный своими грузоподъёмностью и вместимостью четырёхосный плавающий высоко проходимый снегоболотоход, известный под обозначением «Русак К-8», претерпел множество технических изменений и приобрёл немало интересных модификаций. Но вот, под самый занавес 2023 года, появился ещё один его образец, «Русак К-8.2», в общем-то и внешне, и по компоновке похожий на своих предшественников. Так почему разработчики говорят о нём как о снегоболотоходе следующего, то есть второго поколения? Давайте разберёмся, чем по конструкции и по возможностям он отличается от «Русаков», которые выпускались прежде.

Русак, Русак К-8, Русак второго поколения, вездеход, вездеход нового поколения, 8х8, снегоболотоход, компания Русак, новый Русак, Русская автомобильная компания, новый вездеход, российский вездеход, производство вездеходов, Русак К-8.2, внедорожник, техни

Начнём с того, что «Русак» второго поколения стал длиннее, выше и шире. А значит – просторнее и вместительнее. Соответственно, эргономику и комфорт удалось поднять на более высокий уровень. Потолок теперь находится на высоте 1,9 м, благодаря чему пассажиры могут ходить по салону в полный рост. Длина машины увеличилась на полтора метра, она теперь составляет 10 м, а длина салона достигла 5,5 метров. Он разбит на два отсека: в изолированной кабине располагаются водитель и пассажир, а ещё для 18 пассажиров предусмотрены места в основной части салона, соединённого с кабиной автоматически открывающейся дверью. Увеличение внутреннего пространства позволило разместить больше сидений. Улучшена шумоизоляция: чтобы снизить шум от работы агрегатов трансмиссии, расположенных в раме-лодке, увеличена толщина и изменен состав звукоизолирующих материалов пола.

Русак, Русак К-8, Русак второго поколения, вездеход, вездеход нового поколения, 8х8, снегоболотоход, компания Русак, новый Русак, Русская автомобильная компания, новый вездеход, российский вездеход, производство вездеходов, Русак К-8.2, внедорожник, техни

Повышенная вместимость салона пассажирской версии нового «Русак К-8.2» уподобила его автобусу. Чтобы упростить для пассажиров самой разной комплекции и с самыми разными физическими возможностями доступ к расположенным на высоте порядка двух метров дверям, обычные лестницы заменили раскладными, более удобными и безопасными в использовании. Другое дело, что самый первый экземпляр «Русак К-8.2» хотя и выполнен пассажирским, но это всё же не автобус. Его внутреннее пространство рассчитано на долговременное, точнее – на многодневное пребывание экипажа. Для этого боковые диваны легко трансформируются в кровати. В салоне предусмотрены вешалки для одежды, вещевые полки, розетки, отдельное место под телевизор, а также столики и кресла для комфортной работы.

Русак, Русак К-8, Русак второго поколения, вездеход, вездеход нового поколения, 8х8, снегоболотоход, компания Русак, новый Русак, Русская автомобильная компания, новый вездеход, российский вездеход, производство вездеходов, Русак К-8.2, внедорожник, техни

Увеличение внутреннего пространства кузова «Русак К-8.2» заставило повысить эффективность систем отопления и вентиляции. Раньше в холодное время года для создания комфортного внутреннего климата хватало стандартной газелевской печки на 7 кВт в паре с автономным обогревателем на 2-4 кВт. Теперь же в конструкцию снегоболотохода на автобусный манер включены специальные жидкостные отопители с разводкой по всему салону. Система отопления объединена с контуром жидкостного охлаждения двигателя. Кроме того, в салоне дополнительно установлены отопители мощностью 4 кВт, а в кабине – мощностью 2 кВт. Как результат, система отопления стала более продуктивной: если раньше тепло распространялось по салону неравномерно, то теперь эту проблему удалось решить.

Русак, Русак К-8, Русак второго поколения, вездеход, вездеход нового поколения, 8х8, снегоболотоход, компания Русак, новый Русак, Русская автомобильная компания, новый вездеход, российский вездеход, производство вездеходов, Русак К-8.2, внедорожник

Тёплый воздух подаётся снизу, чтобы  он поднимался вверх, а кондиционированный, наоборот, подаётся сверху и опускается вниз. Увеличение количества пассажиров потребовало использования фильтровентиляционного устройства, которое обеспечивает приточную и вытяжную вентиляцию. Теперь даже с двадцатью человеками на борту ощущения духоты не возникает даже с закрытыми окнами! Важно отметить, что усилена система не только обогрева, но и охлаждения салона. У нового снегоболотохода от коленвала сделан привод компрессора кондиционера. Это позволило реализовать с салоне очень эффективную систему кондиционирования мощностью от 7 до 10 кВт, тогда как у «Русаков» первого поколения этот параметр не превышает 2,5-3 кВт. Таким образом, пассажирам «Русак К-8.2» никогда не жарко, не душно и не холодно!

Русак, Русак К-8, Русак второго поколения, вездеход, вездеход нового поколения, 8х8, снегоболотоход, компания Русак, новый Русак, Русская автомобильная компания, новый вездеход, российский вездеход, производство вездеходов, Русак К-8.2, внедорожник

И последнее важное новшество, касающееся кузова. У «Русаков» первого поколения запасное колесо располагалось на крыше. Понятно, что при массе в 155 кг спустить его с трёх метров, а тем более, поднять на такую высоту водителю в одиночку очень сложно. Сложно это сделать даже вдвоём или втроём! У «Русак К-8.2» колёса в диаметре больше, из-за чего тяжелее на 25 кг. Поэтому дальше игнорировать данную проблему было нельзя. Её решили, расположив запаску на подвижном кронштейне за кормой кузова. Система ручных лебёдок позволяет просто и быстро снять или поднять запасное колесо. При этом задняя торцевая дверь не просто сохранена – предусмотрена возможность открыть её даже изнутри. При этом, с помощью специального механизма, кронштейн с запасным колесом на манер калитки отводится в сторону.

Русак, Русак К-8, Русак второго поколения, вездеход, вездеход нового поколения, 8х8, снегоболотоход, компания Русак, новый Русак, Русская автомобильная компания, новый вездеход, российский вездеход, производство вездеходов, Русак К-8.2, внедорожник

Почему колёса «Русака К-8.2» понадобилось делать крупнее? Дело в том, что из-за увеличения габаритов пусть незначительно, но выросла снаряжённая масса снегоболотохода. И чтобы сохранить уровень его проходимости, то есть, приемлемую для движения по снегу и болоту величину давления на грунт, пришлось увеличить пятно контакта колёс с дорогой. Для этого их диаметр довели до 1780 мм, а ширину – до 710 мм. В результате пятно контакта стало больше примерно на четверть, и показатели проходимости остались прежними. Кроме того, увеличение колёс привело к повышению дорожного просвета, также благоприятно отразившегося на проходимости снегоболотохода. Добавлю, что рост его массы потребовал применения в подвеске усиленных пружин.

Русак, Русак К-8, Русак второго поколения, вездеход, вездеход нового поколения, 8х8, снегоболотоход, компания Русак, новый Русак, Русская автомобильная компания, новый вездеход, российский вездеход, производство вездеходов, Русак К-8.2, внедорожник

Трансмиссия «Русак К-8.2» сохранилась прежней: 6-ступенчатая коробка передач взята от «Газели NEXT», а раздаточная коробка, главные передачи и колёсные редукторы – собственной разработки. Но из-за увеличения межосевых расстояний поменялась длина карданных валов, появились их дополнительные опоры. В раме-лодке изменилась компоновка креплений механизмов подвески и рулевого управления. Дизель – всё тот же проверенный Cummins ISF 2.8, но с доработанным картером. Дело в том, что при преодолении снегоболотоходом спусков крутизной более 30о иногда наблюдалось масляное голодание двигателя со всеми вытекающими последствиями. Эту проблему устранили, изготовив масляный поддон собственной конструкции, позволяющий спускаться по склонам крутизной до 40о. То есть, на пределе сцепления колёс с грунтом.

Русак, Русак К-8, Русак второго поколения, вездеход, вездеход нового поколения, 8х8, снегоболотоход, компания Русак, новый Русак, Русская автомобильная компания, новый вездеход, российский вездеход, производство вездеходов, Русак К-8.2, внедорожник

И ещё ранее невиданное у «Русаков» новшество. Речь идёт о построенном специально для работы с ними двухосном прицепе грузоподъёмностью 2 тонны: тоже плавающем, тоже с подкачкой шин и тоже с независимой подвеской. У него шаровое сцепное устройство и, в отличие от большинства подобных прицепов, есть рабочая и стояночная тормозные системы. В рабочей использована конструкция тормоза наката. Независимая подвеска этого прицепа, которую, кстати, не увидишь у аналогов конкурентов, взаимозаменяема с подвеской тягача и может быть использована при его ремонте. Такая подвеска обеспечивает наилучшую плавность хода. Размер бортовой платформы 4,0х2,1 м, она укрыта тентом, а под фальшполом сделан дополнительный грузовой отсек, в который, к примеру, можно загрузить трубы длиной до 4 м.

Русак, Русак К-8, Русак второго поколения, вездеход, вездеход нового поколения, 8х8, снегоболотоход, компания Русак, новый Русак, Русская автомобильная компания, новый вездеход, российский вездеход, производство вездеходов, Русак К-8.2, внедорожник

Таким образом, хотя внешне и по компоновке «Русак К-8.2» схож с предыдущими «Русаками», по сумме внедрённых конструкторских и компоновочных решений с полным правом можно говорить о нём как о снегоболотоходе нового, то есть второго поколения! Тем не менее, новичок не вытеснит из производства первое поколение «Русаков», которые теперь будут предложены как снегоболотоходы в более доступном ценовом диапазоне.

Константин Закурдаев

В материале использованы фото из архива ООО «Вездеходы для севера»

Русак, Русак К-8, Русак второго поколения, вездеход, вездеход нового поколения, 8х8, снегоболотоход, компания Русак, новый Русак, Русская автомобильная компания, новый вездеход, российский вездеход, производство вездеходов, Русак К-8.2, внедорожник




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки