Бездорожье как место действия
Новости отрасли
Самое читаемое
Три года назад я рассказывал об очень интересных трёхосных плавающих снегоболотоходах «Ямал» на шинах низкого давления, рассчитанных на транспортировку, в зависимости от сложности преодолеваемого бездорожья, от полтонны до полутора тонн груза. Они сконструированы под руководством Олега Бредихина и серийно выпускаются компанией «Ямалспецмаш». И вот недавно, во время демонстрации перспективного тяжёлого шарнирно-сочленённого самосвала – тоже «Ямала» и тоже созданного под началом Олега Бредихина, мне удалось увидеть новую генерацию тех снегоболотоходов: у них сохранились главные концептуальные особенности трансмиссии и ходовой части, но комплектующие от «УАЗ Патриот» уступили место комплектующим от «Газели NEXT».
Трансмиссия у этих трёхосных снегоболотоходов и вправду не совсем обычная: раздаточная коробка от БТР-70 распределяет крутящий момент между передним мостом и ещё одной раздаточной коробкой. А та, будучи заимствована у БТР-60, в свою очередь, поровну делит момент между вторым и третьим мостами. Эта раздатка, будучи связана собственной тягой с третьим мостом, сделана качающейся на дополнительных шарнирах задней рессорно-балансирной подвески – она может менять угол наклона в поперечной плоскости вслед за изменением положения задних мостов. Соответственно, изменяется и угол наклона основного карданного вала, который, к тому же, может вытягиваться на шлицах.
Что даёт такое весьма необычное, кстати, запатентованное конструкторское решение? Идущий к задним мостам карданный вал не переламывается при преодолении препятствий, поскольку находится выше, чем в классической трансмиссии 6х6 с приводом от единственной раздаточной коробки. Но самое главное, применение рессорно-балансирной подвески и трансмиссии с парой раздаточных коробок обеспечило очень внушительный ход задних колёс: плюс-минус 450 мм. Это гораздо больше, чем у трёхосных вездеходов с традиционными трансмиссией и подвеской, что гарантирует постоянное зацепление колёс с грунтом даже на сложном рельефе местности.
Отличительные черты новой версии трехосного снегоболотохода заключаются в том, что если раньше в его трансмиссии применялись агрегаты от «УАЗ Патриот», то теперь комплектация включает газелевскую коробку передач и мосты с самоблокирующимся дифференциалами от ГАЗ-66. Кабина и капот, соответственно, тоже не от «Патриота», а от «Газели NEXT». Заметим, что кабина «Газели NEXT» более просторная и комплектуется полноценным двухместным пассажирским сиденьем. Немаловажно, что и двигатель на новом снегоболотоходе такой же, как у «Газели NEXT»: 4-цилиндровый дизель Cummins 2.8 вместо прежде использовавшегося бензинового ЗМЗ-409. Это логично: большинство заказчиков предпочитают подобные вездеходы именно с дизелем: более экономичным и тяговитым, а Заволжский моторный завод их уже несколько лет как перестал выпускать.
В настоящее время трёхосный снегоболотоход с использованием агрегатной базы газовских автомобилей проходит испытания. В дальнейшем вместо 5-ступенчатой коробки передач его планируется комплектовать 6-ступенчатой – тоже газовской, но с более подходящим для подобной трансмиссии диапазоном передаточных ступеней.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов