Куда едут вездеходы? Большой зимний тест
Новости отрасли
Самое читаемое
Я уже во всех деталях рассказал о состоявшейся в начале декабря выставке «Вездеходер 2022», на которой была развёрнута широчайшая экспозиция всевозможной техники для покорения бездорожья. Но одно дело – на технику смотреть, а другое – эту технику опробовать! Именно поэтому организаторы выставки предложили журналистам испытать в деле несколько из показанных на ней вездеходов. Тест этот оказался интересен тем, что позволил сравнить в полевых условиях различные подходы и технические решения, на которые делают ставку разработчики такой техники.
В последние годы самое активное развитие получили вездеходы типа всем известного «Шерпа»: короткобазные двухосные машины на шинах свехнизкого давления с бортовым поворотом и цепным приводом огромных колёс. Они неплохо плавают, а некоторые даже способны выходить из воды на лёд! Поставленные фактически сразу друг за другом колеса у таких снегоболотоходов обуславливают размещение входа в салон с торца кабины и при сниженном давлении воздуха в шинах обеспечивают резкое увеличение пятна контакта почти до уровня гусеничных машин.
Не удивительно, что в нашем тесте приняли участие сразу несколько подобных образцов техники, включая снегоболотоход BigBo производства костромской «Лаборатории вездеходов», о котором я довольно подробно рассказывал в репортаже с выставки «Вездеходер 2022», а также сразу два хорошо известных любителям покорять бездорожье «Феникса», уже несколько лет производимых в Кургане и считающихся одними из наиболее лёгких колёсных моделей с бортовым поворотом.
В отличие от подавляющего большинства других подобных снегоболотоходов, BigBo предложен с автоматической трансмиссией, значительно упрощающей вождение по бездорожью. Для этой машины 128-сильный дизель и коробку-автомат заимствовали у Hyundai Accent. И еще один интересный нюанс: кузов BigBo изготовлен из алюминия и пластика и отличается не утилитарной, а люксовой отделкой интерьера. Ведущая в кабину передняя дверь у него сдвигается в сторону, а не откидывается вниз, как у большитса аналогов. Очень интересная машина!
Да, тема снегоболотоходов с бортовым поворотом активно развивается, но развиваются и альтернативные ей концепции. В тесте, к примеру, принял участие «Лесник Экстрим». Внешне он напоминает шерпоподобные вездеходы, но у него классические трансмиссия и рулевое управление. Поэтому и мосты получилось разнести подальше друг от друга, расположив вход в салон не спереди, а сбоку. В мостах «Экстрима» использованы детали от ГАЗ-66, причём, что важно, все четыре колеса снегоболотохода управляемые! То есть задние даже в повороте всегда идут по колее передних, что важно с точки зрения проходимости. Верхняя часть кузова алюминиевая, нижняя – стальная.
В кузов «Экстрима» можно попасть через две боковые и заднюю двери. Пассажирские сиденья установлены вдоль бортов и могут трансформироваться в спальное место. Водитель сидит по центру, и что важно, управляет снегоболотоходом не рычагами, как у машин с бортовым поворотом, а обычным рулевым колесом. Коробка передач механическая, а потому справа от водителя расположен классический рычаг для переключения её ступеней.
А вот ещё один вездеход автомобильной схемы. Называется «Тайпан» и выпускается в Новосибирске. Это единственная оказавшаяся на тесте машина такого рода, у которой есть классическая автомобильная подвеска: рессоры от УАЗа, а амортизаторы от «Газели». Именно благодаря наличию такой подвески «Тайпан» оказался самым быстрым: он способен без утраты комфорта двигаться по бездорожью на скорости 55 – 60 км/ч, тогда как у всех других колёсных вездеходов на шинах сверхнизкого давления за неимением подвески такая скорость в два раза ниже.
Мосты у «Тайпана» от «УАЗ Хантер», а в моторном отсеке установлен тойотовский силовой агрегат в составе двигателя рабочим объёмом 1,5 или 1,8 литра и 4-диапазонной автоматической коробки передач. Силовой агрегат развернут вдоль оси вездехода, поэтому выходящие из коробки передач валы идут не к правому и левому колёсам, а к переднему и заднему мостам. Дифференциал между ними заблокирован намертво: подключение обоих мостов к трансмиссии жёсткое. Предусмотрены механизмы блокировки межколёсных дифференциалов.
По ходовой части и трансмиссии, да и по компоновке салона «Тайпан» напоминает скорее не специальный вездеход, а лифтованный легковой внедорожник. Видимо, с учётом вполне приемлемой цены, автомобильного способа управления и автоматической коробки передач с возможностью ограничения использования только её первой или первой-второй ступеней, на «Тайпан» очень неплохой спрос: по словам одного из разработчиков, за четыре года производства своих хозяев нашли порядка 120 этих машин!
Тем не менее, не стоит на месте и развитие конструкции вездеходов с бортовым поворотом. Например, один из двух «Фениксов» оказался электрическим! Внешне или по компоновке салона он, по крайней мере на первый взгляд, ничем не отличается от модели с классическим движком, но у него есть по меньшей мере два плюса: моментальный выход на максимальный крутящий момент и экологичность, важная для тех, кто эксплуатирует технику на территориях с экологическими ограничениями. Да, у электрического «Феникса» нулевой выхлоп и он непривычно тихий для таких машин!
Другое дело, что пакеты батарей любую машину делают тяжелее, что особенно плохо для вездеходной техники. И, главное: если батареи разрядятся где-нибудь в болоте – что делать? Если у тебя вездеход с обычным двигателем – залил в бак горючку из канистры и поехал дальше. А что делать с электрическим вездеходом – непонятно. Некоторые рекомендуют возить с собой генератор – но тогда выхолащивается сама идея электропривода! В общем, я всегда считал, что вездеходы будут последними, до кого докатится волна электрификации транспорта. Но я ошибался!
На самом же деле количество всевозможной электровездеходной техники на российском рынке растёт! В числе представленных на тест её образцов, помимо электрического «Феникса», были ещё два. Первый – это электрический квадроцикл «Литл» производства вологодской компании «Шограш». Причём, обратим внимание, данный вездеход шарнирно-сочленённой схемы! Раньше эти вездеходы были известны только с двигателем внутреннего сгорания, а теперь в их линейке появилась и электрическая модификация!
А второй – сноубайк «Снегирь 2500». С алюминиевой рамой, аккумуляторной батареей ёмкостью 4 кВтч и электродвигателем мощностью 35 кВт весит такой мотоцикл-снегоход 115 кг. Заряда батарей в спокойном темпе движения ему хватает примерно на 40 км или на 2 часа . Можно поставить и более ёмкую батарею, тогда и запас хода будет побольше. Причём «Снегирь 2500» – это не переделка из обычного мотоцикла: он изначально проектировался как сноубайк, а потому получился более лёгким и компактным.
Впрочем, есть ещё одно, пока не упомянутое мною направление развития колёсных покорителей бездорожья. Тоже высокопроходимых, тоже плавающих и тоже на шинах сверхнизкого давления. Но они более компактны, технически более просты, эстетически – более утилитарны, а потому представляют собой доступную альтернативу более крупным, солидным, комфортабельным и дорогим колёсным снегоболотоходам. Такие вездеходы ещё называют каракатами. На тесте они были представлены двумя экземплярами под названием «Кракен».
Что можно сказать про такие машины? Дёшево и сердито! Комфорта мало, вид простовато-угловатый, вместимость тоже невелика. Зато в плюсах – дешевизна при покупке и эксплуатации, а также лёгкость транспортировки к месту покорения бездорожья. В конструкции – максимальное использование комплектующих от серийных автомобилей. Кабина – или полностью открытая, или над ней водружён трубчатый силовой каркас со съёмной прозрачной плёнкой. В таком вездеходе, двигаясь по лесной дороге, главное не получить веткой по лбу. Причём шансы в этом у водителя и пассажира равны.
Как правило, каракаты оснащают китайским движком мощностью 15 – 18 л.с., в паре с которым ставят автомобильную коробку передач. Да, комфорта у каракатов немного, но по проходимости они вряд ли уступят большим вездеходам. Во всяком случае во время теста «Кракены» брали те же препятствия, причём без заметных усилий. На бездорожье сильная сторона подобных машин – сравнительно небольшая снаряжённая масса. Учитывая невысокую стоимость, свой сегмент вездеходного рынка и свой круг покупателей и ценителей у «Кракенов» и им подобных есть.
Хорошая альтернатива каракатам – компактные гусеничные вездеходы, хотя, они и чуть выше по стоимости. На выставке такие вездеходы были представлены двумя моделями «Добрыня». Конечно, тут можно спорить, но по моему опыту именно гусеницы – самый лучший движитель в условиях бездорожья. Впрочем, гусеничные вездеходы – отдельная тема, и о них мы ещё обязательно поговорим.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов