Для работающих с огоньком
Новости отрасли
Самое читаемое
Для начала – небольшая предыстория. Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения» было зарегистрировано в 2008 году, а в конце 2009-го поставило первые 24 пожарные машины для нужд МЧС России. Предприятие учреждено совместно с хорошо известным в Европе австрийским изготовителем автотехники и оборудования для борьбы с огнем, компанией Rosenbauer International AG. Место расположения – Москва, территория Завода имени Лихачева. Расчетная производственная мощность при работе в одну смену составляет 300 машин в год. В наиболее продуктивном 2011 году здесь сделали 234 ед. техники, а по итогам прошлого года, под влиянием захлестнувших экономику страны трудностей, годовой выпуск сократился и составил 152 ед., что, впрочем, по нынешним меркам тоже очень неплохой результат. Всего же за несколько лет своего существования предприятие выпустило более тысячи пожарных автомобилей, часть из которых экспортирована в зарубежные страны. Судя по информации на официальном сайте компании, наиболее крупные партии отгрузили в Никарагуа (20 ед.), Сербию (18 ед.) и Северную Корею (50 ед.).
Среди первых образцов пожарных машин, разработанных специалистами ПО «Спецтехника пожаротушения», часть была выполнена на шасси ЗИЛ, но данное направление в связи со сворачиванием производства грузовиков на самом Заводе имени Лихачева продолжения не получило. Какие шасси используются теперь? Во время моего знакомства с предприятием на площадке готовой продукции передачи заказчику дожидались несколько пожарных MAN, но все же львиная доля выпускаемых здесь спецавтомобилей базируется на КАМАЗах с колесной формулой 4х2 или 4х4. Причем упомянутые полноприводные шасси уникальны: они доработаны челнинской компанией РИАТ специально для поставки компании "Спецтехника пожаротушения". Эти шасси отличаются увеличенной допустимой нагрузкой, дополнительными ресиверами, измененными местами крепления ряда агрегатов, иным глушителем, оригинальным топливным баком, установленной коробкой отбора мощности и генератором с повышенной отдачей. Все они, как правило, оснащены рядной 285-сильной «шестеркой» Cummins совместного предприятия «Камминз-КАМА»: собственный дизель Камского автозавода не используется по причине отсутствия электронного блока управления, из-за чего его гораздо труднее завязать в одну компьютерную сеть со специализированным оборудованием современной пожарной машины. Вклад специалистов компании «Спецтехника пожаротушения» в доработку таких шасси минимален: они лишь монтируют на лонжероны рамы дополнительные кронштейны для крепления кузова, приклеивают к задней, отчасти вырезанной стенке кабины усилительную рамку-переходник и устанавливают на крыше пластиковый обтекатель с двумя проблесковыми маячками.
Теперь перейдем от шасси к производимым заводом надстройкам – их отличает целый ряд оригинальных технических решений.
Начнем с того, что каркасы таких надстроек полностью изготовлены из алюминия, который в сравнении со сталью более пластичен, легок и стоек к воздействию коррозии. С учетом применения внешних алюминиевых и пластиковых панелей снаряженную массу изготавливаемых машин удалось существенно снизить, за счет чего примерно на 30% увеличена их комплектация различным оборудованием и инструментом при сохранении полной массы в 14 т – предельной для наиболее востребованных в нашей стране пожарных автомобилей среднего класса.
Еще одна важная особенность: при сборке надстроек вместо сварных соединений используются исключительно клеевые – они не изменяют структуру соединяемых деталей, не коррозируют и не дают трещин по шву из-за появляющихся при проезде по неровностям деформаций. В ходе изготовления рамы кузова между склеиваемыми алюминиевыми листами помещают специальные шайбы, обеспечивающие их некоторую подвижность относительно друг друга. Добавлю, что в местах сопряжений проклеиваются даже резьбовые соединения, применяемые при сборке различных элементов надстройки.
К важным особенностям конструкции также следует отнести цистерну для воды, которая сварена не из стали, а из пенопропилена. Этот материал коррозионно-стойкий, благодаря чему «бочка» не гниет. К тому же он обладает низкой смачиваемостью, что допускает вместо технической воды после тщательной промывки доставлять в цистерне питьевую воду. С четырех сторон, включая две наружные, емкость защищена сэндвич-панелями, обладающими высокими теплоизолирующими свойствами.
Нужно сказать, что большинство деталей, агрегатов и оборудования надстройки компания или делает сама, или закупает у российских поставщиков. Это касается в том числе алюминия и пластиковых деталей. За шесть лет с момента начала своей деятельности предприятие провело огромную работу по импортозамещению. Как сказал один из его сотрудников, раньше для изготовления одной пожарной машины из-за рубежа приходили шесть загруженных комплектующими фур, теперь же одной фуры хватает для производства шести пожарных машин, локализацию которых удалось довести до 90%. И это дает значительный эффект! Возьмем для примера комплект передних и задних проблесковых маячков, которые ранее, когда закупались у Rosenbauer, были стробоскопными, а теперь, при организации производства в России, стали более надежными светодиодными. Так вот, в результате локализации цена такого комплекта упала в 50 раз! Одно лишь матовое стекло проблескового маячка прежде стоило порядка 10 тыс. руб., а теперь – менее тысячи. Импортными оставлены лишь компоненты, которые у нас в стране не производят сравнимого с Rosenbauer качества. Если конкретно, то это водяной насос с электропневматическим управлением, лафетный ствол, специальные сиденья для бойцов, у которых за спиной закреплены баллоны дыхательных аппаратов, плюс всевозможная электроника.
К задней части автомобиля от системы охлаждения его двигателя проложены шланги – в холодное время года подаваемая по ним охлаждающая жидкость используется для подогрева водяного насоса, а в теплое – как дополнительный контур охлаждения силового агрегата, который сильно греется при продолжительной стационарной работе занятой на тушении пожара машины.
Что сказать о самом заводе? Сборка пожарных автомобилей здесь постовая, как такового конвейера нет: кузова перекатывают от поста к посту на специальных тележках. Работа идет без спешки: технология применения клеевых соединений не терпит торопливости. Склеенная рама надстройки, к примеру, сохнет более суток. Везде чисто, под ногами – литой разлинованный пол, как на западных предприятиях. Раньше для тестирования изготовленных машин приходилось ездить на берег реки Москвы, благо недалеко, теперь же с данной целью используют уникальный стенд для гидродинамических и гидростатических испытаний, работающий по замкнутому циклу. Его цистерна вмещает 9000 литров жидкости, что вполне достаточно для проверки водяной емкости и насоса любой пожарной машины среднего класса.
Уже под занавес знакомства с заводом я заприметил спрятавшийся за рядами пребывающих в разной степени готовности пожарных КАМАЗов ульяновский «Патриот». Точнее – его шасси с кабиной и «голой» рамой. Оказывается, специалисты компании сегодня вовсю трудятся над созданием легкого автомобиля для борьбы с огнем, за счет компактных габаритов способного протискиваться по узким улицам в городах со старой застройкой и первым пробиваться сквозь дорожные заторы к месту ДТП. Уазик, кстати, необычный: после показа в прошлом году первого опытного образца такой машины пожарные высказали к ней ряд пожеланий, которые разработчики теперь стремятся претворить в жизнь. Прежде всего, дорабатывают шасси, получившее усиленные раму, подвеску, коробку передач и амортизаторы. Параллельно ведется изготовление пожарной надстройки, в конструкции которой обещают воплотить несколько новых интересных решений. Каких? Узнаем на одной из ближайших отраслевых выставок.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов