Главная страница > Спецтехника > Новейший БАЗ-8080. Первая профессия – пожарный

Новейший БАЗ-8080. Первая профессия – пожарный

Представлен первый отечественный аэропортовый пожарный автомобиль мирового класса, базой для которого стал новейший БАЗ-8080.
24.05.2021
932
view counter

После многолетней паузы Брянский автомобильный завод, словно наверстывая упущенное, в последнее время начал демонстрировать одну новинку за другой. В 2019 году на форуме «Армия» дебютировало созданное его специалистами четырехосное полноприводное корпусное шасси, а в 2020-м завершились работы над еще одним шасси с колесной формулой 6х6, которое стало базой для аэродромного пожарного автомобиля. Да не простого: по утверждению разработчиков, это первый в нашей стране пожарный автомобиль подобного назначения, полностью удовлетворяющий стандартам международной организации гражданской авиации ICAO.

БАЗ, БАЗ-8080, Брянский автозавод, новый БАЗ, пожарка, пожарный автомобиль, пожарная машина, пожарный БАЗ, аэродромная пожарная машина, аэродромный БАЗ, брянский внедорожник, 6х6, российский автомобиль, новинка, новая техника, СТ-КТ

Данное его качество крайне важно с точки зрения продвижения на рынок: в настоящее время российские международные аэропорты активно работают над выполнением принятых во всем мире требований, среди которых есть и требования к специализированным пожарным машинам. Эти требования весьма жесткие, поэтому производят подобные пожарные машины всего несколько компаний и стоят они очень и очень дорого. Как дорого стоит последующее техническое обслуживание и, не дай бог, ремонт.

БАЗ, БАЗ-8080, Брянский автозавод, новый БАЗ, пожарка, пожарный автомобиль, пожарная машина, пожарный БАЗ, аэродромная пожарная машина, аэродромный БАЗ, брянский внедорожник, 6х6, российский автомобиль, новинка, новая техника, СТ-КТ

На Брянском автомобильном заводе при поддержке Минпромторга решили изменить ситуацию. И вот результат: перспективный БАЗ-8080. Точнее – аэродромный пожарный автомобиль на его основе, получивший отраслевое обозначение АА-12,5-70/100. Сразу следует уточнить: силовой агрегат в составе 700-сильного дизеля и автоматической коробки передач у него импортный. Но не спешите кипятиться: да, в стране есть двигатели схожей мощности, но, по словам разработчиков, они пока не могут обеспечить соблюдение одного из важнейших требований ICAO – набора пожарным автомобилем скорости 80 км/ч за 30–35 секунд, поскольку за столь короткое время просто не способны выйти на требуемый для этого крутящий момент. Для сравнения: выпускаемый уже много лет серийный трехосный БАЗ-69095 семейства «Вощина» оснащен 400-сильным дизелем в паре с механической коробкой передач. При этом его максимальная скорость составляет 75 км/ч, тогда как у аэродромного «пожарника» должна быть минимум на 40 км/ч больше.

БАЗ, БАЗ-8080, Брянский автозавод, новый БАЗ, пожарка, пожарный автомобиль, пожарная машина, пожарный БАЗ, аэродромная пожарная машина, аэродромный БАЗ, брянский внедорожник, 6х6, российский автомобиль, новинка, новая техника, СТ-КТ

Впрочем, установка российского двигателя по-прежнему в планах – как только появится подходящий. Но вот что за дизель стоит в моторном отсеке сейчас – разработчики уклоняются от ответа. Зато выяснить, какой с ним используется «автомат», оказалось не сложно: на пульте управления, размещенном в кабине слева от руля, написано Twin Disk – это марка американской компании, занимающейся производством трансмиссий.

БАЗ, БАЗ-8080, Брянский автозавод, новый БАЗ, пожарка, пожарный автомобиль, пожарная машина, пожарный БАЗ, аэродромная пожарная машина, аэродромный БАЗ, брянский внедорожник, 6х6, российский автомобиль, новинка, новая техника, СТ-КТ

Остальные важные детали и агрегаты БАЗ-8080, а именно рама, раздаточная коробка, подвеска, мосты и кабина, – российского производства. Причем кабина, выполненная из пластика, сделана не на самом БАЗе, как кабины внедорожников семейства «Вощина», и не закуплена за рубежом – ее изготовила челябинская компания «Урал-Полимер». Это уже вторая примеренная брянским «пожарником» кабина – в ее конструкции и компоновке учли пожелания и замечания к первой, сделав просторнее и эргономичнее, улучшив обзорность. Даже внешне второй вариант выглядит более стильно и интересно. Внутри – четыре сиденья, установленные в два ряда. Причем у всех них, кроме сиденья водителя, в спинках предусмотрены ниши для комплекта кислородных баллонов, которые пожарные могут моментально закрепить у себя за спиной.

БАЗ, БАЗ-8080, Брянский автозавод, новый БАЗ, пожарка, пожарный автомобиль, пожарная машина, пожарный БАЗ, аэродромная пожарная машина, аэродромный БАЗ, брянский внедорожник, 6х6, российский автомобиль, новинка, новая техника, СТ-КТ

Обратим внимание, что с обоих боков кабины, позади дверей, расположены две кнопки. Одна – для пуска двигателя, чтобы он начал набирать обороты еще до того, как водитель поднимется на свое рабочее место. А вторая – для открывания или закрывания дверей, сделанных сдвижными. Что интересно: оказывается, во время стоянки на дежурстве в пожарном депо двери таких машин всегда держат распахнутыми, чтобы не тратить на их открывание драгоценных секунд, когда понадобится как можно быстрее стартовать к горящему самолету.

БАЗ, БАЗ-8080, Брянский автозавод, новый БАЗ, пожарка, пожарный автомобиль, пожарная машина, пожарный БАЗ, аэродромная пожарная машина, аэродромный БАЗ, брянский внедорожник, 6х6, российский автомобиль, новинка, новая техника, СТ-КТ

Что касается подвески, то, как и у внедорожных шасси семейства «Вощина», у БАЗ-8080 она тоже полностью независимая, но с упругими элементами в виде не торсионов, а пружин. Почему? Разработчики назвали две причины. Одна – благодаря внедрению пружин оказалось проще, быстрее и, видимо, дешевле увеличить предельно допустимую осевую нагрузку, а другая – пружины в сравнении с торсионами обеспечивают подвеске значительно больший ход колес. Последнее особенно важно для более плавного, а значит, для более скоростного движения по пересеченной местности, на которое как раз и заточены аэродромные пожарные автомобили.

Слева на фотографии подвески хорошо виден наконечник для подачи воды, которая должна охлаждать шины, если пожарной машине придется двигаться рядом с пламенем или даже войти в него. Такие же наконечники видны и внизу переднего свеса. Они совсем не лишние, ведь возле аварийного самолета запросто может разлиться и вспыхнуть топливо.

БАЗ, БАЗ-8080, Брянский автозавод, новый БАЗ, пожарка, пожарный автомобиль, пожарная машина, пожарный БАЗ, аэродромная пожарная машина, аэродромный БАЗ, брянский внедорожник, 6х6, российский автомобиль, новинка, новая техника, СТ-КТ

В завершение – несколько базовых характеристик. При 12-метровой габаритной длине полная масса аэродромного пожарного автомобиля на шасси БАЗ-8080 составляет 33,5 тонны. Для сравнения: это на 3,5 тонны больше, чем полная масса серийной трехосной «Вощины». Цистерна вмещает 11 000 л воды, а еще 1500 л находится в баке пенообразователя. Дальность водяной струи установленного на крыше лафетного ствола 70 м, бамперного ствола – 50 м. Оба управляются дистанционно. Двигатель мощностью 700 сил обеспечивает максимальную скорость в 115 км/ч.

БАЗ, БАЗ-8080, Брянский автозавод, новый БАЗ, пожарка, пожарный автомобиль, пожарная машина, пожарный БАЗ, аэродромная пожарная машина, аэродромный БАЗ, брянский внедорожник, 6х6, российский автомобиль, новинка, новая техника, СТ-КТ

Есть все основания предположить, что аэродромный пожарный автомобиль стал лишь первой специализированной машиной на основе БАЗ-8080, который представляет собой принципиально новую, более прогрессивную конструкцию по сравнению с ныне выпускаемыми в Брянске шасси данного класса, благодаря чему им наверняка заинтересуются производители и другой тяжелой специальной техники.

Константин Закурдаев

 




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1012 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки