Лимузины ЗИЛ в Сокольниках. От Сталина до Горбачева
Новости отрасли
Самое читаемое
Как известно, не так давно одновременно с Заводом имени Лихачева был разгромлен и его уникальный музей, в стенах которого почему-то было решено открыть музей хоккейной славы. Видимо, решено было стереть не только само предприятие, но и память о нем. Но в то время, когда одни с упорством, достойным лучшего применения, добивают ЗИЛ, другие пытаются сохранить если не сам завод, то, по крайне мере, выпущенные им автомобили. В числе последних – частная компания «Механосборочный цех №6», названная так в честь того самого цеха ЗИЛа, где когда-то изготавливали правительственные лимузины. Впрочем, благодаря этой компании их производство ведется и по сию пору – те же автомобили в том же месте собирают из оставшегося весьма обширного задела комплектующих. А также обслуживают и восстанавливают ранее выпущенные машины. Занимается «Механосборочный цех №6» и спецтехникой – в середине декабря его специалисты восстановили редчайший экземпляр знаменитого вездехода-амфибии «Синяя птица».
Теперь появилась возможность увидеть уникальную автотехнику Завода имени Лихачева своими глазами: в Сокольниках, недалеко от входа в парк (Сокольнический вал, д. 1а) начала действовать постоянная экспозиция правительственных и специальных автомобилей ЗИЛ из коллекции компании «Механосборочный цеха №6». Туда, в частности, попала и уже упоминавшаяся «Синяя птица». А еще здесь есть все модели «членовозов» начиная от самого первого ЗИС-101 и заканчивая единственным сохранившимся ЗИЛ-4102, который начали разрабатывать, когда генеральным секретарем стал Горбачева. Официальное открытие экспозиции состоялось 26 января 2017 года – с ней может ознакомиться любой желающий. Мы же вкратце расскажем о собранной в Сокольниках автоколлекции.
ЗИС-101А. На мой взгляд, не только самый первый, но и самый стильный лимузин завода. В 1940-1941 годах изготовлен в количестве 675 экземпляров.
Следующее поколение лимузинов: ЗИС-110, производство которого началось в 1945 году. В данном случае это экземпляр полноприводного ЗИС-110П, изготовленного в количестве всего 5 экземпляров.
Бронированный ЗИС-115 на базе ЗИС-110. Масса бронекапсулы – почти две тонны! Выпускался с 1947 по 1956 год. По разным оценкам изготовлено от 34 до 60 машин.
Толщина дверей ЗИС-115 впечатляет – под их обшивкой скрыты листы брони. А бронестекло толщиной с ладонь!
ЗИЛ-117. Укороченный вариант лимузина ЗИЛ-114, который использовался главным образом как машина сопровождения правительственных кортежей.
Два созданных на шасси лимузинов микроавтобуса «Юность». Слева – базовый вариант, но с увеличенной высотой крыши. Справа – редкая модернизированная версия 1998 года постройки. Последний номер шасси – 63.
Отлично сохранившийся представитель семейства автомобилей высшего класса ЗИЛ-4104 – вершины зиловского лимузиностроения. Их производство было начато в 1976 году.
Лимузин ЗИЛ-41047 – одна из последний версий правительственных лимузинов семейства 4104. Производство велось в 1985 – 2002 годах.
Недавно восстановленная «Синяя птица» в версии с пассажирским кузовом, предназначенная для поиска и эвакуации космонавтов. Один из последних вариантов автомобиля, получивший обозначение ЗИЛ-49065.
Один из двух опытных экземпляров нового поколения лимузинов ЗИЛ-4102 (1985 год). Укороченный вариант, получивший неофициальное название «Раиса» (по другим данным – «Райка»). Второй экземпляр, длиннобазный «Михаил» (он же «Мишка»), к сожалению, разрезали на металлолом.
Изготовленный вручную из дерева макет 1:10 кабриолета ЗИЛ-410441.
Кабриолет на базе укороченной модификации лимузина, известной как ЗИЛ-41041. Современное исполнение.
Малолитражка Honda, в 1970-х подаренная японцами одному из конструкторов цеха №6 и использовавшаяся как внутризаводской транспорт.
Эмблемы завода, применяемые в разное время на выпускаемых им представительских автомобилях ЗИЛ.
Текст и фотографии: Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов