Гриф секретности снят: шаги на пути к «Аурусу»
Новости отрасли
Самое читаемое
Полтысячи эскизов и 23 макета никогда ранее не виданных широкой публикой советских и российских лимузинов для первых лиц страны, а также их непубличные прототипы, которые создавались в поздне-советские и уже в новые российские времена – всё это показали в Москве, на ВДНХ, в Музее Гаража особого назначения, где открылась уникальнейшая выставка «Дизайн под грифом секретно». Она посвящена 100-летней истории секретных конструкторских разработок автомобилей для руководителей Советского Союза и современной России. В этом материале я расскажу и покажу, каков был путь от брежневского зиловского членовоза к президентскому «Аурусу».
Итак, первый в моём рассказе экспонат в натуральную величину. То есть не рисунок, не масштабный макет, а реальный автомобиль. И он же – последний членовоз Советского Союза. Это пришедший на смену брежневскому ЗИЛ-4104 опытный горбачёвский ЗИЛ-4102. К тому времени ЗИЛ-4104 по лимузинным меркам был ещё молод и свеж, но Михаил Сергеевич хотел машину подемократичней. И как только встал у руля страны, именно такую себе и заказал.
Первые два опытных ЗИЛ-4102 были готовы в 1988 году: чёрный и бежевый. Первый на заводе называли Миша, второй – Рая (кто не помнит, Раисой Максимовной звали очень деятельную супругу генсека). Судя по представленным на выставке поисковым эскизам, сначала будущий правительственный лимузин привычно планировали сделать похожим на американские «Кадиллаки». Но потом вектор неожиданно поменялся: не удивительно, что многие видят в облике ЗИЛ-4102 заимствования у популярных в те годы седанов Volvo.
Перспективный правительственный лимузин ЗИЛ-4102 вышел более чем на полтонны легче предшественника, а потому получился более скоростным и динамичным. С одной стороны, на снижении его массы отразились несколько меньшие размеры, с другой – переход от рамного к заведомо более лёгкому несущему кузову. Как это не трудно было убедиться на выставке, по меркам обычных легковушек двери у ЗИЛ-4102 получились массивными и толстыми: то ли для лучшей звукоизоляции, то ли для установки скрытой бронезащиты.
А что в салоне? Посмотрим сначала на место водителя. Мне лично импонирует стилистика и передней панели, и, особенно, центральной консоли. Справа от водительского сиденья, нельзя не заметить рычаг автомата: так вот, для своих лимузинов ЗИЛ самостоятельно разрабатывал и изготавливал автоматические гидромеханические коробки передач.
Место для главного пассажира страны на первый взгляд получилось очень эргономичным, и я бы даже сказал, уютным! Задние сиденья, кстати, оборудованы электроприводом. Что интересно: здесь нет промежуточного ряда откидных сидений для охраны, как на том же ЗИЛ-4104. Но, вполне возможно, что ЗИЛ-4102 на самом деле был короткобазной версией будущего длиннобазного лимузина, который появился бы позже.
Впрочем, об этом мы уже никогда не узнаем: Горбачёв сам новый лимузин породил, и сам же его убил: по воспоминаниям заводчан, внешность ЗИЛ-4102 ему категорически не понравилась. В чём, кстати, с Михаилом Сергеевичем солидарны многие дизайнеры-профессионалы.
Попытка возродить отечественные правительственные лимузины была предпринята в середине нулевых: проект назывался «Руссо-Балт». Причастные к нему дизайнеры выполнили множество поисковых эскизов, на которых были изображены самые разные по стилистике и концепции автомобили. И даже появился макет 1:5 по эскизам Александра Захарова.
А вот – масштабный макет 2006 года: это уже попытка реинкарнировать зиловский лимузин, предпринятая компанией «Депо ЗИЛ»: проект назывался «Монолит». Опытный автомобиль, внешне сильно похожий на ЗИЛ-4104, под обозначением ЗИЛ-4112Р увидел свет в 2012 году, но, к сожалению, так и остался в единственном экземпляре.
Потому что как раз в 2012 году началась активная фаза работ над проектом «Кортеж». То есть над созданием принципиально нового правительственного автомобиля высшего класса для руководителей страны. А также для всех, у кого найдётся нужная сумма. В рамках этого проекта, в 2013 году, был создан лимузин, точнее, как это записано в его аннотации, седан, который так и назывался: «Маруся Седан». Потому что предполагался ещё и полноценный лимузин с увеличенной на 115 мм колёсной базой.
Перед нами – полноразмерный макет для демонстрации исключительно внешнего облика, при создании которого, опять же согласно аннотации, дизайнеры вдохновлялись внешностью 21-й «Волги». Ну, может быть, если об этом знаешь, то какие-то черты, конечно, увидишь. По габаритам «Маруся Седан» не дотягивала до ЗИЛ-4104. Но, всё равно, размеры получались внушительными: габаритная длина 5165 мм, колёсная база 3200 мм.
Поскольку проект «Кортеж» подразумевал разработку не только седанов и лимузинов, но и большого вместительного внедорожника, под именем «Маруся FB» в том же 2013 году был сделан полноразмерный макет такового с трёхметровой колёсной базой и габаритной длиной 4,9 м. Он тоже предназначался исключительно для демонстрации экстерьера. У этого экспоната была своя аннотация, из которой любой желающий мог почерпнуть, что в данном случае дизайнеры вдохновлялись образом внедорожника М-72: в конце 50-х существовала такая машина на базе «Победы».
Естественно, в рамках проекта «Кортеж» свои силы пробовали и другие дизайнерские компании. Вот, к примеру, ниже на фотографии, масштабный макет компании Cardi с двумя вариантами внешнего облика. А в другом масштабном макете (справа сзади), тоже от компании Cardi, дизайнеры стремились подчеркнуть некоторое сходство с обликом сталинского ЗИС-110.
Свои силы в создании будущего правительственного лимузина в рамках проекта «Кортеж» пробовали и иностранцы. Даже именитые! Например, свои варианты видения перспективного российского автомобиля высшего класса представила известная на весь мир компания Bertone, специалисты которой выполнили поисковые эскизы и лимузина, и внедорожника. И ведь получился весьма интересный образ!
На выставке также был показан венец проекта «Кортеж» – непосредственный предтеча «Ауруса», разработанного на единой модульной платформе. Точнее, это и есть «Аурус», но только в виде прототипа, который использовали для ходовых испытаний. Один из этих прототипов в 2014 году был представлен первому лицу государства и получил его одобрение.
Что у «Ауруса» внутри? Сиденья второго ряда – с полностью электрифицированными регулировками. Между ними – очень высокий подлокотник, как у настоящего кресла. А вот что находится в промежутке между первым и вторым рядами сидений, я не совсем понял: очень может быть, что выступы с обратной стороны передних сидений ни что иное, как раскладывающиеся сиденья для охранников. Зато можно сказать наверняка: места для ног у задних пассажиров более чем достаточно!
А теперь – первый ряд сидений «Ауруса». Тут у них тоже полный набор регулировок! На правом сиденьи, кстати, когда я заглянул в салон, лежали снятые боковые зеркала заднего вида. Передняя панель сделана как бы двухъярусной, а центральная консоль плавно перетекает на центральный тоннель и тянется аж к заднему ряду сидений.
Впрочем, не надо забывать, что перед нами – опытная машина для ходовых испытаний, так что интерьер серийных образцов в чём-то может и отличаться. Хотя, судя по фотографиям с официального сайта проекта «Кортеж», все же общая стилистика интерьера, даже в деталях, у серийных автомобилей в общем и целом сохранена.
Кстати, прямо в фойе музея Гаража особого назначения (ВДНХ, павильон №53) посетителей встречает один из предсерийных образцов «Ауруса». Так что придя сюда на любою выставку – мимо не пройдёте! Что же касается выставки «Дизайн под грифом секретно», то она будет работать по 16 апреля. Так что, ценители редких и интересных автомобилей: появится возможность – посетите. Не пожалеете!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов