Главная страница > История > Моторы Войны? Война моторов!

Моторы Войны? Война моторов!

В Москве состоялась выставка «Моторы Войны», на которой была представлена советская техника времен Второй Мировой, а также техника наших союзников и противников.
19.03.2016
8494
view counter

Не даром Вторую Мировую войну называли войной моторов. С обоих противоборствующих сторон моторы к участию в ней тщательно готовили, и те потом сражались с полной отдачей! Это хорошо видно по выставочной экспозиции: разные страны отдавали приоритет разным концепциям армейских автомобилей и по разному их использовали. Кто оказался прав, а кто нет – рассудила история.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Чем отличаются «Моторы войны» от проходившей в первых числах марта «Олдтаймер-Галереи»? Не только тем, что первая из этих выставок отдает приоритет армейским машинам со всеми их полученными на бесконечных проселках вмятинами, протертыми сиденьями и следами от пуль, тогда как на второй, по крайней мере в этом году, превалировали шикарные лимузины разных времен: сияющие лаком, блистающие хромом и поражающие роскошной отделкой салонов. Но разница не только в этом. Как мне показалось, «Моторы войны» вышли менее пафосными и более домашними, с самодеятельными песнями на кузове полуторки, с переодеванием в форму военного образца и гречкой с мясом всем желающим из походной кухни. «Моторы войны» – это уж точно не выставка тщеславия, а своеобразный маяк памяти пока еще не совсем далекой, но уже легендарной эпохи, в которой была масса всего интересного, и автомобили – в том числе.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Русские идут!

Наш рассказ об экспозиции начнем с советских военных автомобилей. В своем подавляющем большинстве простых, неприхотливых и ремонтопригодных, с неразрезными мостами, рессорной подвеской вне зависимости от типа или класса и с максимальным, даже через чур широким использованием узлов и агрегатов от базовых гражданских образцов. Да, наши машины часто сделаны из того, что было, но это в условиях схватки не на жизнь, а на смерть как раз оказалось не столько их слабой, сколько сильной стороной.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника ГАЗ-64

Первый опытный образец впоследствии широко известного командирского ГАЗ-64. Апрель 1941 года. Разработчик – знаменитый конструктор В.А. Грачев

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника ГАЗ-64

 

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника ГАЗ-61

На базе гражданской «эмки» перед войной КБ Грачева была разработана полноприводная модификация ГАЗ-61.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Оригинальная версия ГАЗ-61 – легкий артиллерийский тягач образца 1941 года

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника ГАЗ-61-417

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника ГАЗ-67

Следующая генерация советского командирского внедорожника, также созданная Грачевым и получившая обозначение ГАЗ-67.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника ГАЗ-ММ

Полуторка ГАЗ-ММ в упрощенной версии со смонтированной в кузове счетверенной пулеметной зенитной установкой.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника ЗИС-42

Уникальный образец – полугусеничный ЗИС-42, применявшийся в качестве тягача артиллерийских орудий. Производился с 1942 по 1944 годы.

Вражеский автопарк

Судя по всему, в предвоенную пору немецкие военные заказчики при выдаче техзаданий на создание армейских автомобилей были требовательны и придирчивы. Не даром в преддверии Второй Мировой Вермахт получил столь широкую линейку специального транспорта: технически совершенного, но одновременно сложного, разномастного и трудноремонируемого. Как результат – выпуск большинства таких машин свернули в 1943- 1944 годах. Иные принципы исповедовали разве что воевавшие на стороне Германии итальянцы: они массово зачисляли на армейскую службу коммерческие машины с минимальными переделками, а если и создавали спецтехнику, то максимально простую и неприхотливую.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника BMW

Своеобразный апофеоз полета мысли разработчиков предвоенных немецких машин: BMW-325 образца 1938 года.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника BMW

Его этого легкого внедрожника полностью независимая, рычажно-пружинная, трансмиссия – полноприводная, управляемыми сделаны колеса обоих осей.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника Хорьх Horch

Один из самых удачных немецких автомобилей Второй Мировой – командирский Horch-901.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника Хорьх

Как и большинство легких армейских автомобилей того периода – с независимой подвеской колес.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Уникальная плавающая машина разработки Volkswagen. Немецкое название внедорожника трудновыговариваемое, поэтому во всем мире его предпочитают величать по индексу KdF-166.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

По отделке и комплектации салона KdF-166 напоминает скорее не автомобиль, а катер

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Пожарный Mercedes-Benz в военной модификации. Обратим внимание, что в Германии уже в ту пору для боевого расчета использовали не открытую лавку, а удлиненную закрытую кабину.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника Steyr 1500A

Редкий экземпляр из парка противника: применявшийся в Вермахте австрийский тяжелый внедорожник Steyr 1500A, производство которого началось в 1941 году.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Оригинальный итальянский артиллерийский тягач. Почти тракторные по размерам колеса, короткая база и рычажно-пружинная подвеска обеспечивали ему хорошую проходимость.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Кабина боевого расчета итальянского тягача. Обратим внимание, что руль по-довоенному сделан справа.

Союзнический подход

Три наших главных союзника, США, Англия и Франция при создании армейских автомобилей демонстрировали разный подход. Во всяком случае, об этом говорит экспозиция выставки. Французский подход напоминает немецкий: продвинутые технические решения, например – полностью независимая подвеска колес. Англия делала армейские машины более простой конструкции, но с кабинами, напоминающими остекленные скворечники. Американцы же оказались единственными , кто сумели в нужных пропорциях разработать автомобили технически передовые, с высокими характеристиками и, при этом, простые, неприхотливые, прекрасно подходящие для использования на фронтовых дорогах. И штамповали их сотнями тысяч!

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника БМ-21 Студебеккер, Ленд-Лиз Катюша

Наконец-то гвардейский миномет «Катюша» показали именно на базе того, на чем его в основном выпускали, а именно, на шасси американского «Студебеккера».

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника Виллис

Тот самый «Виллис» – самый массовый командирский внедорожник Второй Мировой. Применялся на всех театрах военных действий. В СССР поставлено более 50 тыс.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника Виллис Ленд-Лиз

Шестиместный плавающий Ford GPA на базе легкого армейского внедорожника «Виллис». Начало производства – 1942 год.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника Додж Dodge WS-53

Весьма редкий экземпляр – трехосный Dodge WC-63 грузоподъемностью 1,5 т. С 1942 по 1945 годы произведено около 43 тыс. экземпляров.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника Додж Dodge

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника Додж Dodge WS-54

Dodge WC54 – модификация упрощенного Dodge WS-51 с кабиной гражданского образца. В нашей стране машины данного семейства называли «Додж три четверти» из-за грузоподъемности в ¾ тонны.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника Додж Dodge WS-53

Американский аналог нашего ГАЗ-61: получивший закрытый цельнометаллический кузов полноприводник Dodge WS-53 (1943-1945 г).

Chevrolet Canada 8440

Тягач Chevrolet Canada 8440, во время Второй Мировой выпускавшийся в Канаде, но представлявший собой слегка модифицированную английскую разработку.

Chevrolet Canada 8440 Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Кабина Chevrolet Canada 8440

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Легкий командирский автомобиль во французской интерпретации. Заметим – рулевое колесо расположено с правой стороны. Движение во Франции было левосторонним?

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

В ходовой части применена полностью независимая подвеска

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

А топливный бак – прямо перед передним сиденьем: почувствуй себя на пороховой бочке!

Laffly W15 Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Широко известный у историков техники Второй Мировой французский Laffly W15 образца 1937 года.

Laffly W15 Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника

Трансмиссия – полноприводная, подвеска все колес – частично независимая (сзади использованы балансирные рессоры).

Бронированные кулаки

В выставочной экспозиции «Моторов войны» оказалось несколько экспонатов бронированных машин, включая легкие танки. В том числе – немецкая самоходка, настоящий ранее мало кем виданный в нашей стране раритет! Осматривая гусеничные машины той поры просто диву даешься: как люди могли в них воевать: в отсек механика-водителя на первый взгляд не втиснется даже ребенок! Но втискивались, и воевали днями, месяцами, годами!

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника самоходка Веспе Wespe

Немецкая самоходная гаубица Wespe. Калибр орудия 105 мм. Изготавливалась с 1942 года на базе легкого танка Т-2.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника самоходка Веспе Wespe

Отсек механика водителя самоходки Wespe. Ужасная теснота!

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника танк Т-2

Немецкий легкий танк Т-2, производство которого стартовало весной 1941 года.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника плавающий танк Т-38

Советский плавающий танк Т-38. Производство осуществлялось с 1936 по 1939 годы. Экипаж 2 человека, двигатель развивает 40 л.с., вооружение – 1 пулемет. Изготовлено 1340 ед.      

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника легкий танк Т-60 Т-70

Советский легкий танк Т-60 с 20-мм пушкой. Выпущен с 1941 до 1943 год в количестве около 6 тыс. На заднем плане – более современный и более массовый (сделано 8,2 тыс. ед.) Т-70 тех же лет с 45-мм орудием.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника танкетка Renault 31R

Французский легкий артиллерийский тягач Renault 31R массой 2,1 т. С 1932 по 1941 год изготовлено 5168 ед.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника гусеничный тягач Renault 31R

Место механика-водителя Renault 31R: как таковой кабины нет, а есть ниша с защищающим голову откидным бронеколпаком.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника броневик Остин-Путиловец

Хорошо известный по советским фильмам о Ленине броневик «Остин-Путиловец».

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника бронеавтомобиль ФАИ-М

Советский бронеавтомобиль ФАИ, разработанный в 1932 году. Сначала его выпускали на базе Ford-A, потом – на базе ГАЗ-А. На снимке – модернизированный ФАИ-М на шасси ГАЗ-ММ.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника бронеавтомобиль ФАИ-М

Кабина ФАИ-М: очень маленькая, тесная, с примитивным оборудованием. Кажется, сюда просто невозможно втиснуться! 

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника полугусеничный бронетранспортер Halftruck M5

Американский 10-местный бронетранспортер Halftruck M5 боевой массой 9,3 т. С 1942 по 1944 годы изготовлено 9259 ед.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника полугусеничный бронетранспортер Halftruck M5

Кабина бронетранспортера Halftruck M5

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника полугусеничный бронетранспортер Halftruck M5

Для привода гусеничного движителя Halftruck M5 использовался обыкновенный автомобильный мост. Кстати, привод осуществлялся и на колеса передней оси.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника английский бронетранспортер

Английский легкий разведывательный бронетранспортер     

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника английский бронетранспортер

Английский бронетранспортер среднего класса с использованием комплектующих серийных грузовиков повышенной проходимости.

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника английский бронетранспортер

Что в итоге? Дебют выставки «Моторы войны» на мой взгляд удался. Хотя бы потому, что экспозиция получилась по-настоящему интересной! Если что-то пожелать следующей такой выставке, так это наличия поясняющих табличек не перед некоторыми, а перед всеми экспонатами, а также присутствие пары-тройки экспонатов, по которым могли бы в свое удовольствие вдоволь полазить и дети, и взрослые. Будем надеяться, что «Моторы войны» в дальнейшем будут проходить на регулярной основе, ведь данная тема крайне удачна, поскольку по сути неисчерпаема! 

Константин Закурдаев

Моторы войны, автомобильная история, Олдтаймер, олдтаймер-галерея, ЗИС, ГАЗ, военные автомобили, армейская техника полугусеничный бронетранспортер Halftruck M5




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки