Моторы войны: артиллерийские тягачи запускают двигатели
Новости отрасли
Самое читаемое
На территории выставки «Моторы Войны», развёрнутой в Москве на Рогожском валу, 26 апреля прошла демонстрация уникальных гусеничных тягачей, которые участвовали во Второй Мировой войне в качестве буксировщиков артиллерийских орудий. Этим редчайшим по нынешним временам военным раритетам запустили двигатели и вывели их из залов на площадку перед музеем.
Гусеничный «Комсомолец», предназначенный для буксировки «сорокопятки» и перевозки её расчёта, по нынешним временам выглядит на удивление маленьким. Со стороны кажется, что современный взрослый человек просто не поместится в его двухместную бронированную кабину. Но водитель данного конкретного выставочного экземпляра проделал это с неожиданными лёгкостью и сноровкой. Запряжённый 45-миллиметровым орудием и передком, «Комсомолец» лихо пробежал несколько кругов по территории перед музейными залами.
Тягач Т-20 «Комсомолец», разработанный с использованием узлов и агрегатов плавающего танка Т-38, встал в строй в 1937 году. Он обладал массой 3,5 тонны, поэтому не удивительно, что в качестве двигателя для него был выбран 4-цилиндровый ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с., обеспечивающий максимальную скорость в 50 км/ч. В кабине, защищённой бронелистами толщиной 7-10 мм, помещались водитель и пулемётчик, а остальные члены расчёта численностью до 6 человек располагались на двух открытых сиденьях. Всего было изготовлено около 7,5 тысяч тягачей Т-20 «Комсомолец».
Артиллерийский тягач «Коминтерн» пошёл в серию в 1934 году. До запуска в производство более современного «Ворошиловца» в 1940 году, этих тягачей было изготовлено чуть менее 1800 экземпляров. В отличие от гусеничных тракторов, которые в ту пору использовались для буксировки орудий в большинстве армий мира, у «Коминтерна» была большая бортовая платформа, в которой он мог перевозить и расчёт, и боекомплект. Грузоподъёмность составляла 2 тонны, а масса тягача – 10,5 тонн. Обычно «Коминтерн» использовали для буксировки гаубиц калибра 122 и 152 мм.
Гусеничный трактор С-65 «Сталинец», запущенный в производство на ЧТЗ в 1938 году, во время войны тоже использовали для буксировки тяжёлых гаубиц. Среди тройки продемонстрированных раритетов, «Сталинец» оказался самым норовистым – его двигатель не получалось запустить около часа. Речь идёт о дизеле М-17 рабочим объёмом 14,8 л, который на максимуме выдавал 75 л.с. «Сталинец» весил почти 11 тонн, но для «ползания» со скоростью до 7 км/ч этой мощности вполне хватало. Всего до прекращения производства в 1942 году было изготовлено более 37 тысяч тракторов С-65 «Сталинец».
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов