Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Статистика > Производство легковушек: итоги 2022, планы 2023

Производство легковушек: итоги 2022, планы 2023

Чего добился и какие потери понёс в 2022 году российский легковой автопром? Что ждать от него в наступившем 2023-м?
09.01.2023
4171
view counter

Упорными длительными усилиями и неусыпной заботой российских властей наш легковой автопром давно перестал быть нашим: доля легковых автомобилей, выпускаемых заводами, контролируемыми зарубежными собственниками, до последнего времени была подавляющей. Ситуация изменились в 2022 году. Но прежде чем говорить об этих изменениях, давайте посмотрим, кто из легковых автопроизводителей какие позиции занимал в довоенной России.

Открывшийся в 2019 году в Московской области завод Mercedes-Benz в 2020 году сделал почти 10 тыс., а в 2021 году – более 17 тыс. машин.

Завод китайской марки Haval, что в Туле, тоже был открыт в 2019 году и в 2021 году тоже находился в стадии наращивания производства, изготовив почти 40 тыс. кроссоверов против 14,5 тыс. в 2020-м. Руководство завода ещё в прошлом феврале заявило о выходе на проектную мощность, которая позволяет изготавливать 80 тыс. автомобилей в год. На российском заводе Haval созданы штамповое, сварочное, окрасочное и сборочное производства, но вот завершено ли планировавшееся  на конец 2022 года строительство завода двигателей, пока не сообщалось.

автопром итоги 2022, производство автомобилей 2022, автопром планы 2023, завод закрыт, итоги автопрома 2022, новый автомобиль, результаты производства, российский автопром, СТ-КТ, Константин Закурдаев

У большинство тех заводов, которые были введены в строй зарубежными производителями раньше двух вышеупомянутых, в 2020 и 2021 годах из-за охватившего мир ковидобесия и связанных с этим многочисленных производственных и логистических проблем, отмечался спад выпуска автомобилей. Поэтому далее, чтобы показать максимально реальную картину, буду приводить для них данные более-менее успешного 2019 года.

Расположенный во Владивостоке завод компании «Соллерс» в 2019 году собрал почти 33 тыс. легковых автомобилей Mazda.

Калужский завод «ПСМА Рус» концерна Stellantis изготовил более 40 тыс. легковушек, кроссоверов, вэнов и малотоннажников марок Citroen, Peugeot, Opel и Mitsubishi.

Из ворот также входящего в структуру «Соллерс» Ульяновского автозавода вышло почти 42 тыс. внедорожников и малотоннажников.

На заводе в Санкт-Петербурге было изготовлено более 52 тыс. Nissan. Там делали популярные в России модели X-Trail, Murano и Qashqai.

Горьковский автозавод в специально оборудованном для этого цехе по контрактному соглашению с Volkswagen собрал более 64 тыс. легковых автомобилей Skoda разных моделей.

Проработавший 15 лет российский завод Toyota в промзоне «Шушары» под Санкт-Петербургом в 2019-м выпустил без малого 75 тыс. автомобилей. К слову, в 2021 году, в отличие от большинства конкурентов, он сумел нарастить выпуск, изготовив порядка 80 тыс. седанов Camry и внедорожников RAV4.

В Москве на бывшем «Автофрамосе», а ныне «Москвиче» под марками Renault и Nissan в 2019 году было изготовлено 100 тыс. легковушек и кроссоверов, а в 2021 году, несмотря на все ковидные проблемы, их выпуск вырос почти до 145 тыс.!

Завод Volkswagen в Калуге по итогам 2019 года отчитался о 151,5 тыс. изготовленных Volkswagen Polo и Skoda Rapid.

автопром итоги 2022, производство автомобилей 2022, автопром планы 2023, завод закрыт, итоги автопрома 2022, новый автомобиль, результаты производства, российский автопром, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Калининградский «Автотор», собирающий с разной степенью локализацию целое ассорти моделей различных марок, закончил 2019 год с итоговым результатом чуть более 212 тыс. легковых автомобилей и кроссоверов.

Завод компании Hyundai Motors в Санкт-Петербурге, где выпускают легковушки под марками Hyundai и Kia, в 2019 году выпустил 245 тыс. машин, наверно, став единственным, кто смог полностью загрузить имеющиеся у него производственные мощности.

И, наконец, АВТОВАЗ – здесь я объединил результаты двух площадок, выпускающих «Лады» в Тольятти и Ижевске. Так вот, в 2019 году на них суммарно изготовлено 483 тыс. автомобилей. Уточню, что это не только «Лады»: в Тольятти также осуществлялась сборка автомобилей марок Renault и Datsun.

Всего же все российские легковые заводы по итогам 2019 года произвели чуть более 1,5 млн машин. Они составили подавляющее большинство из общего числа проданных в том году 1,75 млн легковых и лёгких коммерческих автомобилей. Для сравнения, общее количество реализованных в стране легковых и малотоннажных автомобилей по итогам 2020 и 2021 годов составило, соответственно, 1,6 млн и 1,66 млн. Окончательный итог 2022 года на момент подготовки этого материала ещё не подведён, но вряд ли он превысит 700 тыс. машин.

Ушедший 2022 год здорово проредил количество российских легковых автозаводов. В течение него оказались закрыты калужские «ПСМА Рус» и Volkswagen. И обоих искренне жаль, поскольку у них была высокая степень локализации производства. Помимо сварки и окраски кузовов тот же Volkswagen к началу 2021 года обзавёлся 65 локальными поставщиками, которые предоставляли ему 5,5 тыс различных видов комплектующих. В частности, он использовал для штамповки российскую сталь и выпускаемые в той же Калуге бензиновые двигатели рабочим объёмом 1,6 л. Причём эти двигатели отгружались в том числе и на экспорт. Например, в 2020-м из Калуги на сборочные площадки Volkswagen в других странах ушли 18,5 тыс. двигателей.

«ПCMA Рус» под самый занавес 2021 года тоже локализовал производство двигателей аналогичного литража, но только дизельных. И тоже занимался экспортом, но не силовых агрегатов, а уже готовых автомобилей, годовой объём которого через несколько лет должен был достигнуть 30 тыс.

автопром итоги 2022, производство автомобилей 2022, автопром планы 2023, завод закрыт, итоги автопрома 2022, новый автомобиль, результаты производства, российский автопром, СТ-КТ, Константин Закурдаев

В марте автомобили Skoda прекратил собирать ГАЗ, а автомобили BMW – «Автотор». В сентябре «Автотор» из имеющегося запаса комплектующих изготовили последние Hyundai и Kia, петербургский завод Toyota был законсервирован, а Mercedes-Benz заявил о прекращении производства на своём подмосковном заводе и о планах продать его дилерской компании «Автодом». Кстати, в ноябре руководство «Автотора», правда, не раскрывая деталей, объявило о том, что сумело найти других партнёров для продолжения производства автомобилей на своих мощностях: в 2023 году планируется выпустить как минимум 50 тыс. машин под тремя новыми брендами.

Активы ещё одного петербургского автозавода, который ранее был в собственности компании Nissan, в октябре перешли в распоряжение НАМИ, а сам он – под управление АВТОВАЗа с весьма туманной перспективой организации выпуска под брендом последнего моделей большого класса. Напомню, что ещё в мае ранее принадлежащие французской группе Renault активы самого АВТОВАЗа достались тому же НАМИ. Одновременно московский завод группы Renault отошёл столичному правительству, которое при технологической поддержке «КАМАЗа» организовало на нем сборку китайских кроссоверов под брендом «Москвич».

Причём в процессе этой сборки не задействованы доставшиеся от прежнего владельца сварочные, окрасочные и сборочные линии – выпуск новоявленных «Москвичей» пока ведётся гайковёртным способом, причём самым примитивным, то есть прикручиванием к выпущенному в Китае с конвейера, а потом снова разобранному автомобилю подвески в сборе, силового агрегата в сборе, бензобака и колёс. В результате чисто китайский кроссовер, а именно JAC JS4, чудесным образом превращается в российский «Москвич» с российским винкодом. Всё, считается, завод возрождён, а в рядах отечественных автомобилей случилось долгожданное пополнение.

автопром итоги 2022, производство автомобилей 2022, автопром планы 2023, завод закрыт, итоги автопрома 2022, новый автомобиль, результаты производства, российский автопром, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Планы на 2023-2024 годы у «Москвича» грандиозные. В наступившем году он собирается изготовить вышеописанным способом 50 тыс. автомобилей, из которых 10 тыс. будут электрическими. Задача осложняется тем, что для сбыта столь значительного количества легковушек нужна дилерская сеть и сервисная поддержка, которые «Москвичу» придётся формировать буквально на ходу. Отдельный вопрос – кому в нашей стране нужны 10 тыс электромобилей? Напомню, в 2021 году в России их было реализовано в общей сложности всего 2200 ед. Сварочную и окрасочную линии на заводе собираются запустить в лучшем случае в 2024 году, когда поставлена задача произвести уже не менее 100 тыс. «Москвичей», 20 тыс. из которых – с электрическим двигателем.

А как обстоят дела на Ульяновском автозаводе? Как сказал в декабрьском интервью один из руководителей компании «Соллерс», при падении российского рынка легковых и лёгких коммерческих автомобилей в целом более чем на 60%, продажи и производство УАЗов в 2022 году превысят 35 тыс., то есть сократятся не более чем на 15%. Напомню, в 2021 году с конвейера УАЗа сошло примерно 40 тыс. автомобилей всех моделей и типов. Кстати, в ноябре УАЗ единственный в отрасли показал рост российских продаж, составивший 14%. Который мог быть и больше, но выпуск тормозит вынужденное импортозамещение, на которое требуются и время, и средства.

Корейцы весной тоже остановили свой заводе в Санкт-Петербурге, но, в отличие от европейских коллег, до последнего старались избежать полного сворачивания производства – ведь это был второй по количеству выпускаемых автомобилей производитель в России, изготовивший в 2021 году 234 тыс. Hyundai и Kia, из которых 24 тыс. отправились на экспорт. Корейцам, в принципе, удалось добиться своего: в декабре руководство компании объявило, что предприятие возобновляет производство. Правда, только штамповку, сварку и окраску кузовов и только для их последующей отправки на сборочный завод в Казахстан. Для справки: на этом казахском заводе в 2021 году было изготовлено порядка 25 тыс. легковушек восьми разных моделей. К сожалению, российское подразделение корейской компании так и не дождалось разрешения своего минпромторга на продолжение полноценного автомобильного производства, поскольку тому тоже нужно получить разрешение. От кого? Правильно, от США.

автопром итоги 2022, производство автомобилей 2022, автопром планы 2023, завод закрыт, итоги автопрома 2022, новый автомобиль, результаты производства, российский автопром, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Но выход, как известно, есть из любой ситуации, нужно только его поискать. И корейцы нашли: возобновив производство кузовов, они сохраняют и завод, и, что ещё важнее, профессиональные кадры. Да и, чем чёрт не шутит: может, мы снова увидим на своём рынке корейские автомобили, причём с уже упомянутыми российскими кузовами, но уже с шильдиком made in Kazakhstan!  

Ну и теперь – о нашем легковом флагмане. Уже не французском, а именно нашем, принадлежащем НАМИ и «Ростеху» АВТОВАЗе.  У которого на заводе в Тольятти в данный момент работают две линии главного конвейера из трёх: на одной в июне восстановили сборку семейства «Гранта», на другой с июля делают «Ниву Легенд» и с августа – «Ниву Трэвел». В общей сложности в 2022 году АВТОВАЗ изготовил порядка 220 тыс. автомобилей главным образом трёх названных марок плюс некоторое количество «Лада Ларгус», «Лада Веста», Renault Logan и Renault Sandero  – тех, что выпускались в Тольятти и Ижевске с января и вплоть до исчерпания комплектующих на складах.

Кстати, с 2023 года у АВТОВАЗа останется лишь одна площадка по выпуску готовых машин: всё сварочно-сборочное оборудование перенесут из Ижевска на третью сборочную линию завода в Тольятти, где этой весной должны начать выпуск рестайлинговой «Весты», а осенью – восстановить выпуск «Ларгуса». И если уж мы заговорили о планах – в конце 2024 года «Гранту» на конвейере должна сменить новая модель сегмента B, созданная на единой автомобильной платформе Renault, а в конце 2025 в серию собираются запустить кроссовер на платформе «Весты». Да, и в 2024 году в Ижевске должны начать выпускать электрические «Ларгусы».

автопром итоги 2022, производство автомобилей 2022, автопром планы 2023, завод закрыт, итоги автопрома 2022, новый автомобиль, результаты производства, российский автопром, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Честно говоря, перенос «Весты» в Тольятти выглядит труднообъяснимо: в Ижевске созданы современные роботизированные линии для сварки и окраски её кузовов, современное пластиковое производство, а главное – дорогущее роботизированное прессово-штамповое производство основных кузовных деталей. То есть, на заводе «Лада Ижевск» выстроено единое, хорошо отлаженное, гарантирующее высокое качество производство «Лада Веста». И чтобы оно возобновило работу, достаточно было всего лишь снова начать подвозить ряд комплектующих. И всё!

Тем не менее, на АВТОВАЗе решили потратить время и деньги, чтобы перенести выпуск автомобиля в Тольятти! Единственный более-менее внятный аргумент всему этому, который мне довелось услышать, звучит так: на платформе «Весты» будет разработан кроссовер, и для их совместного выпуска в Ижевске недостаточно мощностей. Честно говоря, аргумент спорный. Напомню, что больше всего «Вест» в Ижевске, а именно 125 658 ед., было сделано в 2021 году, когда из-за недостатка комплектующих простаивало производство «Гранты». Но теперь российский рынок легковых автомобилей сильно просел, в 2023 году на нём реализуют всего лишь где-то 800 тыс. машин – то есть в два с лишним раза меньше, чем в 2021 году, и восстановление продаж будет долгим и постепенным. При этом мощности «Лада Ижевск» составляют 230 тыс. машин в год: на ближайший десяток лет этого для «Весты» даже в купе с будущим кроссовером, которого, кстати, пока и вовсе нет, хватило бы за глаза!

И затею организовать выпуск преемницы «Гранты» в нынешних обстоятельствах тоже понятной не назовёшь! Потому что «Гранта» – это автомобиль с заточенной под наши специфические дорожные условия ходовой частью и с далеко не исчерпанным потенциалом модернизации! Зачем менять шило на мыло в сегменте, который последние годы увядает под натиском кроссоверов, да ещё в нынешней экстремальной экономической ситуации? Понравилось платить французам роялти за использование платформ? В нынешних политических и санкционных условиях трепетное желание АВТОВАЗа сохранить участие Renault в своих делах выглядит необъяснимо!

автопром итоги 2022, производство автомобилей 2022, автопром планы 2023, завод закрыт, итоги автопрома 2022, новый автомобиль, результаты производства, российский автопром, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Потому что куда логичнее было оставить «Гранту» в покое, «Весту» – в Ижевске, а на третьей нитке конвейера в Тольятти с кем-то из китайских партнёров наконец организовать выпуск пары-тройки современных кроссоверов разных классов, то есть именно тех автомобилей, которые сегодня тянут рынок вперёд и которые приносят реальную прибыль. Например, это можно было бы сделать в партнёрстве с китайским Chery, который в начале 2022 года фактически договорился развернуть выпуск своих кроссоверов на УАЗе. Но УАЗ очень скоро оказался под санкциями и сделка сорвалась.

Сколько в 2023 году АВТОВАЗ планирует выпустить автомобилей? Завод пока не делился такими планами, но сообщил, что по состоянию на январь производственные мощности в Тольятти доведены до уровня, позволяющего ежегодно выпускать 500 тыс. машин в год. Ну а сколько выйдет в итоге – посмотрим!

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки