Бронемашина как танк: сила и слабость БА-10М
Новости отрасли
Самое читаемое
Я уже рассказывал о ставших традиционными субботних динамических показах военной техники в музее Транспорта Москвы, расположенном на Рогожском валу. Эта техника представлена в обширной экспозиции «Моторы войны». Один раз героем моего повествования стал знаменитый ленд-лизовский трехосный грузовик Studebaker US6, другой раз – гусеничный артиллерийский тягач СТЗ-5. А в минувшую субботу посетителям музея показали в динамике бронеавтомобиль БА-10М. Что это за машина и почему именно на ней закончилась эпоха пушечных бронеавтомобилей на шасси серийных грузовиков?
Не случайно советские пушечные бронеавтомобили считаются одним из символов начального периода Великой Отечественной войны. И хотя в наших войсках их использовали до 1944 года включительно, наиболее активная фаза боевого применения таких бронеавтомобилей приходится на 1941 – 1942 год: главным образом именно тогда их можно увидеть в кино и фотохронике и советской, и немецкой армий. В последнем случае – главным образом в качестве машин или уничтоженных, или брошенных из-за недостатка горючего, поломок или застревания в грязи, ставших впоследствии вражескими трофеями.
В 1930-х в Советском Союзе разработали и запустили в производство целый спектр бронемашин легкого и среднего классов с двумя или тремя осями, с пулеметным или пулеметно-пушечным вооружением, включая даже плавающие модели. Трехосный БА-10М, динамический показ которого был устроен в музее Транспорта Москвы, стала венцом этой работы, вобрав в себя весь опыт создания и в освоения в серии этого вида боевой техники. По огневой мощи данная бронемашина была сопоставима с самым распространенным в ту пору легким танком Т-26, а использование шасси серийного грузовика делало ее менее затратной в производстве.
БА-10 не смог бы появиться на свет, не запусти в 1936 году Горьковский автозавод в серию грузовой автомобиль ГАЗ-ААА с колесной формулой 6х4, который за счет дополнительного третьего моста получился более грузоподъемным и проходимым по сравнению с двухосным ГАЗ-АА. Для облегчения конструкции бронемашины на Ижорском заводе, где организовали ее серийное производство, у этого шасси уменьшали колесную базу и укорачивали задний свес. С той же целью у заимствованной от танка Т-26 башни убрали задний выступ, где хранился боекомплект, перенеся укладку снарядов в нижнюю часть корпуса.
Отдельно стоит сказать о шинах таких бронеавтомобилей. Внешне они выглядят как самые обычные пневматические шины, которые в те годы ставили на ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА. На самом деле это так называемые гузматики, то есть пулестойкие шины, у которых вместо камеры с воздухом покрышка заполнена губчатой резиной. У применяемости гузматиков, которыми также комплектовали полевые пушки, было одно серьезное ограничение – при движении на скорости свыше 40 км/ч они начинали перегреваться, поэтому бронеавтомобили в мирное время часто переобували в обычные пневматические шины от грузовиков.
Сначала, в 1936 году расположенный в Ленинграде Ижорский завод освоил на шасси ГАЗ-ААА выпуск трехосного пушечного бронеавтомобиля БА-6 боевой массой 5,12 тонн с экипажем из четырех человек. Его вооружили пушкой калибра 45 мм и двумя 7,62 мм пулеметами ДТ. А начиная с 1939 года в производство пошел ставший его развитием опытыный БА-6М, в конструкции которого, в частности, учли опыт войны в Испании. Например, устанавливаемый перед кабиной ГАЗ-ААА топливный бак перенесли за нее, а бронелисты корпуса расположили с более рациональным уклоном. Серийный образец этого бронеавтомобиля получил название БА-10.
Боевое крещение БА-10 прошел на Халхин-Голе в вооруженном конфликте с японцами, где показал себя весьма грозным оружием. Но выявился и ряд его недостатков. Например, неудачным, точнее – опасным для экипажа было признано расположение бензобаков в боевом отделении буквально за головами сидящих спереди водителя и пулеметчика. Кроме того, если в высохших монгольских степях проходимость БА-10 еще считалась приемлемой, то во время советско-финской войны бескрайние снега сковывали маневр соединений БА-10, привязывая их к дорогам. Гусеничные ленты для установки на заднюю пару колес далеко не всегда решали эту проблему.
В сентябре 1939 года Ижорский завод начал выпуск модернизированного БА-10М, у которого, с учетом боевого применения ранее выпущенных БА-10, усовершенствовали механизм поворота башни, изменили крепление глушителя, инструментального ящика и гусеничных лент, установили ящики для запасных радиоламп и ЗИП, а топливные баки вынесли из боевого отделения наружу, расположив их в бронекоробах на задних крыльях колес. В результате масса машины выросла до 5,5 тонны. Эта модификация выпускалась до сентября 1941 года и в военное время поставлялись главным образом на Ленинградский фронт.
БА-6 построили в количестве 431 ед. Его наследник БА-10 стал самым массовым предвоенным советским бронеавтомобилем и самым массовым советским пушечным бронеавтомобилем. Его изготовили в количестве 3386 ед., из которых около двух тысяч приходится на БА-10М. В Советской армии боевой путь этих машин завершился в боях опять же с японцами в 1945 году, но в Китае и Финляндии их использовали и после окончания войны. А в нашей стране бронеавтомобили как альтернативу танкам больше не создавали – им на смену пришли колесные бронемашины для решения иных задач: БРДМ и БТР с пулеметным вооружением.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов