Валдай идёт в тяжеловесы. Премьеры COMTRANS 2023
Новости отрасли
Самое читаемое
Рассказывая в предыдущем материале об экспозиции ГАЗа на прошедшей в Москве выставке COMTRANS 2023, я намеренно не упомянул несколько перспективных тяжёлых грузовиков под хорошо знакомым названием «Валдай». Дело в том, что они хотя и экспонировались бок о бок со среднетоннажными «Валдаем 8» и «Валдаем 12», но имели к ГАЗу лишь опосредованное отношение. Дело тут вот в чём. ГАЗ на выставке выставлялся совместно со своим дистрибьютором, компанией «Современные транспортные технологии», известной под аббревиатурой СТТ. Так вот, эта компания, совместно с заводом «Нижегородские Грузовые Автомобили», затеяли новый проект. Решили так: раз уж сам ГАЗ не собирается выпускать грузовики полной массой свыше 12 тонн, то нужно эти грузовики начать делать самостоятельно, естественно, при деятельном участии и помощи ГАЗа. Который, кстати, предоставил будущим грузовикам уже раскрученное на рынке имя «Валдай».
Чтобы не тратить на разработку излишние временные и финансовые ресурсы, к делу подключили ещё одного партнёра. Глядя на представленные на выставке грузовики, не трудно догадаться, что этим партнёром стал китайский Foton Motor. Как ГАЗ будет участвовать в данном проекте, и каков вообще план освоения и локализации в России намеченных к выпуску машин, речь пойдёт чуть погодя. А сейчас давайте познакомится с показанными на «Комтрансе» тяжёлыми грузовиками «Валдай», производством которых займётся пока мало кому известный завод «Нижегородские грузовые автомобили».
Всего таких «Валдаев» на выставке оказалось три. Первый – «Валдай 18». Цифры в названии говорят о полной массе автомобиля. У него три варианта колёсной базы, монтажная длина рамы – до 8,5 м, кабина – в коротком «дневном» или в удлинённом спальном исполнении, сзади – рессорная или пневматическая подвеска, грузоподъёмность – 12 тонн. В моторном отсеке установлен 260-сильный дизель. Подобные шасси широко применяются для региональных логистических перевозок. Большей частью это автофургоны или рефрижераторы. Но на них могут монтироваться и все те спецкузова и надстройки, которые сегодня ставят на линейку двухосных МАЗов и КАМАЗов, то есть начиная от кранов и заканчивая мусоровозными кузовами.
Второй новичок – «Валдай 33». Это классический китайский самосвал со спальной кабиной и огромным опрокидываемым назад кузовом, объём которого в данном случае составляет 19 кубов. В моторном отсеке – двигатель рабочим объёмом 11,8 литра и максимальной мощностью 400 л.с., в паре с которым установлена 12-ступенчатая механическая коробка передач. В пределах 33-х тонн полной массы машину удерживают только шины размерностью 22,5 дюйма, тогда как задние мосты здесь рассчитаны на 16 тонн каждый. Так что, если самосвал переобуть в шины с более высокой несущей способностью, его весовые характеристики окажутся ещё более впечатляющими.
Третий экспонат – «Валдай 45». Это седельный тягач с 470-сильным движком, причём тягач магистральный, о чем свидетельствуют многие технические моменты. Например, высокая и длинная кабинас роскошным спальником, стилистически напоминающую таковую у Mercedes-Benz Actros, в которой я спокойно стоял в полный рост, а также заточенная на скоростное движение трансмиссия с коробкой-роботом и передаточным отношением главной передачи 2,85, дисковые тормозные механизмы на всех колёсах, задняя пневмоподвеска и высота седла 1150 мм как у всех дальнобойных фур. Одним словом, в Нижнем Новгороде готовят конкурента самому продвинутому российскому магистральнику КАМАЗ К5. Хотя – почему готовят? Сборка первой партии «Валдай 45» уже начата, и вскоре эти тягачи появятся у дилеров.
У каких дилеров? Речь идёт о дилерских центрах компании СТТ, а их по России сегодня более восьми десятков! То есть, резон СТТ в проекте понятен: это реализация и обслуживание отсутствующих в линейке ГАЗа тяжёлых грузовиков, спрос на которые в стране сегодня неудержимо растёт. Но и сам ГАЗ не останется в стороне: именно у него арендованы производственные мощности, на которых будут изготавливать тяжёлые «Валдаи». Мощности эти таковы, что, задействуя порядка полутысячи сотрудников, позволяют в течение года выпустить до 10 000 подобных автомобилей. Инвестиции в производство составят 2,3 млрд рублей.
Намечены основных три этапа развития данного проекта. Первый – сборка из приходящих в контейнерах машинокомплектов. Но это уже будут грузовики с российской спецификой: с подготовкой к нашим непростым климатическим условиям, с утеплением кабины, с российским программным обеспечением и, что важно, с оперативной и понятной сервисной поддержкой на всей территории страны. Второй этап, намеченный на 24 год – это организация сварки и окраски кабин. В деле окраски поможет ГАЗ. Плюс комплектация российскими элементами экстерьера и интерьера, топливными баками, карданами, аккумуляторами и надстройками.
Третий этап, который начнётся в 2025 году, подразумевает более существенное использование российских комплектующих. В частности – рам и силовых агрегатов. Например, «Валдай 18» вполне может обзавестись как раз осваиваемым в серии новым дизель ЯМЗ-537, «Валдай 33» – или уже выпускаемой 420-сильнюй рядной шестёркой ЯМЗ-653, или идущим ей на смену новейшим ярославским 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-770, премьера которого как раз состоялась на выставке. С его 12,5 литров рабочего объёма можно снять от 350 до 620 л.с. То есть, этот дизель прекрасно подойдёт ещё и тягачу «Валдай 45».
Запуск в серию ЯМЗ-770, как и предназначенных для новых ярославских двигателей современных коробок передач, на «Автодизеле» запланирован на 2025 год. То есть, они как раз поспеют к началу третьего этапа локализации «Валдаев» в Нижнем Новгороде, когда тем настанет пора обзаводиться отечественными силовыми агрегатами.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов