ГАЗ на COMTRANS 2023. Премьеры во всей красе
Новости отрасли
Самое читаемое
В прошлом материале я рассказал о показанных на выставке COMTRANS 2023 новых «Уралах», а в этот раз речь пойдёт о новинках под маркой ГАЗ.
Одной из самых долгожданных премьер на стенде ГАЗа стал среднетоннажник «Валдай 12» полной массой 12 тонн. Напомню, что до этого самым тяжёлым грузовиком в модельной гамме завода был 10-тонный «Газон NEXT», и все последние годы велись разговоры, что нужно бы обеспечить перевозчиков заменой 12-тонного ЗИЛа. Тем более, что 12 тонн – та самая предельная полная масса для работы да дорогах без оплаты системы «Платон».
И вот, он появился: «Валдай 12» показали с самой большой колёсной базой 5310 мм. Длинна надстроек в этом варианте может достигать 7,25 м! А всего вариантов баз будет четыре. В зависимости от них грузоподъёмность шасси колеблется от 7,5 до 8 тонн. Кабина здесь та же, что и у уже запущенного в серию «Валдая 8», но в удлинённом варианте со спальником. Это, пожалуй, единственное, что роднит два этих среднетоннажника.
В остальном «Валдай 12» – полностью новый автомобиль, с новыми передним и задним мостами, новой рамой с прямыми лонжеронами, с новой подвеской и новым двигателем: на выставочном образце стоял ЯМЗ-535 – это модификация серийного ЯМЗ-534 с увеличенным литражом.
Если «Валдай-12» – грузовик для дорог общего пользования, то впервые показанный широкой публике NEOS предназначен для закрытых территорий. Эта роботизированная электрическая транспортная платформа грузоподъёмностью до одной тонны создана для работы на складских и производственных предприятиях. Она автоматически курсирует по заданному маршруту, используя радары, лидары, видеокамеры и другие навигационные средства. В зависимости от количества, то есть, от ёмкости аккумуляторных батарей, запас хода составляет от 40 до 120 км.
Важно, что в конструкции NEOS используются серийные комплектующие. Например, и спереди, и сзади установлены управляемые мосты, заимствованные у полноприводного «Соболя NN». Точнее, так: передней и задней частей у этой платформы нет – она одинаково свободно перемещается в обе стороны, не тратя время на развороты. Но, если нужно развернуться – за счет всех четырёх управляемых колёс это будет сделано буквально на пятачке: при габаритной длине 6,5 м радиус поворота не превышает 3,5 м! Если понадобится, NEOS даже может двигаться «крабовым» ходом!
Теперь перейдём к малотоннажникам. И начнём с фургона. Это не «Соболь» и не «Газель», а SDV 3.5 – собранный буквально за несколько дней до выставки универсальный электромобиль для активно развивающихся городских служб доставки. Вся его конструкция построена вокруг максимального удобства многократного входа и выхода водителя-экспедитора. Поэтому тут есть проход из кабины прямо в грузовой отсек, есть низкий и ровный пол с бесступенчатым входом как сборку, так и сзади, и есть автоматическая дверь, которую можно открывать и закрывать, не выпуская посылку из рук. Чтобы было проще скатить или закатить тележку – в заднем дверном проёме сделана аппарель.
Интересно, что SDV 3.5 – машина для ГАЗа абсолютно нового типа, но собрана она фактически из серийных комплектующих. У неё применён передний ведущий мост от нового полноприводного «Соболя NN 4х4», а всё электрооборудование заимствовано у электрофургона «Газель eNN».
И всё же SDV 3.5 – опытный образец. А вот другой показанный на COMTRANS 2023 малотоннажник уже становится на конвейер! Не подумайте, что это удлинённый «Соболь NN» – таких не бывает! Перед нами – «Газель NN», хотя она тоже в варианте с низкой крышей и тоже с односкатными ведущими колёсами. Но колёсная база здесь уже не 3005, а 3145 мм. За счёт этого кузов стал длиннее, в результате появилась возможность сделать задние торцевые двери распахивающимися уже не на 180о, а на все 270о. Потому что теперь они могут свободно прижиматься к кузову, не ударяясь о боковые сдвижные двери.
Есть у этого малотоннажника ещё две интересных особенности.
Во-первых, у него в корпусах зеркал заднего вида появилась радары для контроля боковых слепых зон.
Во-вторых, эта «Газель NN» – с автоматизированной коробкой передач! Которая разработана специалистами ГАЗа на основе серийной 5-ступенчатой механической коробки с прицелом на всю линейку «Соболей» и «Газелей» нового поколения. Позже появится и роботизированный вариант газовской 6-ступенчатой механической коробки. Но, радоваться рано: пока это всего лишь концепт, который ещё как минимум год будет проходить испытания.
Ещё две новых модификации «Газели NN» оказались из разряда спецавтомобилей. Первая – автомобиль скорой медицинской помощи с увеличенной длинной кузова, а потому – с увеличенным пространством салона и увеличенным количеством кислородных баллонов, которых в стандартных короткобазных «скорых» часто не хватает при перевозке больных между городами. Здесь установлена долговечная и легко моющаяся металлопластиковая мебель и релинговая система крепления медицинского оборудования. Выпуск такой модификации скорой помощи организуют на самом ГАЗе.
А вот эту модификацию ГАЗ показал в надежде найти для неё стороннего производителя. Потому что это автодом, то есть автомобиль не серийный, конструкция каждого экземпляра которого выполняется с учётом индивидуальных пожеланий будущих владельцев. Он выполнен на основе цельнометаллического фургона полной массой 3,5 тонны, а потому им можно управлять с правами категории «В». Автодом оборудован не хуже иностранных аналогов и рассчитан на четверых: двое спят на первом этаже, двое – на втором. Отмечу, что эргономика салона и качество интерьера выполнены на очень достойном уровне!
Теперь – к «Соболям». Тем более, что в их экспозиции – ещё одна долгожданная премьера: «Соболь NN 4х4». То есть полноприводный «Соболь NN». Точнее, так: это не просто полноприводная модификация дорожного малотоннажника: речь идёт о самом настоящем внедорожнике! Это его передний ведущий мост я упоминал, рассказывая о двух других газовских новинках. Впрочем, давайте обо всём по порядку!
В конструкции «Соболь NN 4х4» разработчики попытались совместить казалось бы несовместимое: комфорт минивэна и проходимость настоящего внедорожника. Для этого создали полностью новую трансмиссию с новым передним мостом, с новой раздаткой, новым задним мостом типа спайсер, новым рулевым управлением и с сохранением передней независимой подвески. Раздаточная коробка теперь управляется переключателем на приборной панели, а блокировки дифференциалов обоих мостов – кнопками. В конструкции «Соболя NN 4х4» оказалось столько интересных новшеств, он с технической точки зрения настолько значительно отличается от полноприводного «Соболя Бизнес», что мы вскоре опубликует о нём отдельный материал.
Наконец, в выставочной экспозиции оказались два чисто пассажирских газовских малотоннажника. Автобус «Газель Сити», который мы прежде знали только в городском исполнении, предстал в качестве экскурсионного, а «Соболь NN» показали в базовом пассажирском исполнении. То есть, в исполнении микроавтобуса, рассчитанного на 7 человек. Что это за модели, речь пойдёт в специальном материале, посвящённом автобусным новинкам выставки COMTRANS 2023.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов