Стратегия 2025. Автопром ориентируют на экспорт
Новости отрасли
Самое читаемое
Состоявшийся 12 февраля 2018 года круглый стол, на котором обсуждали стратегию развития национального автопрома, прошел под эгидой Комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству при участии Экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и специальной техники ТПП Российской Федерации, комиссии РСПП по автомобильному и сельскохозяйственному машиностроению, комитета Союза машиностроителей России по автомобильной промышленности и НП «Объединение автопроизводителей России». Судя по всему, данное мероприятие подвело черту под обсуждением документа, называемого «Стратегия развития автомобильной промышленности России до 2025 года». По словам заместителя министра промышленности и торговли Александра Морозова «документ в основном согласован, в ближайшие несколько месяцев будет с учетом корректировок принят Правительством России и станет для отрасли руководством к действию». С последним вариантом текста проекта документа можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития.
Главная задача пока еще действующего документа, определяющего развитие отрасли – насыщение автомобильной техникой внутреннего рынка нашей страны. Для ее выполнения были построены новые и модернизированы имеющиеся автосборочные предприятия. Новый документ, новая «Стратегия развития автомобильной промышленности России до 2025 года» приоритетным направлением развития отрасли считает развитие экспорта. Однако экспортная нагрузка на отдельные виды транспортных средств распределяется далеко не равномерно. Ее львиная доля должна будет прийтись на легковые автомобили, тогда как экспортный потенциал коммерческого транспорта оценивается достаточно сдержанно. Тем не менее, снижение себестоимости и повышение экспортной привлекательности должны коснуться всех выпускаемых в России видов коммерческого транспорта.
Сегодняшний уровень производственных затрат, определяемый стоимостью рабочей силы и энергоносителей, с учетом курса рубля слишком высок для успешного конкурирования на внешних рынках. Снижение всех видов расходов невозможно без эффективного производства комплектующих, которое, в свою очередь, невозможно при существующих масштабах выпуска коммерческих автомобилей. Поэтому одним из главных инструментов развития отрасли новая стратегия считает увеличение масштаба производства за счет сокращения количества платформ, при укреплении позиций платформ-лидеров. Однако, отечественные платформы легких коммерческих и грузовых автомобилей из стратегических соображений должны быть сохранены.
Из всех видов коммерческих автомобилей наиболее заманчивым с точки зрения нового документа выглядит экспорт в Латинскую Америку, Африку, Австралию, Юго-Восточную Азию (вместе с Индией), страны ЕАЭС (СНГ) и Восточной Европы, а также на Ближний Восток легких коммерческих автомобилей и легких автобусов, построенных на базе коммерческих фургонов. Скорее всего, приоритетное развитие в секторе легкого коммерческого транспорта получат автомобили на платформе «Группы ГАЗ» («Газель Next»). Преференции этой группе должны быть обеспечены экономическими и административными барьерами.
Экспорт грузовых автомобилей сдерживают сегодняшний уровень производственных затрат и серьезная конкуренция со стороны продукции развивающихся стран. Уменьшение себестоимости возможно только в случае эффективного производства автокомпонентов, которое нереализуемо из-за небольших масштабов выпуска. Поэтому предлагается консолидировать производство, НИОКР, сбытовые и сервисные сети на основе лидирующих платформ. Отечественные платформы должны быть сохранены и развиваться параллельно с глобальными.
В переводе на нормальный язык это может означать следующее: КАМАЗ и «Группа ГАЗ» получат определенные преференции. А благодаря развернувшейся конкуренции среди производителей грузовиков на базе глобальных платформ, а также с помощью инструментов регулирования рынка будут отсечены автомобили с малой концентрацией производства.
На круглом столе прозвучало требование ввести документальную регламентацию (ограничение) сроков службы грузовых автомобилей по аналогии с автобусами. Но в тексте, опубликованном на сайте, это требование отражения не получило. Поживем – увидим.
В секторе автобусов приоритеты те же: сокращение импорта (не более 4%) и развитие экспорта.
Выполнение этих задач потребует не только развития сетей послепродажного обслуживания, но и заключения межгосударственных соглашений на поставку автобусов для муниципальных нужд стран-партнеров на выгодных для заказчика условиях.
Себестоимость производства автобусов в России определяется уровнем локализации. В малом и среднем классах при оптимизации модельного ряда как по типоразмерам, так и по применяемым силовым установкам он может быть достаточно высок (60 - 70%) из-за компонентной синергии с коммерческими грузовиками. Высокий уровень локализации этого вида техники позволит извлекать выгоды из низкого курса рубля и небольшой стоимости производства при поставках на Ближний Восток, а также в страны Северной Африки и Восточной Европы.
«Крупный» класс автобусов при локализации менее 50% оказывается неконкурентоспособен на зарубежных рынках. Объем производства этого вида автобусов будет определяться внутренними потребностями страны.
Документ вводит два важных новшества, призванных увеличить безопасность пассажирских перевозок. Первое из них – документальная регламентация (ограничение) сроков службы автобусов как корпоративных, так и муниципальных потребителей. А, второе — переориентация (пока рекомендуемая) локальных производителей на продажи автобусов в форме «Контрактов жизненного цикла» (КЖЦ), включающих в себя расходы на закупку, ремонт и обслуживание в течение всего жизненного цикла, а также расходы на утилизацию.
Одной из главных технических тенденций документ считает применение новых силовых агрегатов (в том числе на электротяге и природном газе) с возможностью в перспективе замены троллейбусов на электробусы как на наиболее экологичный вид транспорта.
Механизмы реализации планов реорганизации отрасли проект стратегии нигде отдельно не прописывает. Все контрольные цифры по каждому из направлений и механизмы регулирования должны быть конкретизированы в другом документе, так называемой «дорожной карте» которая еще только разрабатывается. Но из выступлений участников круглого стола можно было понять, что будут использованы как экономические, так и регуляторные рычаги. Среди них:
- снятие таможенных привилегий, действовавших на этапе промсборки;
- ужесточение требований локализации;
- увеличение экспортных нормативов;
- и (возможно для кого-то) субсидирование заведомо невыгодной деятельности.
Впрочем, чтобы более детально и обстоятельно говорить о рычагах претворения в жизнь новой стратегии развития национального автопрома, для начала дождемся появления хотя бы проекта «дорожной карты».
Александр Шубин
С нами уже 1039 профессионалов