Интерполитех-2015. По обе стороны закона
Новости отрасли
Самое читаемое
Состоявшаяся 20-23 октября выставка «Интерполитех-2015» проходила в двух залах одного из павильонов ВДНХ. И если одни их этих павильонов был практически полностью заполнен всевозможными летающими дронами, время от времени жужжащими своими электрическими моторчиками, то во втором павильоне правила бал автомобильная техника. В основном – для перевозки людей: как сотрудников силовых структур так и тех, с кем они ведут непримиримую борьбу. Те и другие машины на пояснительных табличках как правило именуется лаконично: автомобиль специальный. Но разобраться, какой для кого, не составляет труда: в первом случае кузов остеклен, во втором – нет.
Впрочем, оказались в выставочной экспозиции и самые настоящие бронемашины, то есть защищенные от огня стрелкового оружия и от взрыва мин. С них и начнем.
Одной из главных новинок «Интерполитех-2015» стал новейший камский тяжелый внедорожник с колесной формулой 8х8 – завод активно развивает тему многоосников: сперва в прессе появились полуофициальные снимки гражданского пятиосного шасси, потом – видео армейских четырехосного тягача и восьмиосного ракетовозного шасси. Показанная в этот раз модель с бронированной удлиненной кабиной и внушительной по размерам бортовой платформой получила отраслевой индекс КАМАЗ-53958. На пояснительной табличке в скобках был написан еще один индекс – КАМАЗ-6560М, видимо, для варианта шасси. Обладая грузоподъемностью 25 т, оно способно подменить достаточно широко применяемый на сегодняшний день в армии близкий по полезной нагрузке (22 т) четырехосник БАЗ-6909. Впрочем, у брянской машины более подходящая для движения по бездорожью на высокой скорости полностью независимая подвеска, тогда как камский аналог получил обычные автомобильные мосты на рессорах. У показанного на выставке экземпляра они оказались производства Madara, но у серийных машин скорее всего будут уже собственные мосты с такой же полезной нагрузкой – недавно завод сообщил об освоении их выпуска.
О двигателе кроме того, что он развивает 550 л.с. и способен разогнать 40-тонный четырехосник до 100 км/ч, что-либо еще сказать сложно. Это может быть собственная форсированная V-образная «восьмерка», а может – и созданный совместно с Liebherr рядный 6-цилиндровый дизель: продемонстрированный на COMTRANS’15 его опытный образец выдает как раз столько "лошадей", сколько указано в характеристиках КАМАЗ-53958. Кстати, двигатель расположен не за кабиной, как может показаться на первый взгляд, а под ней – сзади возвышается лишь прикрытый вертикальной защитной бронерешеткой объемистый радиатор. Коробка передач, по словам присутствующего на стенде представителя завода – «автомат» производства ZF.
Вторым армейским автомобилем-внедорожником в экспозиции Камского автозавода оказался двухосный КАМАЗ-53949 из семейства «Тайфун» – машина уже неплохо известная, рассчитанная на перевозку защищенного от автоматных пуль и подрыва личного состава или же на монтаж сравнительно легковесного спецоборудования и вооружения: при снаряженной массе 12 т ее полная масса 14 т – грузоподъемность невелика и составляет всего две тонны. Двигатель мощностью 350 л.с. и КПП – стандартные «камазовские», а вот независимая подвеска с мостами, судя по гравировке на колесных дисках, поставлены ирландской компанией TIMONEY, специализирующейся на выпуске и производстве бронеавтомобилей.
На стенде Автозавода «Урал» – два трехосных внедорожника. Первый – адаптированный под нужды силовых структур «Урал NEXT» в пока еще не совсем привычной окраске хаки: эффектная мощная машина для решения общетранспортных задач грузоподъемностью 10 т с установленным под капотом 285-сильным ЯМЗ-53642-10 (Евро-4).
А вот второй автомобиль – профессиональный полицейский: созданный по заказу главного командования Внутренних войск «Урал-ВВ» хотя и построен на базе серийного трехосного уральского грузовика повышенной проходимости с усиленной рамой, но способен эффективно защитить экипаж и десант как от огня стрелкового оружия, так и от подрыва на минах. Спасибо поднятому над дорогой бронекузову на 17 человек и закрепленных на его бортах противоминных сиденьях. Вход и выход может осуществляться через боковой, кормовой или верхние люки.
И еще один перспективный броневик на стандартном грузовом шасси, также разработанный по заказу Внутренних войск – его привезла в Москву челнинская компания «Астейс». В основе бронемашины, получившей название «Патруль-А», лежит ходовая часть серийного камского внедорожника КАМАЗ-4350 (4х4), причем в случае с данным конкретным вариантом – с родными камскими двигателем и коробкой передач. «Патруль-А» полной массой 12,7 т рассчитан на перевозку 10 бойцов со скоростью до 100 км/ч.
У данного экземпляра весьма интересно сделаны боковые подножки: они состоят из двух частей, причем нижняя при необходимости опускается фактически до уровня земли. Зачем? Как пояснил представитель компании, это сделано для возможности в ходе проведения городских операций быстро перебрасывать бойцов с места на место, располагая их не внутри, а снаружи корпуса – так им быстрее и проще спешиться и рассредоточиться. Нельзя было не обратить внимание и на сделанный перед стандартным передним бампером массивный буфер-отбойник для тарана баррикад и подбитых машин.
Что интересно, в данный момент и «Урал-ВВ», и «Патруль-А» проходят испытания уже в Министерстве обороны – видимо там, ужаснувшись нынешними ценами на классические бронетранспортеры, решили обратить внимание на их более доступные аналоги, построенные на агрегатной безе серийных грузовиков.
Самой массой автомобильной техникой на «Интерполитехе» оказались «воронки». Помнится, я как-то спросил у сокурсника, отслужившего срочную во внутренних войсках в том числе на конвоировании осужденных, на чем же тех возят? Оказалось, у них в части для этого использовался обычный фургон ЗИЛ-130, в уже заполненный кузов которого при необходимости втиснуть еще нескольких человек закидывали за ошейник овчарку.
Теперь – все по другому. Современные воронки сделаны с любовью как к конвойным, так и к конвоируемым. И, что самое интересное, они адаптированы под любой «пассажиропоток», ибо есть модели поменьше, на шасси «Газелей» и «Газонов», а есть побольше, начиная от среднетоннажных КАМАЗ-4308 и заканчивая таким «автобусом», как 10-метровый 52-местный АЗ-01 на трехосном шасси КАМАЗ-65117 (на фото).
Не обошлась выставка и без главной новинки второго полугодия на рынке коммерческих автомобилей. Речь идет о цельнометаллическом фургоне «Газель NEXT», серийный выпуск которого должен начаться в последних числах октября - на конвейер ГАЗа встанут как чисто грузовая, так и грузопассажирская версия с двумя рядами сидений. Так вот, один из предсерийных экземпляров нового нижегородского фургона превратили в автомобиль дежурной части. Внутри кузова установлены несколько кресел для оперативников со столиком для подготовки документации, клетка поменьше для собак и побольше – для задержанных. Что интересно: вопреки общему тренду под капотом не отечественный EVOTECH, а заграничный Cummins.
Аналогичный по назначению автомобиль показали и ульяновцы (кстати, УАЗ развернул на «Интерполитехе» весьма внушительный стенд). Салон, конечно, не такой просторный, как у «Газели NEXT», но его оснащение фактически такое же, а проходимость машины – на голову выше.
Из других ульяновских спецмашин для силовых ведомств на выставке показали патрульный автомобиль и автомобиль кинологической службы – в обоих случаях это по сути серийный УАЗ «Патриот», но с соответствующим образом «переформатированным» пространством грузового отсека.
Раньше подобные автомобили делали на базе «Хантера», но, как рассказал представитель завода, сейчас с конвейера сходят последние экземпляры этого внедорожника и в следующем году под традиционно решаемые им задачи адаптируют различные исполнения более современного «Патриота».
Но старый добрый ульяновский «козлик» в экспозицию «Интерполитеха» все же попал – его поместили на исторический пятачок. Тое есть в экспозицию раритетных милицейских автомобилей, где также оказались «Москвич» 403-го семейства, чопорная 24-я «Волга» в так называемой канареечной (желто-синей) раскраске и, даже, здоровенный американский Ford – их в 1990-е поставляли российским патрульным в качестве помощи заокеанские коллеги.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов