АРМИЯ-2019. Военная автотехника: новый призыв
Новости отрасли
Самое читаемое
В подмосковном КВЦ «Патриот» состоялся очередной международный военно-технический форум «АРМИЯ-2019». Мы традиционно прошлись вдоль рядов выстроившейся в его обширнейшей экспозиции боевой и транспортной техники, знакомясь с новыми моделями автомобилей. Таких оказалось немало!
Перейдя под крыло концерна «Алмаз-Антей», занимающегося производством зенитного вооружения, Брянский автозавод получил второе дыхание: с каждым годом на форум «АРМИЯ» приезжает все больше как боевых, так и вспомогательных армейских машин, разработанных на базе брянских шасси повышенной проходимости. Вот одна из них: унифицированный наземный модуль помех 1Л269Э, предназначенный для радиоэлектронного подавления радаров противника. В качестве шасси использован БАЗ-6910 с колесной формулой 8х8.
А вот четырехосник БАЗ-6910 в качестве шасси пусковой установки новейшей зенитно-ракетной системы С-350 «Витязь», для которой «АРМИЯ-2019» стала местом официальной премьеры. В едином пакете здесь скомпонованы 12 пусковых ракетных стволов. «Витязь» ведет огонь по самолетам и вертолетам противника на максимальную высоту и максимальную дальность, соответственно, 30 и 60 км. Время развертывания зенитно-ракетного комплекса С-350 «Витязь» не превышает 5 мин.
Главная новинка от Брянского автозавода – дебютировавшее на форуме «АРМИЯ-2019» корпусное шасси для размещения вооружения зенитно-ракетного комплекса ближнего радиуса действия «Тор-М2». В Российскую армию этот комплекс поступает на гусеничных шасси, а вот многие зарубежные заказчики, особенно с Ближнего Востока, предпочитают колесную ходовую часть. Поэтому им «Торы» экспортируют на корпусном шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-6922. Теперь этот комплекс получил отечественное шасси, причем не с тремя, а четырьмя осями, что повысило его грузоподъемность и проходимость.
Пока о новом корпусном шасси Брянского автозавода информации совсем немного. Оно имеет бронирование кабины и полноприводную трансмиссию. Управляемыми сделаны две пары передних колес. Габаритные размеры 11,0х3,15х2,5 м, дорожный просвет 400 мм. Подвеска всех колес независимая, судя по всему, пружинно-торсионная. Двигатель развивает 530 л.с., обеспечивая машине максимальную скорость 80 км/ч. Новый зенитно-ракетный комплекс, рассчитанный на поражении воздушных целей на высоте и дальности, соответственно, 12 и 16 км, получил официальное название БМ 9А331М.
«Мотовозы» приняты на снабжение и уже поступают в войска: на форуме «АРМИЯ-2019» на базе нового уральского шасси семейства «Мотовоз-М» можно было увидеть сразу несколько специальных машин самого разного назначения. Автомобили повышенной проходимости «Мотовоз-М» по сути представляют собой дальнейшее развитие семейства 4320, имея аналогичную ходовую часть с зависимой подвеской и мостами собственного производства завода.
Главное отличие «Мотовоз-М» от классических грузовиков завода – кабина, полностью соответствующая современным требованиям российского министерства обороны. Она каркасно-панельная: металлический каркас с навешенными на него пластиковыми панелями. Элементы капота тоже изготовлены из пластика. Так что для «Мотовоз-М» не потребовалось закупать дорогостоящую штамповую оснастку! Вызывает некоторое удивление оснащение «Мотовоз-М» устаревшими ярославскими V-образными «восьмерками», а не более современными ЯМЗ-536: видимо, выбор в их пользу сделан по причине полной локализации и сравнительно невысокой себестоимости.
В прошлом году на «АРМИИ» дебютировала двухосная 8-местная бронемашина «Урал-53099», созданная на основе ходовой части модели 43206, но с применением современного ярославского дизеля ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с. А в этом году на ее базе представлено шасси «Урал-53095» с двухместной защищенной кабиной. Защита более чем серьезная: при возможности перевозить в бортовой платформе 3 тонны груза полная масса автомобиля при габаритной длине всего 6,5 м достигает 14,5 тонн. Предусмотрена буксировка прицепа массой до 5 тонн.
На армейские уральские грузовики с односкатной ошиновкой начали устанавливать так называемые тактические колеса, то есть колеса, способные обеспечивать возможность движения автомобиля даже при проколе или пробитии шин. Такое колесо включает в свою конструкцию расположенный внутри шины алюминиевый облегченный диск и трехсегментную композитную вставку. Размерность колеса 20х10, максимальная скорость при движении на вставке 90 км/ч, дальность – 50 км с возможностью при необходимости увеличения до 100 км.
Если на «АРМИЯ-2018» модернизированный «Тигр» дебютировал в желтой «пустынной» расцветке, то в этом году он предстал в черном цвете. Напомним, что модернизация внедорожника заключается в более защищенном капоте, теперь получившем частичное бронирование, в применении отделенных от основного корпуса передних крыльев, которые не препятствуют распространению взрывной волны при наезде на мину, а также в использовании камер кругового обзора. Кроме того, показанная в этом году модификация доработанного «Тигра» по желанию зарубежного заказчика получила зарешеченные окна, круговую защиту для стрелка вокруг верхнего люка, а главное – автоматическую гидромеханическую коробку передач.
Модернизированный «Тигр» в экспортном варианте оснащен автоматической гидромеханической коробкой передач китайского производства с шестью диапазонами, которую производит компания Fast Gear. К сожалению, отечественная промышленность автомобильных гидромеханических коробок передач не производит. Никаких.
На форуме «АРМИЯ-2019» впервые показали преемника «Тигра», разработанный компанией «ВПК» четырехосный бронеавтомобиль АМН-2 «АТЛЕТ». Он создан с использованием ходовой части и трансмиссии предшественника, но значительно доработан с учетом опыта его применения. По сути, получилась новая машина. Какие главные отличия «Атлета» от «Тигра»? Если у последнего бронезащита капота, и то частичная, появилась лишь в модернизированной версии, то у «Атлета» она полная, выполненная на более серьезном уровне. Кроме того, «Атлет» на порядок лучше защищен от последствий наезда на мину – должен выдержать подрыв 6 кг тротила под колесом против 0,6 кг у «Тигра». Естественно, из-за усиления защиты новый бронеавтомобиль потяжелел, прибавив 700 кг – его полная масса достигла 9 тонн.
В отличие от утилитарной передней панели в кабине «Тигра», его преемник «Атлет» получил пусть тоже упрощенную, но уже вполне цивильную переднюю панель. Механизмы блокировки межосевого и межколесных дифференциалов включаются кнопками на центральной консоли. Увы, трансмиссия «Атлета» механическая, поэтому переключение ступеней коробки передач осуществляется водителем – для полностью локализованной в соответствии с пожеланиями российского Минобороны техники отечественную автоматическую коробку передач взять негде за полным отсутствием таковой.
Все сиденья в кузове «Атлета» выполнены на подрессоренном подвесе (включая подножки) – это убережет водителя и пассажиров от серьезных травм при подрыве машины на мине. В сравнении с «Тигром» внутренняя компоновка «Атлета» выглядит более эргономично и рационально.
Новая разработка компании «ВПК»: бронированный автомобиль многоцелевого назначения на базе ходовой части модели 43206, получивший обозначение «ВПК-Урал». Под капотом – современный дизель ЯМЗ-536. Габаритные размеры: 6500х2550х2800 мм. Класс защиты обитаемого отделения – третий.
Интерьер кабины «ВПК-Урал» получил весьма качественную и вполне современную приборную панель – с такой отделкой машину не стыдно демонстрировать самым придирчивым зарубежным заказчикам! Впрочем, скорее всего именно для них «ВПК-Урал» и предназначен – справа от сиденья водителя виден селектор управления ГМП Allison: экспортный вариант! А российским силовым структурам скорее всего придется довольствоваться опцией в виде механической 5-ступенчатой КПП. Единственное замечание к эргономике кабины: нет удобных поручней, чтобы надежно ухватиться при посадке и высадке через проем передних дверей.
В десантном отделении «ВПК-Урал» установлены амортизирующие сиденья для восьми бойцов. Еще четыре таких же сиденья расположены в передней части салона – они развернуты по ходу движения. Общая вместимость машины – 11 человек плюс водитель.
Принятая на снабжение специальная полицейская машина ВПК-3924 «Медведь» в этом году получила небольшие внешние изменения. Экипаж включает 8 бойцов и водителя. Главное отличие «Медведя» от близкого по характеристикам и назначению «ВПК-Урал» – полностью независимая подвеска, обеспечивающая повышенную динамику при движении по бездорожью. Правда, коробка передач здесь не с автоматическим, а с ручным переключением – то есть силовая линия полностью отечественного производства.
Разработанный заводом «Ремдизель» из Набережных Челнов тяжелый четырехосник с бронированной кабиной «Торнадо К-53958» на форуме «АРМИЯ-2018» демонстрировали в варианте шасси, а в этом году его показали уже в варианте седельного тягача, способного работать в составе автопоезда массой до 106 тонн. При снаряженной массе 21,7 тонны допустимая нагрузка на его седельно-сцепное устройство составляет 20 тонн, а допустимая масса буксируемого полуприцепа – 85 тонн. В моторном отсеке установлен новый отечественный рядный 6-цилиндровый дизель мощностью 600 л.с., с которым по-прежнему агрегатирована китайская ГМП. Интересно, что подвеска «Торнадо К-53958» зависимая, с неразрезными мостами, при этом в качестве упругих элементов использованы пружины.
Новейшее четырехосное шасси «Торнадо К-53958» получило первую надстройку, да какую! На форуме «АРМИЯ-2019» четырехосник с бронекабиной дебютировал в качестве передвижного ракетно-пушечного зенитного комплекса ближнего действия «Панцирь-СМ». Видимо, защитить водителя и экипаж от обстрела во время марша или стоянки было решено после его применения в Сирии, то есть в районе активной борьбы партизанскими методами. Предельная высота поражения целей комплексом «Панцирь-СМ» составляет 15 км, предельная дальность поражения – 40 км.
Один из самых распространенных отечественных армейских грузовых автомобилей повышенной проходимости, трехосный полноприводник из семейства «Мустанг», на форуме «АРМИЯ-2019» предстал в модернизированном исполнении. Причем модернизация весьма серьезная! «Мустанг М 5350» получил кабину, унифицированную с гражданскими грузовиками этой модели как по внешнему, так и по внутреннему оформлению, прямые лонжероны рамы, новую «раздатку», более современные светодиодные фары, пневмоподвеску сидений, повысившие плавность хода передние рессоры увеличенной до 1800 мм длины, тормозные механизмы с автоматической регулировкой зазоров, а также более современную модификацию дизеля. Кроме того, грузовик стал на тонну грузоподъемнее – предельная масса перевозимого груза теперь составляет 7 тонн.
Двигатель армейского «Мустанг М 5350» теперь мало отличается от двигателя гражданской модификации этого грузовика-внедорожника. Он получил систему впрыска топлива Common Rail с электронным управлением, один турбокомпрессор вместо двух, электронное управление оборотами. Все это позволило увеличить максимальную мощность классической V-образной «восьмерки», которая у трехосного «Мустанга» теперь составляет 300 л.с. Повышена и мощность генератора, который вместо прежних 2 кВт выдает 3-4 кВт.
С нами уже 1039 профессионалов