АРМИЯ-2017. Броня, огонь и колеса
Новости отрасли
Самое читаемое
Начнем с того, что на площадке проходившего с 22 по 27 августа 2017 года форума «АРМИЯ-2017» можно было впервые не только увидеть, но и детально осмотреть (правда, только снаружи) три главных сухопутных новинки российского оборонпрома.
Речь идет об основном боевом танке Т-14 «Армата», перспективной тяжелой гусеничной БМП «Курганец 25» и колесной плавающей БМП «Бумеранг». Но это – лишь блестящая в лучах солнца верхушка выставочного айсберга: экспозиция форму оказалась предельно насыщена может быть не столь известными, но не менее интересными новинками. И среди этих новинок оказалось значительное количество колесной техники. Мы постараемся рассказать о ее наиболее интересных и перспективных образцах.
«Бумеранг» – первая отечественная колесная БМП. Именно БМП, а не БТР. Потому что у «Бумеранга» гораздо серьезнее и защита экипажа, и огневая мощь! Не даром он весит 25 тонн против 16 тонн у ныне поставляемого в армию БТР-82. Кстати, и та, и другая боевая машина разработана и производится компанией «ВПК». Информация по «Бумерангу» по-прежнему скупа: дизель развивает 600 – 800 л.с., коробка передач – автомат, в необитаемой башне – 30 мм пушка, 7,63 пулемет и ПТУРы. Максимальная скорость – 100 км/ч.
Понятно, что подвеска полностью независимая. Потому что только такая подвеска обеспечивает высокую скорость и стабилизацию вооружения при движении по бездорожью.
Посадка и выход десанта численностью до 8 бойцов, как это сейчас общепринято в общемировой практике, через дверь в корме машины. Снизу по бокам – гребные винты для движения по воде (скорость на плаву до 12 км/ч).
И тем не менее, о «Бумеранге» удалось выяснить одну весьма интересную деталь. По словами одного из стендистов, в движение БМП приводит лицензионная рядная «шестерка» ЯМЗ-650. Правда, как только в распоряжении «ВПК№ появится более современный ярославский дизель, он сразу же займет место в моторном отсеке.
«Бумеранг» – машина высоко технологичная, а оттого недешевая, пока еще не серийная и очень секретная. Поэтому компания «ВПК» одновременно подготовила ей бюджетную альтернативу.
Речь идет о впервые показанном на «АРМИИ-2017» БТР-87: ходовая часть – от хорошо известного БТР-80/82, а всё, что поверх ходовой части – разработано заново!
Во-первых, у БРТ-87 двигатель перенесли из кормы в правую переднюю часть корпуса, что позволило обеспечить 8 бойцам более быстрое и удобное десантирование не через верхние люки, а через задние двери.
Во-вторых, БТР-87 вооружили фактически на уровне «Бумеранга»: он получил необитаемую башню с дистанционно управляемыми 7,62-мм пулеметом, 30-мм пушкой и четырьмя ПТУР.
В-третьих, устаревшая камазовская 300-сильная V-образная «восьмерка» в моторном отсеке уступила место современному ярославскому ЯМЗ-536, развивающему 312 л.с.
При всем при том полная боевая масса машины не изменилась: как и БТР-82А, перспективный БТР-87 весит те же 16 тонн.
Единственное, коробка передач БТР-87 по-прежнему механическая. Но конструкцией шасси уже предусмотрена возможность установки гидромеханической АКП – если на то будет воля заказчика.
Еще одна новинка компании «ВПК» – бронезащищенный автомобиль «Тигр-М» с установленной на крыше в необитаемой башне 30-миллиметровой пушкой. А ведь еще недавно даже маленькая башенка с пулеметом казалась для подобных машин верхом возможностей!
Пушка 2А72 хорошо знакома по БТР-82А и другим видам боевых машин. Дальность стрельбы – до 6 км. Для лучшей стабилизации и охлаждения ствол разместили в защитном кожухе.
Установка в такой машине тяжелой пушки с серьезной отдачей потребовала сделать для нее в салоне мощную основу, что сократило численность десанта.
Проблемы с перекомпоновкой десантного отеделения нет у «Тигр-М» с дистанционно управляемым боевым модулем «Арбалет ДМ» – вынесенным на крышу 12,7-мм пулеметом «Корд».
У такого «Тигра» в салоне фактически никаких изменений. Разве что появилось место оператора пулеметной установки: забранный в стальной кожух дисплей и джойстик управления огнем.
Еще одна интересная машина на базе «Тигра»: на его шасси с бронированной кабиной установили закупаемую многими странами спаренную зенитную установку ЗУ-23.
Правда, здесь напрашивается защита хотя бы с передним щитом не только кабины, но и расчета самой установки тоже – судя по то и дело появляющейся в телевизоре хронике из самых разных горячих точек планеты, поставленная в кузов какого-нибудь грузовика или джипа ЗУ-23 чаще борется с наземными целями. А они отвечают огнем!
Новейший «Тайфун К-4386» показало АО «Ремдизель» из Набережных Челнов – выпускающий армейскую технику филиал крупнейшего российского производителя грузовиков.
Дизель КАМАЗ-610.10 развивает 350 л.с. Не стоит искать марку этого мотора в каталогах: под данной аббревиатурой, говорят, скрывается локализованный в Набережных Челнах дизель Cummins.
Новинка почти на три тонны легче и на 0,8 м короче демонстрировавшегося на «АРМИИ-2016» бронеавтомобиля «Тайфун К-539449». Потому что это машина с возможностью авиадесантирования!
Не случайно второе название бронеавтомобиля – «Тайфун ВДВ». Он неплохо вооружен: в необитаемой башне установлена 30-мм автоматическая пушка.
Размещающийся в 6-местном десантном отделении оператор управляет орудием с помощью монитора и сдвоенного джойстика .
Подвеска «Тайфун К-4386» – независимая гидропневматическая, позволяющая водителю при необходимости управлять величиной дорожного просвета.
Интересно, что «Тайфун К-4386» сконструирован по модульному принципу: вместо боевого или пассажирского модуля на его шасси можно установить, к примеру, медицинский модуль.
Еще одна сенсационная новинка «Ремдизеля» – многоосный «Торнадо К-73501». На первый взгляд – полый аналог ранее появившегося «Торнадо К-53958»: на стенде они стояли бок о бок.
У обоих шасси колесная формула 8х8, близкая грузоподъемность (соответственно 23 и 24 тонны) и одинаковая новейшая рядная «шестерка» семейства КАМАЗ-910.2 мощностью 550 л.с.
Но на этом сходство заканчивается. Дело в том, что «Торнадо К-73501» стал первой моделью в линейке негабаритных внедорожных шасси «Ремдизеля»: То есть машина не вписывается в предельные для движения по дорогам общего пользования 2,55 м. Ее ширина – 3,3 м. Как у минских «Волатов», для постепенной замены которых в российских вооруженных силах «Торнадо К-73501» как раз и предназначен.
В отличие от вписывающегося по ширине в 2,55 м «Торнадо К-53958» у внедорожного «Торнадо К-73501» более массивная и длинная рама, более энергоёмкая подвеска. Кстати, в отличие от «Торнадо К-53958» с обычными мостами и рессорами, эта самая подвеска в данном случае полностью независимая.
Не случайно «Торнадо К-73501» вышел заметно тяжелее: его снаряженная масса не 17, а 25 тонн. Соответственно, полная масса достигает 48 тонн против 41,5 тонн у Торнадо К-53958».
Увеличенная ширина шасси позволила разместить на нем более широкую кабину – если нужно, в ней можно установить в ряд четыре сиденья. Кабина, кстати, полностью бронированная.
Рядный 6-цилиндровый дизель пусть и проектировался на КАМАЗе с участием специлаистов Liebherr, но это все же российский агрегат: во-первых, он изначально автомобильный (Liebherr выпускает лишь дизели для тракторов и спецтехники), а во-вторых, его локализация и подготовка к серийному выпуску уже в завершающей стадии. В 2019 году новый дизель пойдет в серию!
На выставке «АРМИЯ 2017» демонстрировали форсированный вариант этого дизеля КАМАЗ-920.13 мощностью 750 л.с. – его будут применять на еще более тяжелых отечественных многоосниках.
А вот гидромеханическая АКП, судя по логотипу на корпусе, поставлена для «Торнадо К-73501» компанией XIAN FC – китайско-американским СП созданным Shaanxi и Caterpillar для производства американских автоматических трансмиссий для выпускаемой в КНР тяжелой колесной техники.
Впрочем, можно предположить, что для «Ремдизеля» создание и освоение в производстве гидромеханической трансмиссии – не первоочередная задача. Потому для многоосников из Набережных Челнов разработана трансмиссия с электроприводом!
Электропривод колес применен для создаваемой в Набережных Челнах так называемой «платформы ноль», то есть для перспективных ракетовозов, коих многие считают едва ли не автомобилями-фантомами: разработчики очень долго не могли предъявить реальные результаты своего труда.
«АРМИЯ-2017» показала: «платформа ноль» отнюдь не фантом! На выставке впервые можно было увидеть автомобиль данного семейства. Но где же оркестр и торжественные речи: новинка скромно стояла в задних рядах.
Видимо, показать хотели не столько перспективное шасси, сколько новый транспортно-установочный агрегат. Просто так уж получилось, что он оказался смонтирован на шасси КАМАЗ-75801 – том самом, из «нулевого» семейства
У этого четырехосного шасси – гибридная силовая установка: дизель приводит в действие генератор, а тот питает мотор-колеса. Изучая независимую подвеску машины нельзя не заметить, что к ступице колеса вместо передающей крутящий момент полуоси идут экранированные электрические провода!
Удивительно, что новые российские многоосники на «АРМИИ-2017» сравнивать было не с чем: во всяком случае в открытой экспозиции технику МЗКТ можно было увидеть разве что в составе уже давно известных систем вооружений.
Зато белорусы демонстрируют заметный прогресс в области создания армейской колесной техники легкого класса.
Так, Минское «Минотор-Сервис», специализирующееся на производстве и ремонте гусеничной военной техники, представило два бронеавтомобиля «Витим» в версиях с колесными формулами 4х4 и 6х6.
Снаряженная масса двухосного «Витима» составляет 6 тонн, трехосного – 7,7 тонн, броня защищает экипаж от обстрела из стрелкового оружия и подрыва гранаты под днищем.
Как двухосная, так и трехосная модификации оснащены российским дизелем ЯМЗ-534, а вот агрегаты ходовой части – собственного производства, включая независимую подвеску, коробку передач, раздаточную коробку и мосты.
Несущий герметичный кузов обеспечивает машинам плавучесть (с предварительной подготовкой): сзади можно увидеть гребной винт водомёта
Еще один бронеавтомобиль белорусского военпрома – «Кайман». Внешне «Кайман» походит на БРДМ-2, но кроме колес и подвесочного узла, как уверяют разработчики, у них ничего общего! Разить врагов – задача установленного на крыше в боевом модуле «Адунок» дистанционно управляемого пулемета «Утес» калибра 12,7 мм.
Если посмотреть на «Кайман» сзади, даже на глаз заметно, что в сравнении с БРДМ-2 его колея, как и корпус, значительно шире! Несущий бронированный кузов 7-тонного «Каймана» защищает экипаж из 6 человек от огня стрелкового оружия.
«Кайман» оснащен хорошо известным у нас минским тракторным дизелем Д-245-30Е2, в паре с которым установлена «зиловская» 5-ступенчатая коробка передач производства СААЗ.
Обратим внимание, что многие передовые технологии, еще недавно казавшиеся для наших армейских автомобилей чем-то космическим, теперь воспринимаются как должное!
Так, появившиеся несколько лет назад уральский и камазовский «Торнадо» поражали полностью независимой подвеской, оригинальными бронекабинами, противоминной защитой и пневмоприводом включения блокировок трансмиссии.
Теперь же независимые подвески и оригинальные кабины, защищающие экипаж от всех видов легкого вооружения, а так же включение блокировок или понижающей ступени раздатки одним лишь нажатие на кнопку стали обычными для нового поколения отечественных армейских машин.
Более того, эти машины научились не только защищать, но и нападать, будучи вооружены на уровне бронетранспортеров. Впрочем, по сути они бронетранспортеры и есть.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов