Первый ГАЗ с красной звездой
Новости отрасли
Самое читаемое
В одном из недавних материалов я уже рассказывал, что на выставке «Моторы войны, что на Рогожском валу, продемонстрировали новый автораритет – первый медицинский автомобиль на шасси знаменитой легковушки ГАЗ-А. Одновременно на территории музея состоялся динамический показ ещё одного очень интересного экспоната, тоже разработанного и выпускавшегося на её базе. Речь идёт о бронеавтомобиле Д-8, создание которого датируется 1931 годом. То есть, его построили на шасси даже не ГАЗ-А, а его фордовского прообраза, который в ту пору «отвёрточным» методом собирали сразу в трёх городах: Москве, Харькове и Нижнем Новгороде.
По сути, Д-8 представляет собой передвижную пулемётную точку. Если надо идти в наступление – броневик выдвигается вперёд и уничтожает сдерживающие атаку вражеские пулемёты. Артиллерии в ту пору было мало, а от пуль противника спасала броня толщиной 6-7 мм. Если же действовать предстояло в обороне – броневик можно быстро перегнать на самый угрожающий участок и, чтобы не подвергать риску силовой агрегат, выкатить кормой вперёд, переставив пулемёт в заднюю амбразуру.
Конструкция Д-8 простейшая: тут нет никаких вращающихся башен, нет радиосвязи, нет полного привода и нет места для десантников. В двухместной кабине довольно тесно. Для того, чтобы быстро влезть в неё или быстро вылезти наружу через боковые люки-двери нужна определённая сноровка и очень желателен небольшой рост.
Логично предположить, что у базового шасси как минимум усилена подвеска. Но, оказывается, это не так! Подвеска здесь точно такая же, как у базового ГАЗ-А: и спереди, и сзади установлены поперечные рессоры, обычные для этой легковушки. Поэтому, собственно, бронекорпус такой маленький и тесный: нужно было максимально ужаться, чтобы вписаться в полную массу, приемлемую для данного шасси.
Макетировали бронекорпус этой боевой машины очень просто: взяли листы фанеры, нарезали и соединили их наиболее рациональным образом. При этом разработчики упустили из виду, что 40-литровый бензобак у базового ГАЗ-А находится между двигателем и салоном, а его горловина выведена сверху на капот аккурат перед ветровым стеклом. То есть, у Д-8 горловина оказалась внутри бронекорпуса, поэтому заправлять его приходится через длинную воронку – очень неудобный процесс!
Итак, бронированную машину заправили и, крутя стартер, оживляли минут пять, после чего она, то и дело постреливая выхлопом, своим ходом выкатилась на музейный двор. Отметим, что Д-8 по сравнению с базовым ГАЗ-А вышел тяжелее на полтонны: его масса 1580 кг. Тем не менее, согласно паспортным данным, 40-сильный фордовский движок способен разогнать броневик аж до 85 км/ч. Честно говоря, верится с трудом. Хотя, по площадке возле музея Д-8 гонял довольно резво! Так что, даже одевшись в броню, автомобиль сохранил неплохие динамические характеристики!
Но, всё равно, у Д-8 была слишком уж примитивная конструкция даже для 1930-х годов, поэтому выпускали его недолго и в небольшом количестве: за два года, по разным данным, изготовили всего толи 28, тили 35 экземпляров. И ещё порядка 25 экземпляров за тот же период сделали Д-12 – это доработанная модификация с верхней турелью для зенитного пулемёта. Казалось бы, количество выпущенных Д-8 и Д-12 – капля в море. И тем не менее, несколько таких бронемашин даже успели повоевать на начальном этапе Великой Отечественной.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов