Главная страница > Спецтехника > Всепроходимый «Русак». Первая колея

Всепроходимый «Русак». Первая колея

Новый четырехосный грузопассажирский вездеход на шинах сверхнизкого давления получил название «Русак-3993».
26.01.2017
6053
view counter

На самом деле «Русак» – название не только нового вездехода. Марка появилась еще в середине «нулевых»: хорошо известная разработкой и производством узлов трансмиссии Группа компаний «КОМ» из Набережных Челнов, не так давно разменявшая четверть века, сперва собиралась совместно с ГАЗом выпускать под ней бескапотные среднетоннажные грузовики. Но тот проект не состоялся, и теперь «Русаками» кличут целую гамму различных вездеходов, как колесных, так и гусеничных, созданных специалистами «КОМ» в течение нескольких последних лет. Если же говорить о самом новом из них, дебютировавшем под занавес 2016 года, то это совместная разработка с Нижегородским государственным техническим университетом имени Р.Е. Алексеева. Университет получил грант на создание инновационной колесной машины высокой проходимости, а «КОМ» стал техническим соисполнителем проекта.

Русак, вездеход, снегоболотоход, off roaf, Трекол, Русак-3993, КОМ, Трэкол

Результат трехлетней работы: четырехосный полноприводный полноуправляемый грузопассажирский «Русак-3993»  на шинах сверхнизкого давления, при снаряженной массе в 5 тонн рассчитанный на перевозку до 1,4 тонны груза. Предельное значение полной массы связано с выбором шин: их вместе с колесными дисками поставил известный российский производитель снегоболотоходов «Авторос». Первый образец «Русака» укомплектовали шинами размерностью 700/55-21LT с допустимой нагрузкой 800 кг – отсюда полная масса в 6,4 тонны. Но рассматривается возможность заменить их аналогичными по размеру шинами того же производителя, но уже с ограничением по нагрузке в одну тонну. В таком случае полная масса машины достигнет 8 тонн, а грузоподъемность возрастет более чем двукратно, до 3 тонн! Причем вездеход не потеряет плавучесть. Наоборот, по словам разработчиков, станет устойчивее на воде: если сейчас при преодолении водных преград колеса «Русака» погружаются на три четверти, то с увеличенной до 3 тонн полезной нагрузкой они скроются под водной поверхностью полностью, тем самым увеличив осадку.

Русак, вездеход, снегоболотоход, off roaf, Трекол, Русак-3993, КОМ, Трэкол

В продолжение плавательной тематики несколько слов скажем о раме «Русака». Это, как ее называют разработчики, рама-лодка, представляющая собой стальной трубчатый каркас, герметично обшитый алюминиевыми листами. Таким образом помимо восьми объемных колес на плаву вездеход поддерживает еще одна внушительная полость – его собственная рама! Причем колеса в движении по воде участия не принимают: водитель отключает их привод и включает водомет – это не только почти в два раза увеличивает скорость, но и повышает маневренность: за счет отклонения завязанных на рулевой механизм водометных рулей машина может крутиться буквально вокруг своей оси!

Русак, вездеход, снегоболотоход, off roaf, Трекол, Русак-3993, КОМ, Трэкол

То же самое – и на суше: за счет возможности управлять всеми восемью колесами радиус поворота 7-метрового «Русака» не превышает 8,5 м! Кроме того, при движении по дуге все колеса идут след в след. Получается, колею в снегу, грязи или песке пробивает только первая пара, что значительно снижает сопротивление качению остальных колес, повышая проходимость вездехода. Более того, все шины снабжены приводимой в действие прямо на ходу системой подкачки – именно это делает машину настоящим снегоболотоходом. Уверенному движению по пересеченной местности способствует и полностью независимая подвеска: два А-образных рычага, пружины, амортизаторы от КАМАЗа. Такая подвеска позволяет свести к минимуму вывешивание колес при преодолении пересеченной местности, обеспечив их постоянную связь с грунтом. Если же колесо все же оторвалось от поверхности или попало на зыбкую почву, противодействие его пробуксовке обеспечивает система перераспределения крутящего момента: межосевые дифференциалы жестко блокируются посредством включаемого кнопками на приборной панели пневматического привода, а межколесные сделаны самоблокирующимися: в них применены так называемые ДАКи (Дифференциал Автоматический Красикова), работа которых основана на принципе запирающейся шариковой цепочки. Отзывы о ДАКах в Сети противоречивые, но, как утверждают разработчики «Русака», на сегодня это самый оптимальный вариант самоблокирующегося дифференциала, поскольку по соотношению простота/эффективность/цена ничего другое с ними нельзя сравнивать даже близко.

Русак, вездеход, снегоболотоход, off roaf, Трекол, Русак-3993, КОМ, Трэкол

Помимо камазовских амортизаторов в конструкции снегоболотохода немало и других заимствований. Так, хотя рулевая система здесь оригинальная и защищена патентом, гидроусилитель руля применен такой же, как на камских грузовиках (RBL С500). Главная пара в мостах – от УАЗа, привод дисковых тормозных механизмов – от «Газели NEXT», ШРУСы – от Fiat Ducato, а силовой агрегат – от Iveco Daily. От последнего «Русаку» досталась и просторная двухрядная четырехдверная кабина, которую дизайнеры дополнили оригинальным и, при этом, весьма удачным с эстетической точки зрения стеклопластиковым капотом. 

Русак, вездеход, снегоболотоход, off roaf, Трекол, Русак-3993, КОМ, Трэкол

Почему разработчики решили применить «ивековский» двигатель? Потому что он идеально подошел по своим характеристикам: 3-литровый объем обеспечивает сравнительно невысокое потребление топлива при очень неплохих для своего класса показателях максимальных мощности и крутящего момента:  146 л.с. и 350 Нм. Сейчас двигатель «придушен» электроникой, но нет никаких препятствий поменять программное обеспечение и снять с него уже 170 лошадок. Коробка передач – тоже от итальянского малотоннажника: механическая 6-ступенчая ZF. Пока механизм ее управления оставлен прежний, но вскоре здесь появится роботизированная КПП: чуть ниже штатного рычага переключения передач уже прилажен ее селектор. Предусматривающая возможность как автоматизированного, так и ручного выбора передаточной ступени коробка-робот в рамках уже упоминавшегося гранта разработана Нижегородским государственным техническим университетом, где сейчас полным ходом идут ее испытания и доводка. В перспективе заказчик вездехода сможет выбирать между обычным ручным и опционально устанавливаемым роботизированным механизмом переключения ступеней трансмиссии.

Поскольку силовой агрегат Iveco Daily разработчики четырехосного «Русака» в продаже оперативно найти не смогли, был приобретен оснащенный им итальянский малотоннажник, от которого для снегоболотохода решили взять еще и кабину. Справедливости ради нужно отметить, что встала она на шасси очень удачно! Другое дело, что при переходе к серийному производству машина получит очень близкую по комфорту, качеству и габаритам кабину от «Газели NEXT» в одном из двух вариантов: или в таком же удлиненном двухрядном, или в коротком однорядном, позволяющем увеличить длину кузова или, к примеру, установить между им и кабиной кран-манипулятор.

Русак, вездеход, снегоболотоход, off roaf, Трекол, Русак-3993, КОМ, Трэкол

Впрочем, неправильно было бы утверждать, что четырехосный вездеход «Русак» собрали исключительно из серийных узлов и агрегатов. Среди них есть и целый ряд оригинальных, созданных специально под этот проект инженерами группы компаний «КОМ». Помимо уже упоминавшейся подвески это раздаточная коробка – абсолютно новый агрегат с возможностью отбора мощности, специально спроектированный для данной модели снегоболотохода. Специалисты компании разработали и портальные колесные редукторы, которые проще и надежнее аналогичных по назначению планетарных, а также лучше приспособлены для оборудования машины системой подкачки шин.

Русак, вездеход, снегоболотоход, off roaf, Трекол, Русак-3993, КОМ, Трэкол

Таким образом, тандем ученых, инженеров и производственников выдал на гора весьма оригинальный но, при этом, хорошо продуманный как с точки зрения конструкции, так и с точки зрения серийного производства снегоболотоход, который выгодно смотрится на фоне аналогов других производителей, занимающихся разработкой и изготовлением подобной техники не год и не два. Конечно, «Русак» еще требует доводки и испытаний – это не скрывают и сами разработчики. Например, стоит подумать над усовершенствованием рисунка протектора шин: при штурме крутого обледеневшего подъема, свидетелем которого я стал, все восемь колес в конце концов начали проворачиваться – нехватку сцепления не могли компенсировать даже многочисленные блокировки дифференциалов. Впрочем, на обычной местности даже несмотря на глубокий снежный покров машина обладает очень хорошей подвижностью: на моих глазах она лихо носилась по сугробам, устилавшим лед Камского водохранилища, в районе отмелей словно ножом срезая частокол из вымахавшего выше человеческого роста сушняка!

Русак, вездеход, снегоболотоход, off roaf, Трекол, Русак-3993, КОМ, Трэкол

Помимо высокой проходимости, «Русак» обладает значительной для подобных машин вместимостью и грузоподъемностью (кабина на семь человек плюс бортовая платформа от «Газели NEXT»), а значит, сможет заменить значительную часть гусеничных вездеходов, применение которых в ряде северных регионов страны ограничено из-за разрушения ими верхнего слоя почвы. В конструкции снегоболотохода рационально сочетаются оригинальные технические решения и уже освоенные в промышленности комплектующие, что позволит организовать его серийный выпуск без космических по размерам затрат. А то, что «Русак» пусть не в этом, но в следующем году доберется до серии, разработчики не сомневаются: уже сейчас можно уверенно сказать, что вездеход состоялся!

Константин Закурдаев 

Русак, вездеход, снегоболотоход, off roaf, Трекол, Маньковский, Русак-3993, КОМ, Трэкол

Главные идеологи нового внедорожного «Русака»: председатель совета директоров ООО «Управляющая компания КОМ» Василий Маньковский и главный специалист ООО «КОМ-Проект» Андрей Яковенко.




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки