Швеция. Эскильстуна. VOLVO DAYS 2015
Новости отрасли
Самое читаемое
«В этот день всегда было солнечно и, я уверен, сегодня погода будет такой же» – сказал на открытии VOLVO DAYS 2015 президент Volvo CE в регионе EMEA Томас Кута. И действительно, как только взревели моторы техники, из-за низких хмурых туч выглянуло солнце!
Дни Вольво в Швеции – специальное закрытое мероприятие для многочисленных клиентов компании из строительной и горно-рудной промышленности, проводимое в окрестностях шведского города Эскильстуна: на обширной территории Клиентского Центра Volvo CE в условиях, максимально приближенным к условиям карьеров и стройплощадок, можно собственноручно опробовать многочисленные строительные машины, окрашенные в фирменные желто-серые цвета. Основная ставка сделана на колесные погрузчики, экскаваторы и шарнирно-сочлененные самосвалы, причем машины-гиганты, доставляемые к месту работы по частям, здесь запросто соседствуют с целой россыпью миниатюрных машин, которые можно перевозить на прицепе к легковому автомобилю. Есть и прочая техника: трубоукладчики, катки, асфальтоукладчики. Естественно, особое внимание уделяется знакомству с всевозможными новинками, которыми шведский производитель не преминул порадовать и на этот раз.
Для нас главной премьерой на Volvo Days оказались фронтальные погрузчики с системой поворота ковша Z-бар, которые предполагается поставлять на рынки ряда развивающихся стран, а также в Россию. Упомянутая система типична для большинства современных аналогов других марок. Теперь ее получили и три колесных погрузчика Volvo, производимых в Поднебесной: L60Gz, L90Gz и L120Gz. Остальные фронтальные погрузчики компании по-прежнему комплектуют запатентованным стреловым механизмом ТР (Torque Parallel): более сложным, но позволяющим эффективнее работать не только с ковшами, но и с другими навесками, например, с вилами или лесным захватом. А Z-образный рычаг предпочтителен, если погрузчику предстоит перемещать только сыпучие грузы. У подобного механизма меньше сочленений, он проще, а значит, дешевле. Применительно L60Gz, L90Gz и L120Gz подобная стрела подошла наилучшим образом: данная линейка машин позиционируется как более доступная среди премиум-техники компании: при сохранении качества, комфорта и ресурса эти погрузчики несколько проще с технической точки зрения.
С целью понижения сложности конструкции машин разработчики также использовали гидравлическую систему управления вместо электрогидравлической и отказались от механизма блокировки силовой передачи, когда для предотвращения потери мощности муфта может жестко соединить роторы насоса и турбины гидротрансформатора в автоматической коробке передач. Но в целом технический уровень и эффективность этих машин не ниже, чем у других погрузчиков компании: мне самому довелось посидеть за рычагами одной из них, и я не могу не отметить легкость, четкость и отзывчивость работы механизмов управления. Поставки фронтальных погрузчиков L60Gz, L90Gz и L120Gz на российский рынок стартуют грядущей осенью.
Еще один новичок Volvo Days из числа фронтальных погрузчиков – модернизированный 50-тонный L350F. Он стал комфортабельнее, эргономичнее, производительнее: обзавелся сиденьем оператора с улучшенной подвеской, входные ступеньки перенесены на крыло заднего колеса, внедрен дистанционный привод двери кабины, появилась интеллектуальная система выключения горячего двигателя, позволяющая обойтись без получения сообщения о неисправности, требующего проведения сервисной проверки. Плюс выросло расстояние между колесами и колесными арками, что сделало возможным применение цепей противоскольжения.
Другая показанная на Volvo Days модернизированная машина – трубоукладчик Volvo PL3005D. Будучи самым легким в фирменной линейке, он разработан порядка двух лет назад, а у нас продается около года. Как и в случае с другими трубоукладчиками Volvo аналогичной конструкции, кстати, защищенной патентом, за базу для него взят слегка доработанный экскаватор, снабженный короткой крановой стрелой (при необходимости позволяющей выполнять погрузочно-разгрузочные операции), противовесом, четырехрычажным подъемником кабины для улучшения обзорности, усиленной ходовой частью и блокировкой поворотного механизма платформы, которая не должна без команды оператора проворачиваться относительно шасси когда машина с подвешенной на крюке трубой движется по пересеченной местности. А возможность к преодолению такой местности у трубоукладчиков Volvo, созданных на экскаваторной основе, выше, чем у классических трубоукладчиков, потому что оператор может повернуть стрелу на угол, улучшающий устойчивость при прохождении препятствий, включая подъемы вплоть в 30 градусов! Готов подтвердить лично: Volvo PL3005D с грузом в 5400 кг на моих глазах взобрался на такую горку, причем без особых потуг. Из прочих особенностей трубоукладчика отмечу раздвижную тележку, здорово облегчающую его транспортировку на трале по дорогам общего пользования, и возможность при необходимости менее чем за один рабочий день переделать машину в обычный экскаватор. Трубоукладчик может копать!
Раз речь зашла об экскаваторах, нельзя не отметить демонстрацию съехавшимся в Эскильстуну потенциальным заказчикам машины, контрастно выделяющейся на общем фоне сине-серой окраской. Речь идет о Volvo EC220EL, но не о простом, а относящемся к эксклюзивной серии Ocean Race – явный отсыл к спецсериям грузовиков у Volvo Trucks. В частности, данный экскаватор уже в базе оборудован системой нивелирования с особо точной системой позиционирования JPS, а его внешность дополнена охватывающей верх кабины серебристой дугой-кронштейном с установленными на ней несколькими фарами с LED-лампами.
А вот пример нестандартного использования шарнирно-сочлененных самосвалов: вместо опрокидываемого назад кузова – «седло» с полуприцепом-платформой, приспособленным для перевозки труб. Машина не новая, но «живьем» я увидел ее впервые.
Кабина этого крошащего скалы гиганта пуста – оператор в ярко-зеленой одежде стоит слева и управляет рабочим процессом с помощью небольшого пульта. Подобная схема находит применение там, где, к примеру, ведутся взрывные работы и где гораздо безопаснее находиться в нескольких сотнях метрах от машины, а не у нее внутри. Кстати, в конце демонстрации я еще раз заметил этого оператора: он шел по дороге, а гусеничная машина с опять же пустой кабиной, подобно ведомому на поводке слону, смиренно катилась за ним на небольшом расстоянии.
Преимущества ТР-стрелы проявляются, в частности, при работе с лесным захватом. Такой механизм более точно позиционирует рабочий орган, повышая эффективность проводимых работ.
Экскаватор-тягач? Довольно распространенная картина на шведских дорогах. Сам видел, как такой же колесный экскаватор на шоссе буксировал за собой прицеп со сменными навесками и еще каким-то оборудованием. Замечу, что у показанной модели используется планировочный ковш с ровной кромкой, который может поворачиваться на любой удобный оператору угол.
Некоторыми машинами, причем как сравнительно скромным, так и весьма внушительными по габаритам, лихо управляли горячие шведские девушки.
Volvo Trucks тоже засветился на Volvo Days: автомобильное подразделение показало карьерный вариант Volvo FMX – пятиосник-самосвал с задней разгрузкой кузова, ошиновка колес трех задних мостов которого сделана двойной, а последняя ось – подъемной. Двигатель развивает 540 л.с., механизм подъема заднего борта – как у настоящего карьерника, впереди кузова – длинный массивный козырек, шины и мосты увеличенной грузоподъемности: эффектная машина! Другое дело, что для пятиосок с неподруливающей последней осью на некоторых грунтах существует проблема недостаточной поворачиваемости, поэтому применение подобных самосвалов возможно далеко не везде.
Здесь порядок такой: показал шоу техники – убрай за собой.
Мини-погрузчик взялся за бур. Обращает внимание «однорукая» стрела, позволившая с противоположенной стороны кабины разместить очень удобный боковой вход в нее взамен менее удобного переднего входа у мини-погрузчиков других марок с классической сдвоенной стрелой.
Раритеты: первый шарнирно-сочлененный самосвал компании BM-Volvo DR631 образца 1966 года (сотрудники именуют его Чарли) и погрузчик BM-Volvo LM 218 образца 1959 года. Прозвище последнего неизвестно, зато известен серийный номер: 218.
На задворках замечен настоящий раритет Bolinder-Munktell H-10 (отсюда последующее название компании BM-Volvo). По сути, это предтеча всех фронтальных погрузчиков Volvo, запущенный в производство в 1954 году. Масса 5,1 т, ковш 0,4 «куба», движок развивает 43 л.с.
В заключение доложу, что на всем протяжении этого долгого, заполненного событиями дня солнце жарило во всю, лишь иногда скрываясь за легкой облачной дымкой. А собиравшийся еще сутра дождь зарядил, когда уставшие и насытившиеся впечатлениями мы загрузились в автобус, чтобы отправиться в обратный путь.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов