Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Спецтехника > Русак К-8. Прежняя внешность и новое содержание

Русак К-8. Прежняя внешность и новое содержание

«Русак К-8», об испытаниях которого мы рассказывали в прошлом году, получил значительные технические изменения. Какие? Давайте разбираться.
15.03.2021
3724
view counter

Когда в январе 2020 года я приехал в Богородск, что в Нижегородской области, с целью познакомиться в полевых условиях с только появившимся тогда четырехосным вездеходом «Русак» второй генерации, зима преподнесла неожиданный сюрприз в виде оттепели и почти отсутствовавшего снежного покрова. Таким образом, те испытания сложно назвать зимними в привычном понимании этого слова. Теперь же Дед Мороз и не думал отлынивать: в первых числах февраля 2021 года в окрестностях Богородска стрелка термометра опустилась до –18 оС, да и сугробы были выше колена: воткнутая рядом с остановившимся вездеходом линейка ушла в снег на 63 см. Но это – в ровном поле, а в низинах и оврагах снега намело и вовсе по пояс. В общем, настоящая зима, не то что в прошлом году.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Впрочем, и вездеход, несмотря на внешнее сходство, тоже совсем не прошлогодний. Да, это по-прежнему четырехосная полноприводная капотная машина полной массой 9 тонн на шинах свехнизкого давления с двумя передними управляемыми осями, рамой-лодкой, вместительным пассажирским салоном, независимой рычажно-пружинной подвеской и пневматическим включением механизмов блокировок межколесных и межосевого дифференциалов, а также понижающей передачи в раздаточной коробке. От этой самой раздаточной коробки с помощью карданов и зубчато-ременных передач приводятся валы двух водометов, за счет которых вездеход движется по воде.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Стоит напомнить, что у четырехосных «Русаков» второй генерации, получивших обозначение К-8, есть несколько интересных технических особенностей. Например, применение колесных редукторов не цилиндрического типа с шестернями наружного зацепления, как это широко распространено на вездеходной технике, а с использованием планетарной передачи. Выбор в пользу таких редукторов объясняется не только их более высоким передаточным отношением при меньших размерах, но и тем, что они позволили понизить центр тяжести вездехода: это важно для устойчивости при движении по склонам и для остойчивости при движении по неспокойной воде.

8х8, Александр Блохин, болотоход, вездеход Русак, ЗМТ, колесный вездеход, Маньковский, плавающий вездеход, рама-лодка, Русак К-6, Русак К-8, снегоболотоход, СТ-КТ

Другая особенность – на первый взгляд кажущийся необычным выбор в пользу дисковых тормозных механизмов, которые считаются более восприимчивыми к загрязнению, чем барабанные. Но у «Русака» они «спрятаны» внутрь герметичной рамы-лодки, а потому надежно защищены от любых внешних воздействий, что гарантирует долговечность и надежную работу.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Интересна и конструкция кузова: он представляет собой пространственный каркас из прочных стальных труб, обшитых алюминиевыми и пластиковыми панелями. Алюминиевые применяются там, где простой в изготовлении профиль, например в обшивке боковин, рамы-лодки и задних дверей. А из пластиковых деталей изготовлены передняя облицовка, капот, рамка ветрового стекла, передние двери и задняя маска. Использование алюминия и пластика позволило снизить снаряженную массу, что крайне важно с точки зрения проходимости снегоболотохода.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Итак, чем же нынешний «Русак К-8» с дизельным силовым агрегатом отличается от такого же «Русака К-8» с гибридным приводом? Перечислим главное. И начнем, понятное дело, с того, что прежде вездеход был оснащен двумя бензиновыми двигателями Nissan, каждый из которых работал в паре с собственным электрогенератором и электромотором. Раздаточных коробок тоже устанавливалось две: одна для первой, другая – для второй пар колес. Единой была только литий-ионная аккумуляторная батарея, необходимая для подпитки электродвигателей при работе с повышенной нагрузкой. А новый «Русак К-8» получил один-единственный установленный в переднем моторном отсеке 2,8-литровый дизель Cummins мощностью 146 л.с. в паре с газовской 5-ступенчатой механической коробкой передач.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

То есть силовой агрегат здесь такой же, как у хорошо всем нам знакомой «Газели NEXT». Единственное, на двигателе смонтирован не один, а два генератора, поскольку в конструкции вездехода больше потребителей электричества (электрические лебедки, помпа, система продувки рамы-лодки, электрические «печки» системы отопления, а также насос пневматической системы привода переключения ступеней раздаточной коробки и механизмов блокировки дифференциалов). Если кому-то кажется, что такого силового агрегата для машины полной массой 9 тонн недостаточно, то ответ прост: редуктор в раздаточной коробке и колесные редукторы значительно увеличивают передаваемый на колеса крутящий момент. Естественно, при этом уменьшилась максимальная скорость, которая составляет всего 60 км/ч. Но для подобного вездехода этого вполне достаточно. 

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Обратим внимание на подвеску. Как рассказал руководитель проекта колесных машин «Русак» Александр Блохин, она по-прежнему независимая рычажно-пружинная, на двух поперечных рычагах, но в ней теперь использованы одинарные, а не спаренные амортизаторы и пружины, что существенно упростило, облегчило и повысило надежность конструкции. Кроме того, нижнее крепление амортизатора сместили ближе к колесу, сделав больше угол его установки по отношению к вертикальной оси. Зачем? Тем самым удалось увеличить ход штока, а значит – улучшить характеристики амортизации. Кроме того, крепление стойки амортизатора к нижнему рычагу теперь выполнено посредством резинометаллического шарнира специальной конструкции, рассчитанного на высокие нагрузки и большие углы поворота.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Еще одно немаловажное новшество: вместо шин «ТРЭКОЛ» у колесных «Русаков» теперь применяются шины сверхнизкого давления собственной разработки той же размерности 1650х700-25, но с более высокой несущей способностью. Они предложены в двух вариантах: двухслойные и четырехслойные. Первые более мягкие и эластичные, благодаря чему улучшается плавность хода, а вторые более прочные – их труднее проколоть, что позволяет свободнее двигаться, к примеру, по лесным дорогам и просекам. Разработчики отмечают более удачный, с их точки зрения, рисунок протектора новых шин: «елочка» распложена под углом примерно 45о, обеспечивая одинаково эффективное зацепление и в поперечном, и в продольном направлениях.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Применение новых шин и доработанной подвески сделало возможным несколько увеличить дорожный просвет, средняя величина которого выросла с 480 до 540 мм. Средняя – потому что за счет изменения внутреннего давления в шинах, то есть за счет применения системы их подкачки, дорожный просвет может варьироваться в зависимости от условий движения в диапазоне от 500 до 560 мм. Отметим, что в колпаках, прикрывающих диски колес от забивающихся в них снега и грязи, у всех новых образцов «Русака» сделаны лючки, открывающие доступ к вентилям системы подкачки. Эти вентили можно перекрыть, чтобы избежать падения давления в шинах во время продолжительных стоянок.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Поскольку вездеход перестал быть гибридом, то есть лишился электрического привода, разработчики сочли правильным отказаться от электрогидравлического усилителя руля в пользу классического гидравлического. У дизельного «Русака» гидроусилитель фактически такой же, как у «Газели NEXT». Более того, он сам по себе стал мощнее, что облегчило управление машиной во время маневрирования. Но этим доработка рулевого управления не ограничилась: его кинематическую схему пересмотрели, в результате упростив, а значит, повысив надежность и четкость ее работы.

8х8, Александр Блохин, болотоход, вездеход Русак, ЗМТ, колесный вездеход, Маньковский, плавающий вездеход, рама-лодка, Русак К-6, Русак К-8, снегоболотоход, СТ-КТ

Изменению подверглась фактически вся рулевая трапеция, которая приобрела более рациональную, можно сказать, более классическую конструкцию. В ней сократилось число соединений тяг и опор, что, в свою очередь, уменьшило влияющие на четкость управления зазоры. Вместе с применением новых подшипников, отличающихся сниженным люфтом, это позволило повысить остроту руля и курсовую устойчивость вездехода.   

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Поскольку при переходе от двухдвигательного к однодвигательному силовому агрегату отпала нужда в заднем моторном отсеке, внутренняя длина кузова вездехода увеличилась, а значит, увеличилась и его пассажировместимость – общее количество мест выросло с 12 до 16. Кроме того, появился свободный доступ из салона к задней торцевой двери, через которую теперь тоже можно входить и выходить. Вообще, салон поражает своим размером – я не припомню других снегоболотоходов со столь внушительным внутренним пространством: настоящий автобус для бескрайних снежных равнин! На рабочем месте водителя – та же, что и у гибрида, передняя панель и рулевая колонка от «Газели NEXT», очень удачно вписавшиеся в интерьер кабины.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Наиболее заметное здесь новшество – изменившийся механизм управления трансмиссией: на приливе центральной консоли, где раньше находился рычаг-джойстик, по принципу переключения напоминающий таковой у автомобилей с автоматической коробкой передач, теперь располагается небольшой рычаг для выбора ступеней механической коробки передач. Соответственно, и количество педалей под ногами водителя увеличилось с двух до трех.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

В то время, когда дизельный «Русак К-8» проходил испытания, из ворот завода в Богородске вышел первый образец его грузовой модификации с бортовой платформой. Эта модификация получила обозначение «Русак-39944» и комплектуется аналогичными силовым агрегатом и трансмиссией. Обладая такой же допустимой полной массой в 9 тонн, вездеход-грузовик оборудован тентованным бортовым кузовом размером 4150х2300 мм, в котором предусмотрена перевозка до трех тонн груза. В изолированной от него кабине сиденья размещены в два ряда, причем задние путем несложной трансформации превращаются в спальное место.

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка

Тем не менее грузовой четырехосный «Русак К-8» – не самый новый образец в семействе этих снегоболотоходов, разработанных совместными усилиями ООО «ЗМТ» и НГТУ имени Р.Е. Алексеева. К настоящему времени уже изготовлена и передана заказчику трехосная модификация «Русак К-6» в пассажирском исполнении. Она на два метра короче четырехосной, ее снаряженная масса меньше на 1,7 тонны, а допустимая полная масса составляет 6,5 тонны. Впрочем, трехосный «Русак» настолько отличается от четырехосного, что достоин подготовки о нем отдельного материала.

Константин Закурдаев

Русак К-8, Русак К-6, вездеход Русак, ЗМТ, Маньковский, снегоболотоход, болотоход, колесный вездеход, СТ-КТ, Александр Блохин, 8х8, плавающий вездеход, рама-лодка




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки