view counter
Главная страница > Репортаж > «РУСАК-3994». Вездеходный спецназ Крайнего Севера

«РУСАК-3994». Вездеходный спецназ Крайнего Севера

«РУСАК-3994» разработали специально для использования на бескрайних просторах Крайнего Севера – там, где рассчитывать приходится только на себя.
30.01.2020
10091

С момента, когда я увидел этот эффектный вездеход в середине декабря на одной из московских выставок, и до момента, когда я сел за его руль, прошел ровно месяц. Почему так долго? О том, чтобы встретиться в Богородске, где идет подготовка серийного выпуска нового «РУСАКа», и провести его полевые испытания, мы договорились с разработчиками практически сразу. Но для таких испытаний, раз уж они выпали на зимнюю пору, нужен снег, причем как минимум по пояс. А в Богородске погода стояла такая же, как в Москве. То есть ни снега, ни мороза. Вместо этого – температура чуть выше ноля, под ногами – сплошная слякоть. А если на загородных просторах снежный покров кое-где и присутствовал, то представлял собой мгновенно пропитывающий любую обувь слоеный пирог: сверху – несколько сантиметров разбухшего от влаги снега, под снегом – вода, под водой – тонкий полурастаявший лед. В общем, совсем не зимняя обстановка. Ждали мы, ждали, но так снегопадов и не дождались. Ладно, пусть испытания «РУСАКа» будут осенне-весенними, раз зима в этом году не пришла в срок.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Маньковский

Плавающий четырехосный вездеход, при полной массе в 8 тонн рассчитанный на перевозку 2,5 тонны груза, получил обозначение, лишь на одну цифру отличающееся от обозначения вездехода, который я тестировал ровно три года назад, в январе 2017 года. Тот назывался «РУСАК-3993», а его наследник – «РУСАК-3994». Поначалу может показаться, что второй – лишь модификация первого, отличающаяся главным образом конструкцией кузова. Но при близком знакомстве с новинкой очень быстро понимаешь, что это не так. Различия по кузову – лишь внешняя сторона затронувших вездеход изменений, а главные технические новшества скрыты под ним.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Начну с того, что если «РУСАК-3993» был оснащен классическими двигателем внутреннего сгорания и трансмиссией, то «РУСАК-3994» получил гибридную силовую установку мощностью 150 кВт. Причем мощность в нашем случае суммарная, потому что у вездехода не один, а два 3-цилиндровых 1,2-литровых бензиновых двигателя производства компании Nissan. Каждый – в паре со своим генератором и со своим синхронным электродвигателем. Одна на двоих только высоковольтная аккумуляторная батарея – своеобразный буфер между генератором и электродвигателем, позволяющий питать последний током постоянной величины. Первый из упомянутых двигателей внутреннего сгорания размещен спереди под капотом, второй – в корме кузова под багажным отделением. А каждый из электромоторов расположен между своим тандемом осей, в паре с 2-ступенчатой раздаточной коробкой, которых у «РУСАК-3994» тоже получается две.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

«Этот вездеход мы разрабатывали для эксплуатации в суровых условиях Крайнего Севера, где для выживаемости экипажа критически важна безотказная работа всех основных узлов и агрегатов, – рассказывает ответственный исполнитель работ по проекту от Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) им. Р.Е. Алексеева, научный руководитель и главный конструктор «РУСАК-3994» Александр Блохин. – Поэтому здесь применен тот же принцип, как в космическом корабле: все основные системы должны быть дублированы! Выход из строя одного из двигателей вездехода не обездвижит его и не станет для экипажа фатальным».

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, Александр Блохин, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Оснащение «РУСАК-3994» гибридной силовой установкой было прописано в соглашении на его проектирование и постройку, заключенном между НГТУ и Министерством науки и высшего образования. Понятно, что подобная система привода и дублирование силовых агрегатов дают как значимые плюсы, так и ряд минусов, главные среди которых – увеличение снаряженной массы, усложнение конструкции и повышение на 2 млн руб. отпускной цены.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Отмечу, что к созданию гибридного привода разработчики вездехода подошли очень серьезно: на заводе в Богородске, в отдельном помещении по соседству со сборочным цехом построили испытательный стенд, на котором можно тестировать работоспособность подобных силовых агрегатов, варьируя их различные компоненты и проверяя, как они взаимодействуют между собой, оценивая ресурс и снимая все необходимые выходные параметры.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Помимо оснащения гибридной силовой установкой у «РУСАК-3994» есть еще одно значительное отличие от предшественника: разработчики отказались от схемы со всеми управляемыми колесами – теперь ими сделаны только колеса двух передних осей. С одной стороны, такой шаг упростил, а значит, удешевил конструкцию ходовой части, с другой, и это более важно, повысил курсовую устойчивость при движении на высокой скорости, которая на хорошей дороге может достигать 60 км/ч (на плаву с помощью водомета – 10 км/ч).

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Кроме того, когда аккумуляторная батарея у «РУСАК-3994» полностью заряжается генераторами, двигатели внутреннего сгорания автоматически выключаются, поэтому запитать гидроусилитель руля от установленного на них насоса было бы небезопасно. Раз так, то для вездехода с гибридной силовой установкой использовали рулевой механизм собственной разработки, оборудованный электрогидроусилителем с двумя подключенными к батарее электрическими насосами.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Подвеска «РУСАК-3994», как и у предшественника, сохранена полностью независимой – это улучшает проходимость и обеспечивает повышение средней скорости на пересеченной местности. Сейчас в ней использованы по два амортизатора и по две пружины на каждое колесо, но уже проработан вариант с одним амортизатором и одной, но более энергоемкой пружиной. Снегоболотоходом эту машину можно с полным правом назвать благодаря комплектации широкопрофильными шинами сверхнизкого давления с системой подкачки. Причем колеса у «РУСАК-3994» крупнее, чем у «РУСАК-3993», – теперь вездеход комплектуют шинами «ТРЭКОЛ» размерностью 1650х700-635.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Это позволило сохранить дорожный просвет на прежнем уровне, несмотря на отказ от использования приподнимающих машину колесных редукторов с шестернями наружного зацепления в пользу более совершенных планетарных колесных редукторов, за счет применения которых на 110 мм удалось понизить центр тяжести, что заметно улучшило остойчивость на плаву. Интересно, что специалистами компании уже созданы аналогичные собственные шины, которые отличаются более развитым рисунком протектора, – их производство намечено на весну.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский, независимая подвеска

Также отмечу отказ от самоблокируемых межколесных дифференциалов, использованных у предыдущей модели вездехода, в пользу принудительно блокируемых межколесных дифференциалов. Да, механизм такой блокировки требует своего привода, но подобное решение выгодно отличается возможностью полного перераспределения крутящего момента между колесами одной оси, а это предпочтительнее с точки зрения повышения проходимости. 

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Теперь о кузове. Вместо заимствованной для «РУСАК-3993» двухрядной цельнометаллической кабины от IVECO Daily, за которой устанавливалась бортовая платформа, «РУСАК-3994» получил полностью оригинальный кузов во всю длину машины, который по сути представляет собой одну большую кабину без каких-либо внутренних перегородок. Дверей для посадки-высадки четыре: по одной у водителя и переднего пассажира и еще по одной с каждой стороны по центру кузова. Именно центральными дверьми обычно пользуется весь экипаж, поскольку здесь есть лесенки, без которых никак не обойтись и которые просто невозможно сделать у передних дверей: расстояние между колесами первой и второй осей, над которыми упомянутые двери расположены, для этого слишком мало. Еще один интересный нюанс: когда смотришь на вездеход снаружи – дверь в корме машины есть, когда изнутри – нет. Это из-за того, что в задней части кузова, напомню, расположен один из двух двигателей, и тыльная дверь – по сути люк для размещения багажа и для доступа к моторному отсеку.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

В основе кузова – прочный стальной каркас. Его внешние боковые панели выполнены из легкого алюминия, а передняя и задняя маски, крыша, передние двери и некоторые другие элементы сложной формы – стеклопластиковые. Внутренние панели – тоже из стеклопластика, причем довольно хорошего качества. А между ними и наружными панелями – теплоизолирующий материал толщиной 40 мм.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

В Богородске специально под производство вездеходов, организованное ООО «РУСАК» (подразделение группы «КОМ» из Набережных Челнов), восстановили цех одного из разорившихся предприятий. Под его крышей – оборудование для сварки и сборки кузовов, а также окрасочная камера. Зайдя в этот цех, а это, напомню, происходило в середине января, я увидел сразу четыре каркаса корпусов будущих вездеходов в разной степени готовности. Причем только один из этих вездеходов, как и уже построенный действующий образец, оснастят гибридной силовой установкой. Которая, что интересно, будет по-прежнему включать два генератора и два тяговых электродвигателя, но всего один двигатель внутреннего сгорания, естественно, увеличенной мощности. Остальные находящиеся в постройке вездеходы получат классический силовой агрегат. Причем уже не IVECO, как у первого четырехосного «РУСАКа», – новые машины оснастят 2,8-литровым дизелем Cummins мощностью 146 л.с. в паре с «газелевской» механической коробкой передач. Это тот же двигатель, какой ставят под капот «Газели NEXT».

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Появление подобной модификации было ожидаемо – не все, кто нуждается в высоко проходимом вездеходе, собираются покорять Крайний Север, а для более-менее обжитых районов использование классического силового привода, да к тому же с весьма распространенными узлами и агрегатами, обойдется как минимум дешевле и в плане сервисного обслуживания, и в плане приобретения машины, за которую уже попросят не 9 млн, а 7 млн руб. Кроме того, в задней части кузова высвободится дополнительное пространство, сейчас занятое вторым двигателем. За счет него можно увеличить или багажное, или пассажирское отделение, которое будет уже вмещать не 14, а 16–18 человек. Кстати, модификации с классической силовой линией вернут прежнее обозначение «РУСАК-3993».

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Может показаться, что для 8-тонной машины заимствованные у «Газели NEXT» двигатель и коробка передач – не самое оптимальное решение. Но не будем забывать, что передаваемый на колеса крутящий момент трансформируется, то есть значительно повышается двухступенчатой раздаточной коробкой и колесными редукторами, которые, как уже говорилось, планетарного типа, а значит, отличаются большим передаточным отношением. Кстати, и раздаточные коробки, и главные передачи, и колесные редукторы новых вездеходов изготавливает еще одно подразделение группы «КОМ» – ООО «Завод механических трансмиссий». Элементы рулевого механизма и независимая подвеска машины – тоже собственной разработки и производства компании.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

«Сегодня мы проектируем для вездеходов свою коробку передач, которую впоследствии будем изготавливать на нашем заводе в Набережных Челнах, – говорит председатель совета директоров ООО «Управляющая компания «КОМ» и инициатор создания линейки вездеходов «РУСАК» Василий Маньковский. – Более того, в рамках группы «КОМ» мы создадим подразделение, которое займется производством компонентов электрических трансмиссий – электродвигателей, электрогенераторов и инверторов. Механическую часть для них будем изготавливать самостоятельно, электрическую поставят наши партнеры из Санкт-Петербурга. Создание и производство компонентов электрического привода – перспективное и многообещающее направление, и мы по этому направлению обязательно пойдем».

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Теперь немного о личных впечатлениях от нового «РУСАКа»: в качестве сначала пассажира, а потом и водителя я проехал на нем порядка 25 км.

Как я уже говорил, и водитель, и пассажиры попадают в машину через одну из двух дверей по центру кузова – к ним ведут лестницы, без которых просто нереально вскарабкаться на тянущееся вдоль всего борта крыло, которое одновременно выполняет роль широкого порога перед дверными проемами. И тут сталкиваешься с первой пусть небольшой, но сложностью: когда поднимаешься или спускаешься по лесенке, то одной рукой можно ухватиться за расположенный на кузове удобный вертикальный поручень, тогда как для другой руки такой поручень сделан на внутренней панели двери – не самое оптимальное, на мой взгляд, решение, к которому привыкаешь не сразу. Кроме того, при закрытой двери этот поручень и вовсе оказывается недоступен, а пользоваться лесенкой, страхуясь лишь одной рукой, неудобно и даже опасно. Я, выйдя через левую переднюю дверь и перейдя по крылу к лесенке, сделать это не рискнул – пришлось сначала открыть центральную дверь и спускаться, уже держась правой рукой за рукоятку на ее внутренней стороне. В общем, вопрос с поручнями надо как-то решать.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Еще неплохо добавить рукоятку над правым передним сиденьем – когда машина скачет по кочкам, за нее было бы очень удобно держаться. Вообще, пока салон вездехода производит впечатление новой необжитой квартиры: на стены так и просятся крючки для одежды, на потолок – штурманские лампочки, на ветровое стекло – противосолнечные козырьки.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Даже по испещренному кочками и ямами полю «РУСАК-3994» идет на удивление плавно – эту плавность ощущаешь, даже несмотря на полное отсутствие подрессоривания водительского сиденья: вот что значит полностью независимая подвеска с удачно подобранной характеристикой! К управлению машиной нужно немного привыкнуть: сначала кажется, что ее требуется то и дело ловить, подруливать, что она уходит то вправо, то влево. Возможно, здесь влияет некоторая оттяжка реакции на действия рулем. Но все очень скоро становится понятно, прогнозируемо и привычно: просто начинаешь соизмерять отзывчивость рулевого привода с началом изменения траектории движения.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

С манерами «РУСАКА» быстро свыкаешься, осваиваешься, начинаешь правильно работать рулем и уже без особых усилий ведешь вездеход прямо в выбранном направлении. Если это направление совпадает с направлением дороги общего пользования, то значительную часть пути едешь правыми колесами по обочине – габаритная ширина вездехода 2,7 м, поэтому то и дело приходится смещаться чуть вправо, разъезжаясь с идущим навстречу транспортом. На бездорожье очень помогает автоматизация управления трансмиссией – спасибо электроприводу с бесступенчатым изменением величины передаваемого на колеса крутящего момента. Здесь все как у классического «автомата»: перевел небольшой джойстик в положение D, и вперед: все внимание – исключительно на преодолеваемую местность.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Отмечу удачную компоновку органов управления – удобно усесться за рулем получилось сразу, в том числе благодаря комфортабельным сиденьям, регулируемым в продольном направлении. Тем более что перед глазами хорошо знакомая, заимствованная у «Газели» приборная панель. Но не стоит искать на ней клавиш включения блокировок дифференциалов – они находятся слева от руля, на отдельной панели. В целом интерьер, несмотря на привычную утилитарность подобных вездеходов, выполнен очень тщательно, включая подгонку отдельных деталей, – приятно, что разработчики уделяют внимание качеству не только технической, но и стилистической составляющей машины.

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Поскольку во время испытаний вездехода снежный покров оказался чисто номинальным и проверить проходимость по глубокому снегу не было никакой возможности, мы решили задать «РУСАКу» другую задачку: сначала спуститься, а затем взобраться на крутой продолжительный склон. И такой склон нашли, причем в очень живописном месте: на вершине – красивая деревянная церковь, на заднем плане – берег так и не покрывшейся полностью льдом Оки. У меня было стойкое убеждение, что ни этот вездеход, ни вообще какой-либо другой на этот склон не взберется – слишком большая крутизна! И пока машина спускалась вниз, я на всякий случай обозревал окрестности на предмет более пологого подъема. Напрасно: в конце спуска «РУСАК» развернулся и без всякого разгона, без натужного рева двигателя и пробуксовок колес спокойно преодолел подъем! Сказать, что я удивился, – ничего не сказать. Более того, мне показалось, что столь стремительному штурму действительно крутого склона слегка удивились даже сами создатели машины. Вот лучшее доказательство того, что их усилия по проектированию, доводке и испытаниям мощного и эффективного гибридного привода не прошли впустую: «РУСАК-3994» с блеском выдержал экзамен!

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский

Впрочем, я все же надеюсь, что как-нибудь проэкзаменую этого «РУСАКа» в настоящих зимних условиях. Правда, уже в следующем году, потому что к тому моменту, как обещают разработчики, у него появится не только модификация с классическим силовым агрегатом, но и более легкий и компактный вариант с тремя или с двумя осями.

Константин Закурдаев

Русак-3994, Русак-3993, Русак, вездеход Русак, снегоболотоход, группа КОМ, ЗМТ, РГГУ, новый вездеход, испытания вездехода, СТ-КТ, Василий Маньковский




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки