Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Статистика > Российский рынок автобусов 2019. Первая дюжина

Российский рынок автобусов 2019. Первая дюжина

Российский рынок автобусов после просадки в первом полугодии, к концу 2019 года все же вышел в плюс. Какие из марок сумели от этого выиграть?
09.02.2020
7768
view counter

Согласно статистическим данным, собранным и обработанным аналитической компанией «Автостат инфо», продажи новых автобусов в нашей стране, точнее говоря, количество их регистраций в органах ГИБДД, после удручающего падения в первой половине минувшего года к его концу все же вышли в плюс, и весьма неплохой! Общее количество регистраций новых автобусов на территории России, без учета микроавтобусов, в 2019 году составило 13 963 против 13 274 годом ранее. Рост, как видим, вовсе не символический: для стагнирующей экономики 5,2% – весьма неплохой результат!

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, ПАЗ, ЛИАЗ

Причем если рассматривать только автобусы зарубежного производства, то увеличение поставок составляет куда более внушительные 28%. Другое дело, что на фоне количества регистраций автобусов производства стран таможенного союза (12 278 ед., +2,7%), количество поставленных в страну автобусных иномарок пока не выглядит впечатляющим – 1685 ед. В подавляющем большинстве это или служебные, или туристические машины – на рынке городского общественного транспорта безраздельно главенствуют отечественные заводы.

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, Ютонг

Уточним, что годовая статистика в этот раз к сожалению не включает результаты ГАЗа с его каркасно-панельными автобусами на шасси «Газель NEXT». Кроме того, в нее традиционно не входят и вахтовые автобусы, выпускаемые на шасси грузовиков повышенной проходимости самыми разными машиностроительными заводами. 

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, НЕМАН

Всего автобусных производителей, число зарегистрированных новых автобусов которых в ГИБДД по итогам 2019 года превысило хотя бы сотню, насчитывается 12. Посмотрим, кто из этой дюжины стал главной движущей силой роста рынка и кто наилучшим образом сумел воспользоваться увеличением спроса.

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, ПАЗ

1. Павловский автобусный завод (7864 ед., +6,9%). ПАЗ всегда в лидерах и всегда растет. И который уже раз растет быстрее рынка. Единственное, на что здесь следует обратить внимание – наконец-то доля классического ПАЗ-3205 (3480 ед., -3,4%) стала реально уменьшаться в пользу более современных моделей. В качестве главной его альтернативы выступает одноклассник ПАЗ-3204 (2669 ед., +8,4%). Здесь нужно уточнить, что под индексом ПАЗ-3204 на самом деле скрываются две машины: «Вектор» более ранней разработки и появившийся сравнительно недавно «Вектор NEXT». Причем оба – как в стандартной, так и в удлиненной модификациях.  На третьей позиции – удлиненный ПАЗ-4234 (1176 ед., +39,3%). Очень хорошо, практически троекратно прибавил ПАЗ-3206 (330 ед., +142,6%) – полноприводный вариант «ноль пятого». Единственным, чье количество регистраций в 2019 году сократилось, стал газовый ПАЗ-3203 (207 ед., -30,1%).

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, ЛИАЗ

2. Ликинский автобусный завод (1593 ед., -5,5%). Количество регистраций ЛиАЗов упали примерно на столько, на сколько выросло их общее количество регистраций. Правда, если рассматривать итог работы предприятия в денежном выражении, то оно скорее всего вышло в плюс. Потому что увеличились, причем почти двукратно, поставки наиболее дорогих сочлененных 18-метровых ЛиАЗ-6213 (459 ед. +93,7%), поставки низкопольных 12-метровых ЛиАЗ-5292 (715 ед., -0,6%) остались примерно на прежнем уровне, а сильнее всего сократились поставки устаревших высокопольников ЛиАЗ-5256 (68 ед., -85,7%). Выросло количество регистраций относящегося к среднему классу городских машин ЛиАЗ-4292 (239 ед., +39,8%) и 12-метрового полунизкопольного ЛиАЗ-5293 (88 ед., +166,7%).

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций

3. Нефтекамский автозавод (1404 ед., +30,7;). Поставки НЕФАЗа на внутренний рынок выросли почти на треть – еще один рывок, и завод обойдет своего главного конкурента из Ликино-Дулево. Правда, часть статистики регистраций техники нефтекамского производства приходится на вахтовые автобусы: трехосные 4208 (145 ед., -18,5%) и двухосные 4211 (39 ед., -52,4%) на камазовских полноприводных шасси. Но все же основные продажи заводу давно делают во многом унифицированные между собой городские, пригородные и междугородные автобусы большого класса семейства НЕФАЗ-5299/5297 (1218 ед., +51,9%). Совместный проект с Marcopolo по выпуску модели малого класса фактически остановился: в ГИБДД зарегистрированы всего 2 таких машины против 12 годом ранее.

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, YUTONG

4. YUTONG (578 ед., +13,3%). Китайский автобусный производитель традиционно держится в лидерах среди иностранных поставщиков. В этом году весьма неплохой результат компании обеспечили большой туристический YUTONG 6119 (397 ед., -5,9%) и среднеразмерный туристический YUTONG 6899 (94 ед., +51,6%).

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, КАВЗ

5. Курганский автобусный завод (419 ед., +10%). Базу модельной линейки завода по-прежнему составляют разработанные еще в начале «нулевых» унифицированные между собой среднеразмерный КАВЗ-4235 (40 ед., -11,1%) и его удлиненная версия КАВЗ-4238 (313 ед., +6,1%). Но все увеличивающуюся роль играет принципиально новый городской 10-метровый автобус КАВЗ-4270 (66 ед., +61%).

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, Волгабас

6. «ВОЛГАБАС» (395 ед., -31,8%). Российский «ВОЛГАБАС», в прошлом «Волжанин», к сожалению, не сумел воспользоваться ростом спроса на домашнем рынке: количество регистраций его автобусов в минувшем году упало почти на треть! К сожалению, сухая статистика не учитывает современную разбивку продукции «ВОЛГОБАСа» по принятым в компаниям названиям «Ситиритм», «Серпантин», «Марафон» и «Дельта». Поэтому единственное, что можно сказать: число регистраций 12-метровых городских машин (в данных проходят под индексом 52701) составило 316 ед. (-36,8%), междугородных под официальным индексом 5285 с колесной формулой 4х2 – 42 ед. (-46,8%), а городских 18-метровых под индексом 6271 (6х2, двигатель MAN) – 37 ед. (в 2018 году их регистрации не значатся).

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, МАЗ-206

7. Минский автозавод (377 ед., -34,9%). Белорусский производитель в своих результатах на российском рынке в 2019 году оказался весьма схож с компанией «ВОЛГАБАС» – у обоих очень близкое снижение поставок и очень близкий итоговый результат. Причем сокращение количества регистраций коснулось фактически всех самых востребованных моделей Минского автозавода: городского низкопольника большого класса МАЗ-203 (46 ед., -79,5%) и среднеразмерного городского МАЗ-206/226 (178 ед., -31,3%). В плюсе – только городской 12-метровый МАЗ-103 (126 ед., +63,6%), относящийся к предыдущему поколению минских автобусов.

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, HIGER, Хайгер

8. HIGER (255 ед, +18,6%). Второй по количеству регистраций в российском ГИБДД китайский производитель в плане роста поставок оказался даже успешнее опережающего его YUTONG. Как и у любого другого автобусного поставщика из Поднебесной, главная ударная сила HIGER на нашем рынке – туристические модели, коих в России представлено несколько. Поскольку они все принадлежат к семейству HIGER KLQ и регистрируются когда с уточняющим индексом, а когда без такового, развести данные по конкретным моделям, к сожалению, применительно к рассматриваемой марке не представляется возможным.

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, Уральский автозавод, Вахтовка, вахтовый автобус

9. Уральский автозавод (225 ед., -25,7%). Предприятие, главная специализация которого, все же, производство грузовиков, год за годом уменьшает количество изготовленных на их шасси вахтовых автобусов. И это логично, потому что все больше кузовов таких автобусов на эти же самые шасси устанавливают всевозможные машиностроительные компании, специализирующиеся на выпуске различных надстроек.

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, СИМАЗ

10. СИМАЗ (146 ед., +873%). В прежние годы этот работающий в Ульяновске завод пытался производить автобусы малого класса на шасси собираемых там же в Ульяновске среднетоннажных грузовиков BAW. В 2018 году, уже после сворачивания выпуска последних, ООО «СИМАЗ» начало плотное партнерство с АО «ИСУЗУ РУС», организовавшего выпуск своих грузовых автомобилей и шасси на Ульяновском автозаводе. Вот эти шасси и легли в основу автобуса SIMAZ 2258, относящегося к тому же малому классу и даже заимствовавшего многие решения по конструкции кузова у своих предшественников. Перевод автобуса на правильное шасси, гарантирующее надежность применения и сервисную поддержку, обеспечили взрывной, фактически десятикратный рост поставок SIMAZ 2258 в 2019 году.

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, KING LONG

11.12. KING LONG (140 ед., +17,6:) и ZHONGTONG (140 ед., +53,8%) с равным количеством регистраций поделили 11 и 12 места. У обоих – рост, оба, как и любые другие китайские автобусные производители, в нашей стране делают ставку на междугородные и туристические модели. И ставка эта в 2019 году отлично сыграла: с сегменте таких автобусов китайские производители полностью задавили отечественных.

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, L:OTOS

Следом по количеству регистраций новых автобуса идут еще два их производителя, для которых 2019 год на российском рынке можно назвать успешным. Это белорусский NEMAN (89 ед., 134,2%), который изготавливает машины малого класса на шасси IVECO Daily, и LOTOS (82 ед., +43,9%) из Набережных Челнов, сначала выпускавший газовые модификации минских автобусов LOTOS 206 (80 ед., +40,3%), а затем освоивший и собственную модель LOTOS 105 с газовым двигателем – в 2019 году сделаны первые две такие машины.

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, МАН, MAN bus

И в завершение – об успехах на российском рынке европейских производителей. По настоящему удивил MAN (82 ед., +148,5%), число регистраций автобусов которого в ГИБДД увеличилось сразу в 2,5 раза! Рывок произошел благодаря модели Lion Coach, число регистраций которой в 2019 году составило 70 против всего 18 годом ранее.

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций, ИВЕКО, Нижегородец

Почти такой же рост регистраций, правда, с куда меньших начальных позиций, случился и у IRISBUS (43 ед., +139%) – под этим брендом, уже ставшим историей, в российско статистике продолжают значиться автобусы и автобусные шасси IVECO. Небольшой плюс и у Mercedes-Benz (19 ед., +11,8%), а вот у Scania (19 ед., -38,7%) число регистраций сократилось на треть: минувший год автобусного подразделения компании на российском рынке сложился, увы, неудачно.

Константин Закурдаев

Статистические данные предоставлены ООО «Автостат инфо»

автобусный рынок, авторынок, автостат инфо, рост продаж автобусов, продажи автобусов, российский рынок, авторынок 2019, рынок автобусов 2019, рынок комтранса, СТ-КТ, статистика продаж автобусов, статистика регистраций




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки