Полгода 2016. Русские горки: то вверх, то вниз…
Новости отрасли
Самое читаемое
Малый класс
В России количество регистраций малотоннажников (подготовившая данную статистику компания «Автостат Инфо» относит к ним коммерческие автомобили полной массой до 6 т) по итогам первого полугодия 2016 года сократилось на 8,4% – до 37,1 тыс. ед. При этом традиционно продажи иномарок падали сильнее, чем отечественных машин: снижение на 15,9% и 4,4% соответственно. Правда, июнь показал несколько иную раскладку: реализация малотоннажников-иномарок пошла в рост (+6,3%), а вот их отечественных аналогов, напротив, сильно сократилась (-23,8%). Драйвер падения – УАЗ: если за полгода его продажи снизились на 16,1%, то за один лишь июнь – аж на 46%. Напротив, драйверы роста – Volkswagen и Iveco. Увеличение продаж первого за полгода составило 33,7%, а за июнь – 78,4%. У второго показатели еще более впечатляющие: соответственно, 47,6% и 131,9%. Также отметим рост регистраций автотехники, производимой вносящими заметный вклад в количество проданных в России малотоннажников компаниями Hyundai (+9,7%) и Toyota (+100%).
Если смотреть статистику за первое полугодие, то в лидерах российского малотоннажного сегмента традиционно числится ГАЗ (17 459 ед., +2,1%). Хотя по данным за июнь падение продаж наблюдалось и у него (-9%). Второе место у УАЗа (7929 ед., -16,1%), третье – у Mercedes-Benz (2828 ед., -22,1%). В спину ему дышит демонстрирующий подъем Volkswagen (2339 ед., +33,7%), а вот идущие на пятом и шестом местах Ford (2027 ед., -25,4%) и Fiat (1109 ед., -28,48%) продолжили терять покупателей. Регистрация малотоннажников остальных брендов за полгода не превысила и одной тысячи.
Первая по популярности пятерка моделей: «Газель NEXT» (7528 ед., +46,9%), ГАЗ-3302 «Газель» (5132 ед., -19%), УАЗ-3741 (3570 ед., -39,4%), Mercedes-Benz Sprinter (2108 ед., -19,4%) и Ford Transit (2020 ед., -22,2%).
Средний и тяжелый класс
На российском рынке средних и тяжелых грузовых автомобилей – несколько иная, хотя и во многом похожая картина: по итогам полугодия суммарное количество регистраций грузовиков сократилось на 5,1% (21 320 ед.), а вот по итогам одного только июня увеличилось на 13% (4047 ед.). При этом процент роста продаж отечественных моделей изменился несильно, с 9,5% за полугодие до 10,8% в июне. А вот иномарки прогрессируют, перейдя от падения к весьма неплохому росту: от -30,1% за полгода до +18,6% за июнь.
Занимающий первое место по продажам КАМАЗ продолжает укреплять свои внутрироссийские позиции, причем показав рост как за первые шесть месяцев (9313 ед., +18,1%), так и в последнем месяце полугодия (1651 ед., +25,3%). Конечно, Камский завод наращивает свою долю не за счет ГАЗа – их автомобили традиционно в разных весовых категориях. И тем не менее, количество регистраций занимающих вторую позицию нижегородских среднетоннажников за полгода осталось фактически тем же, что и в пером полугодии 2015-го (3966 ед., +2,1%), а по данным за июнь так и вовсе пошло вниз (793 ед., -11,1%). Третье место по итогам полугодия оказалось за продолжающим терять клиентов МАЗом: с учетом регистрируемых как МАЗ-МАН грузовиков МАЗ-6312 количество проданных в России минских грузовиков составило 1369 ед., снизившись на 17%.
Помимо вышеназванных производителей, более тысячи машин на российском рынке за первое полугодие также удалось реализовать автозаводу «Урал» (1010 ед., +2%). А более пятисот числятся в активе ISUZU (935 ед., -11,9%), MAN (822 ед., +1,1%), Scania (756 ед., -35%), Hyundai (626 ед., -47,9%) и Volvo (501 ед. -20,1%). Интересно, что неплохой полугодовой рост показала компания Iveco (206 ед., +63,5%). Но это без учета снижения на 26% регистраций автотехники, произведенной российским СП «Ивеко-АМТ». Из ведущих китайских брендов подрасти в нашей стране сумел только DongFeng (53 ед., +12,8%).
В завершении анализа ситуации на рынке автотехники среднего и тяжелого классов традиционно отметим, что нередко мимо регистрации в органах ГИБДД проходит существенная часть ГАЗов, КАМАЗов и «Уралов», которые попадают в силовые ведомства или получают спецнадстройки, а вместе с ними – и другое наименование. Все это вносит довольно серьезную погрешность в общее число переданных различным заказчикам отечественных грузовых автомобилей.
Автобусы
Автобусный рынок, за бортом которого «Автостат Инфо» традиционно оставляет микроавтобусы, сюрпризов не преподнес. Все как всегда: по итогам полугодия – пусть небольшое, но падение количества регистраций (4172 ед., -0,7%), российские производители прибавляют (+1,7%), а зарубежные – сбавляют темп (-52,4%). Правда, как и в случае с грузовиками, июнь и здесь преподнес сюрпризы: иномарки вышли в плюс (28 ед., +27,3%). Правда, это количество растворилось в море отечественной автобусной техники – ее поставили заказчикам в 30 раз больше (842 ед., +43,7%).
Итак, на лидирующей позиции по количеству регистраций в первом полугодии текущего года традиционно оказался Павловский автобусный завод (2165 ед., -9,8%). Второе место вернул себе ЛИАЗ (585 ед., +23,9%), а производящий как обычные автобусы, так и вахтовки НЕФАЗ (538 ед., +9,1) опустился на третье место. На четвертом месте МАЗ (304 ед., +19,2%), причем за счет мощного рывка в июне (125 ед., +942%), на пятом – выпускающий вахтовки автозавод «Урал» (176 ед., +40,8%). Сработали в плюс и два других известных отечественных автобусных производителя: Volgabus, он же «Волжанин» (172 ед., +107,2%) и КАВЗ (143 ед., +0,7%).
Из азиатских брендов наиболее успешным оказался YUTONG (23 ед. против 1 ед. в первом полугодии 2015-го), из европейских – MAN (17 ед., +30,8%). Ни один из остальных действующих в нашей стране производителей, судя по данным регистраций, не смог поставить российским заказчикам более 10 автобусов.
Константин Закурдаев
Материал подготовлен с использованием статистической информации, предоставленной ООО «Автостат Инфо» по данным регистрации транспортных средств в ГИБДД.
С нами уже 1039 профессионалов