Авторынок. Итоги 2023. Легковые автомобили
Новости отрасли
Самое читаемое
Для анализа итогов российского автомобильного рынка мы традиционно воспользуемся данными аналитического агентства «Автостат инфо» о регистрации в стране автотранспортных средств. То есть данными, объективно отражающими реальную картину продаж автомобилей конечным покупателям на территории нашей страны в 2023 году. Понятно, что эти данные лишь косвенно отображают ситуацию с производством автотранспортных средств, поскольку не учитывают те из них, что были поставлены на экспорт, в силовые структуры или всё ещё оставались на заводских или дилерских складах.
В 2023 году, согласно данным «Автостат инфо», в России было зарегистрировано в общей сложности порядка 1 млн 45 тысяч новых легковых автомобилей против 630 тысяч годом ранее. То есть российский рынок, преодолев шок санкционно-экономических потрясений предыдущего года, вырос, причём очень существенно, на 66%. Впрочем, до своих привычных масштабов ему ещё далеко. Вспомним успешный во всех смыслах 2018 год: тогда в стране было реализовано 1,7 млн легковушек – на 38% больше, чем сейчас. Так что потенциал для роста в 2024 году есть, этот потенциал велик, поэтому борьба между лидерами российского рынка обещает быть нешуточной.
Кто эти лидеры? Традиционно первое место по количеству регистраций занимает «АВТОВАЗ», в 2023 году восстановивший ритмичное производство всех своих основных моделей за исключением слишком импортозависимого XRAY. Всего в России по итогам минувшего года было зарегистрировано 350 861 автомобилей «Лада». Для сравнения с производственными показателями: на итоговом заседании совета директоров АО «АВТОВАЗ», состоявшемся 29 декабря, был озвучен общий годовой итог в 374 тысячи изготовленных легковушек. То есть, около 23 тысячи их них остались или на складах с прицелом реализации в 2024 году, или ушли на экспорт. Интересная деталь: если всему рынку до прежних объёмов продаж ещё расти и расти, то «АВТОВАЗ» их уже достиг: даже работая в крайне непростых условиях мощного санкционного противодействия и разрушения устоявшихся связей с зарубежными партнёрами, он сумел поставить на российский рынок столько же машин, сколько в успешном для себя довоенном 2021 году, законченном с результатом 350 714 проданных автомобилей. При этом доля компании выросла с 22% до 33%, то есть, до более чем трети всего внутреннего легкового рынка.
В лидерах марки – «Лада Гранта», выпуск которой в условиях дефицита многих импортных комплектующих оказался наиболее стабилен. Суммарное количество регистраций всех её модификаций в сравнении с 2022 годом выросло в 2,25 раза и составило 197 297 ед. Модернизированная и перезапущенная минувшим летом в Тольятти «Лада Веста» нашла 41 397 покупателей (+27%). Более чем двукратно вырос спрос на классическую трёхдверную «Ниву» (39 218 ед., +159%) и на «Ниву Travel» (47 124 ед., +142%). А продажи снятой с производства в 2021 году пятидверной классической «Нивы» постепенно сходят на нет: за год реализовано всего 50 машин против более чем тысячи годом ранее.
Наконец, в конце лета был восстановлен выпуск переехавшего из Тольятти в Ижевск «Ларгуса»: за 2023 год зарегистрировано 1359 этих автомобилей, из которых примерно половина – ижевского производства, против 13 575 автомобилей ещё тольяттинского производства в 2022 году. Видимо, именно «Ларгус» за счёт высокого отложенного спроса станет главным драйвером дальнейшего роста выпуска на «АВТОВАЗе», который поднял производственную планку 2024 года аж до полумиллиона машин.
На втором и третьем местах – китайские марки. Взявшая серебро компания CHERY закончила год с количеством российских регистраций почти 120 тысяч – это в три раза больше результата 2022 года. В лидерах – CHERY TIGGO 7 PRO (44 769 ед., +139%) и CHERY TIGGO 4 PRO (32 269, рост почти в 15 раз). В конце минувшего года появилась информация, что этот китайский производитель совместно с российским партнёром организует тестовую сборку своих кроссоверов на бывшем заводе Volkswagen в Калуге.
У занявшего третье место HAVAL с количеством регистраций 112 495 ед. и почти 2,5-кратным ростом собственный завод в России работает уже пять лет – его официальное открытие состоялось в 2019 году. На предприятии в Тульской области организованы штамповка кузовных деталей, их сварка, окраска и окончательная сборка автомобилей. Лидер продаж – HAVAL JOLION (55 912 ед., рост в 3,2 раза), за ним идут HAVAL F7 (16 453 ед., рост в 2,2 раза) и HAVAL DARGO (15 032 ед., рост в 8,3 раза).
Кто ещё ы 2023 году попал в промежуток между ста тысячами и десятью тысячами регистраций? Согласно данным «Автостат инфо», всего таковых марок девять. Из них пять китайских: Geely (94 305 ед., рост в 3,6 раза), Changan (47 343 ед., рост в 19 раз), Exeed (42 385 ед., рост в 4,1 раза), Omoda (42 333 ед., рост в 34 раза) и Tank (13 110 ед. против всего одного автомобиля годом ранее), две корейских марки: Kia (34 064 ед., -51%) и Hyundai (26 504 ед., -55%), которые несмотря на официальный уход с рынка показали всё ещё весьма солидные объёмы продаж, одна японская марка – Toyota (21 531 ед., -23,8%) и одна российская – восставший из пепла «Москвич» (13 215 ед. против сего шести автомобилей годом ранее). Впрочем, под шильдиком «Москвича» скрываются китайские легковушки JAC. Конечно, по сравнению с «АВТОВАЗом» его продажи не впечатляют, но «Москвич» уже превысил результат легковых моделей УАЗа (8 745 ед., +17,6%), у которого на российском рынке зарегистрированы 563 «Хантера» (+1%) и 8 181 «Патриот» (+19%). Если же говорить о моделях под брендом «Москвич», то их львиная доля пришлась на кроссовер «Москвич 3» (12 427 ед. против шести автомобилей годом ранее). А остальные – это его электрическая версия «Москвич 3е» (575 ед.) и лифтбек большого класса «Москвич 6» (213 ед.): выпуск обоих начат в 2023 году.
Продажи якобы покинувших российский рынок европейских моделей на самом деле продолжаются, пусть и в несколько меньших объёмах. В тройке лидеров по числу регистраций среди них BMW (9 021 ед., -16,7%), Volkswagen (19 612 ед., -57,1%) и Mercedes-Benz (6 870 ед., -36,4%). Не стоит сокрушаться из-за более чем двукратного снижения продаж Volkswagen – частично это снижение компенсировано выходом на российский рынок марки Jetta с весьма неплохим годовым результатом в 5122 машины – под ней в Китае в сотрудничестве с FAW производятся перелицованные автомобили этого немецкого автогиганта.
Калининградский «Автотор», переключившийся на сборку китайской автотехники, в 2023 году освоил у себя выпуск трёх марок из Поднебесной. Правда, пока на российском рынке результаты этих марок не блестящие. Больше всего регистраций пришлось на KAIYI (7 425 ед.), следом идёт BAIC (2822 ед.), а автомобили под маркой SWM пока нашли всего 35 покупателей, причём всех – в декабре.
Новый российские автомобили представительского класса AURUS, как известно, отличаются гибридной силовой установкой, тоже продемонстрировали рост! По данным «Автостат инфо», в 2023 году в стране было зарегистрировано в общей сложности 115 AURUS: увеличение в 1,8 раза. Из этого количества на седан представительского класса AURUS Senat пришлось 85 регистраций против 63 регистраций в 2022 году. Ранее не выпускавшихся мини-вэнов AURUS Arsenal зарегистрировано 16, внедорожников AURUS Komendant – 13, а за AURUS Lafet, представляющим собой ничто иное, как премиум-катафалк, значится одна регистрация.
Можно удивляться, но в 2023 году выросло количество регистраций автомобилей таких люксовых брендов, как Lexus (4948 ед., +30,6%), Cadillac (666 ед., +29,6%) и Bentley (146 ед., +39%). Продолжают набирать силу электрокары. Tesla зарегистрирована в количестве 1268 ед. с ростом 22,3 %, из которых более половины приходится на выпускаемый в Китае небольшой кроссовер Tesla Y (499 ед., +54,5%). Российский EVOLUTE, собирающий электрокары из китайских комплектующих, показал семикратный рост и итоговый результат в 2029 регистраций, из которых 1418 пришлись на седан I-PRO и 604 регистрации – на кроссовер IJOY.
Константин Закурдаев
Статистические данные предоставлены ООО «Автостат инфо»
С нами уже 1039 профессионалов