Главная страница > Статистика > Авторынок. Итоги 2023. Легковые автомобили

Авторынок. Итоги 2023. Легковые автомобили

Российский рынок новых легковых автомобилей проходит непростую стадию глобальной трансформации. Какие марки стали её драйверами в 2023 году?
10.01.2024
1936
view counter

Для анализа итогов российского автомобильного рынка мы традиционно воспользуемся данными аналитического агентства «Автостат инфо» о регистрации в стране автотранспортных средств. То есть данными, объективно отражающими реальную картину продаж автомобилей конечным покупателям на территории нашей страны в 2023 году. Понятно, что эти данные лишь косвенно отображают ситуацию с производством автотранспортных средств, поскольку не учитывают те из них, что были поставлены на экспорт, в силовые структуры или всё ещё оставались на заводских или дилерских складах.

В 2023 году, согласно данным «Автостат инфо», в России было зарегистрировано в общей сложности порядка 1 млн 45 тысяч новых легковых автомобилей против 630 тысяч годом ранее. То есть российский рынок, преодолев шок санкционно-экономических потрясений предыдущего года, вырос, причём очень существенно, на 66%. Впрочем, до своих привычных масштабов ему ещё далеко. Вспомним успешный во всех смыслах 2018 год: тогда в стране было реализовано 1,7 млн легковушек – на 38% больше, чем сейчас. Так что потенциал для роста в 2024 году есть, этот потенциал велик, поэтому борьба между лидерами российского рынка обещает быть нешуточной.

статистика продаж, авторынок 2023, продажи автомобилей 2023, рынок легковых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, легковой рынок 2023, СТ-КТ

Кто эти лидеры? Традиционно первое место по количеству регистраций занимает «АВТОВАЗ», в 2023 году восстановивший ритмичное производство всех своих основных моделей за исключением слишком импортозависимого XRAY. Всего в России по итогам минувшего года было зарегистрировано 350 861 автомобилей «Лада». Для сравнения с производственными показателями: на итоговом заседании совета директоров АО «АВТОВАЗ», состоявшемся 29 декабря, был озвучен общий годовой итог в 374 тысячи изготовленных легковушек. То есть, около 23 тысячи их них остались или на складах с прицелом реализации в 2024 году, или ушли на экспорт. Интересная деталь: если всему рынку до прежних объёмов продаж ещё расти и расти, то «АВТОВАЗ» их уже достиг: даже работая в крайне непростых условиях мощного санкционного противодействия и разрушения устоявшихся связей с зарубежными партнёрами, он сумел поставить на российский рынок столько же машин, сколько в успешном для себя довоенном 2021 году, законченном с результатом 350 714 проданных автомобилей. При этом доля компании выросла с 22% до 33%, то есть, до более чем трети всего внутреннего легкового рынка.

В лидерах марки – «Лада Гранта», выпуск которой в условиях дефицита многих импортных комплектующих оказался наиболее стабилен. Суммарное количество регистраций всех её модификаций в сравнении с 2022 годом выросло в 2,25 раза и составило 197 297 ед. Модернизированная и перезапущенная минувшим летом в Тольятти «Лада Веста» нашла 41 397 покупателей (+27%). Более чем двукратно вырос спрос на классическую трёхдверную «Ниву» (39 218 ед., +159%) и на «Ниву Travel» (47 124 ед., +142%). А продажи снятой с производства в 2021 году пятидверной классической «Нивы» постепенно сходят на нет: за год реализовано всего 50 машин против более чем тысячи годом ранее.

статистика продаж, авторынок 2023, продажи автомобилей 2023, рынок легковых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, легковой рынок 2023, СТ-КТ

Наконец, в конце лета был восстановлен выпуск переехавшего из Тольятти в Ижевск «Ларгуса»: за 2023 год зарегистрировано 1359 этих автомобилей, из которых примерно половина – ижевского производства, против 13 575 автомобилей ещё тольяттинского производства в 2022 году. Видимо, именно «Ларгус» за счёт высокого отложенного спроса станет главным драйвером дальнейшего роста выпуска на «АВТОВАЗе», который поднял производственную планку 2024 года аж до полумиллиона машин.

На втором и третьем местах – китайские марки. Взявшая серебро компания CHERY закончила год с количеством российских регистраций почти 120 тысяч – это в три раза больше результата 2022 года. В лидерах – CHERY TIGGO 7 PRO (44 769 ед., +139%) и CHERY TIGGO 4 PRO (32 269, рост почти в 15 раз). В конце минувшего года появилась информация, что этот китайский производитель совместно с российским партнёром организует тестовую сборку своих кроссоверов на бывшем заводе Volkswagen в Калуге.

У занявшего третье место HAVAL с количеством регистраций 112 495 ед. и почти 2,5-кратным ростом собственный завод в России работает уже пять лет – его официальное открытие состоялось в 2019 году. На предприятии в Тульской области организованы штамповка кузовных деталей, их сварка, окраска и окончательная сборка автомобилей. Лидер продаж – HAVAL JOLION (55 912 ед., рост в 3,2 раза), за ним идут HAVAL F7 (16 453 ед., рост в 2,2 раза) и HAVAL DARGO (15 032 ед., рост в 8,3 раза).

статистика продаж, авторынок 2023, продажи автомобилей 2023, рынок легковых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, легковой рынок 2023, СТ-КТ

Кто ещё ы 2023 году попал в промежуток между ста тысячами и десятью тысячами регистраций? Согласно данным «Автостат инфо», всего таковых марок девять. Из них пять китайских: Geely (94 305 ед., рост в 3,6 раза), Changan (47 343 ед., рост в 19 раз), Exeed (42 385 ед., рост в 4,1 раза), Omoda (42 333 ед., рост в 34 раза) и Tank (13 110 ед. против всего одного автомобиля годом ранее), две корейских марки: Kia (34 064 ед., -51%) и Hyundai (26 504 ед., -55%), которые несмотря на официальный уход с рынка показали всё ещё весьма солидные объёмы продаж, одна японская марка – Toyota (21 531 ед., -23,8%) и одна российская – восставший из пепла «Москвич» (13 215 ед. против сего шести автомобилей годом ранее). Впрочем, под шильдиком «Москвича» скрываются китайские легковушки JAC. Конечно, по сравнению с «АВТОВАЗом» его продажи не впечатляют, но «Москвич» уже превысил результат легковых моделей УАЗа (8 745 ед., +17,6%), у которого на российском рынке зарегистрированы 563 «Хантера» (+1%) и 8 181 «Патриот» (+19%). Если же говорить о моделях под брендом «Москвич», то их львиная доля пришлась на кроссовер «Москвич 3» (12 427 ед. против шести автомобилей годом ранее). А остальные – это его электрическая версия «Москвич 3е» (575 ед.) и лифтбек большого класса «Москвич 6» (213 ед.): выпуск обоих начат в 2023 году.

Продажи якобы покинувших российский рынок европейских моделей на самом деле продолжаются, пусть и в несколько меньших объёмах. В тройке лидеров по числу регистраций среди них BMW (9 021 ед., -16,7%), Volkswagen (19 612 ед., -57,1%) и Mercedes-Benz (6 870 ед., -36,4%). Не стоит сокрушаться из-за более чем двукратного снижения продаж Volkswagen – частично это снижение компенсировано выходом на российский рынок марки Jetta с весьма неплохим годовым результатом в 5122 машины – под ней в Китае в сотрудничестве с FAW производятся перелицованные автомобили этого немецкого автогиганта.

статистика продаж, авторынок 2023, продажи автомобилей 2023, рынок легковых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, легковой рынок 2023, СТ-КТ

Калининградский «Автотор», переключившийся на сборку китайской автотехники, в 2023 году освоил у себя выпуск трёх марок из Поднебесной. Правда, пока на российском рынке результаты этих марок не блестящие. Больше всего регистраций пришлось на KAIYI (7 425 ед.), следом идёт BAIC (2822 ед.), а автомобили под маркой SWM пока нашли всего 35 покупателей, причём всех – в декабре.

Новый российские автомобили представительского класса AURUS, как известно, отличаются гибридной силовой установкой, тоже продемонстрировали рост! По данным «Автостат инфо», в 2023 году в стране было зарегистрировано в общей сложности 115 AURUS: увеличение в 1,8 раза. Из этого количества на седан представительского класса AURUS Senat пришлось 85 регистраций против 63 регистраций в 2022 году. Ранее не выпускавшихся мини-вэнов AURUS Arsenal зарегистрировано 16, внедорожников AURUS Komendant – 13, а за AURUS Lafet, представляющим собой ничто иное, как премиум-катафалк, значится одна регистрация.

Можно удивляться, но в 2023 году выросло количество регистраций автомобилей таких люксовых брендов, как Lexus (4948 ед., +30,6%), Cadillac (666 ед., +29,6%) и  Bentley (146 ед., +39%). Продолжают набирать силу электрокары. Tesla зарегистрирована в количестве 1268 ед. с ростом 22,3 %, из которых более половины приходится на выпускаемый в Китае небольшой кроссовер Tesla Y (499 ед., +54,5%). Российский EVOLUTE, собирающий электрокары из китайских комплектующих, показал семикратный рост и итоговый результат в 2029 регистраций, из которых 1418 пришлись на седан I-PRO и 604 регистрации – на кроссовер IJOY.

Константин Закурдаев

Статистические данные предоставлены ООО «Автостат инфо»

статистика продаж, авторынок 2023, продажи автомобилей 2023, рынок легковых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, легковой рынок 2023, СТ-КТ

 




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки