Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Статистика > Авторынок. Итоги 2023. Средние и тяжёлые грузовики

Авторынок. Итоги 2023. Средние и тяжёлые грузовики

Китайские грузовики вместо европейских. А заодно и вместо российских. Что происходит на рынке коммерческих автомобилей?
12.01.2024
2301
view counter

На российском рынке грузовиков – мощнейший шторм! Ураганный ветер с Востока сметает прежних лидеров, место которых занимают новые. Кто они, каковы их амбиции и результаты? Чтобы с этим разобраться, традиционно воспользуемся данными о регистрации в стране автотранспортных средств, предоставленные аналитическим агентством «Автостат инфо». Согласно этим данным, в 2023 году продажи средних и тяжёлых грузовиков в России выросли на 70%: в общей сложности на них пришлось 144 219 регистраций. Феноменальный результат, значительно превышающий не только результат 2022 года (84 672 ед.), но и результаты всех последних лет, включая 2013 год (115 тыс. ед.), когда ещё даже не пахло никакими санкциями, эпидемиями и прочими макроэкономическими потрясениями.  

Рынок взлетел, а его лидер, КАМАЗ, остался на месте. В минувшем году на автомобили данной марки пришлось 31 462 регистрации. Это пусть немногим, но меньше, чем в 2022 году, когда в России было зарегистрировано 31 984 камских грузовика. Так что, несмотря на громадную пустующую рыночную нишу, образовавшуюся с уходом из страны многих зарубежных производителей, КАМАЗ так и не нашел в себе ни сил, ни резервов, чтобы её заполнить. И ведь нельзя сказать, что производство на заводе стагнирует. Сколько точно сделано в 2023-м, информации нет, но сразу после новогодних праздников КАМАЗ озвучил планы на январь, собираясь за месяц изготовить 3300 автомобилей. С учётом выходных, получается, в сутки – 206 , а в месяц – порядка 4500. Если этот темп был взят ещё в минувшем году, то его результат наверняка превысил результат 2022 года, когда  КАМАЗ изготовил 43,8 тысяч грузовиков. Очень даже возможно, что в 2023 году он сумел достигнуть 50-тысячной отметки! Но, по понятным причинам, вся эта прибавка на гражданский рынок не попала. А значит, вместо того, чтобы занять место ушедших зарубежных производителей, КАМАЗу приходится с великим трудом удерживать своё собственное.

статистика продаж, авторынок 2023, продажи грузовиков 2023, рынок грузовых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, рынок грузовых автомобилей 2023, продажи грузовиков 2023, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Автостат инфо

В линейке гражданских КАМАЗов самыми востребованными в 2023 году оказались трёхосные автомобили повышенной проходимости КАМАЗ-43118 (6858 ед., -22,4%). Падение регистраций для столь необходимой во многих отраслях модели весьма ощутимое! Да, выросло количество регистраций более современных трёхосных внедорожников КАМАЗ-5350 (1150 ед., +82%), но если суммарно, обоих в 2023 году зарегистрировано 8008 ед. против 9467 ед. годом ранее. Разница – почти в полторы тысячи полноприводников, которых ох как не хватало заказчикам! На второй позиции по числу регистраций – КАМАЗ-65115 с колёсной формулой 6х4 (5091 ед., -32,7%). Что не удивительно: грузовик представлен широчайшим спектром модификаций, одновременно являясь одним из наиболее доступных по цене. После перевода на санкционно устойчивую агрегатную базу продажи грузовиков новых поколений К4 и К5, которые в статистике объединены под индексом КАМАЗ-5490,  выросли (4783 ед., +22,6%). Но ни о каких ранее запланированных к производству в 2023 году 10 тысячах речи, понятно, не идёт. Также более тысячи регистраций оказалось у тяжелого КАМАЗ-6520 (3165 ед., -15,5%), продажи которого вопреки возросшему спросу тоже снизились. А вот количество регистраций сельскохозяйственных самосвалов КАМАЗ-4514 (1007 ед.) выросло аж в четыре раза!  

Успех сопутствовал новому семейству «КАМАЗ Компас»: эти грузовики в Набережных Челнах из китайских машинокомплектов выпускает предприятие «Тракс Восток Рус». Две модели освоенных в серии в 2023 году среднетоннажников, 9,5-тонный «Компас 9» и 12-тонный «Компас 12», были зарегистрированы в количестве, соответственно, 1035 и 1586 ед. В принципе, неплохой результат: собственный среднетоннажник завода КАМАЗ-4308 (866 ед., -15,8%) давно устарел и не слишком востребован.

статистика продаж, авторынок 2023, продажи грузовиков 2023, рынок грузовых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, рынок грузовых автомобилей 2023, продажи грузовиков 2023, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Автостат инфо

Даже сотрудничество с китайцами не позволило КАМАЗу хотя бы частично заполнить огромную нишу, освободившуюся после официального ухода с российского рынка европейских, японских и корейских производителей коммерческих автомобилей Если в 2021 году их суммарные продажи составляли порядка 32,3 тысячи, то в 2023 году они уменьшились до 7,5 тысяч: падение аж в 4,3 раза! Впрочем, оно охватило не всех. Если у Daewoo в 2021 году было 306 регистраций, то в 2023 году – 758. Более-менее успешно в минувшем году шли дела и у Mercedes-Benz (1966 ед., +73,1%) и DAF (787 ед., +31,4%). Но общей картины всё это, понятно, не изменило.

Следом за КАМАЗом по объёмам продаж на российском рынке средних и тяжёлых грузовиков следуют три китайских производителя: SITRAK (23 990 ед., рост в 6,6 раза), SHAANXI (20 892 ед., рост в 2,2 раза) и FAW (15 843 ед., рост в 3,5 раза). У первого основное количество регистраций пришлось на магистральные двухосные тягачи SITRAK C7H 4X2 (18 360 ед., рост в 8,5 раз), у второго – на четырёхосные самосвалы SHAANXI SX 331 8X4 (7113 ед., +60%), у третьего – на трёхосные тягачи FAW J6 6X4 (9007 ед., рост в 2,3 раза). Интересно, что под маркой FAW на российском рынке зарегистрировано значительное количество, а именно, 959 полноприводников FAW J6 6X6.

статистика продаж, авторынок 2023, продажи грузовиков 2023, рынок грузовых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, рынок грузовых автомобилей 2023, продажи грузовиков 2023, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Автостат инфо

Но то была, так сказать, первая волна экспансии, за которой идёт вторая, состоящая из грузовиков под марками с числом регистраций от одной до десяти тысяч. В эту волну вошли аж шесть китайских производителей: HOWO (6768 ед., +92,3%), Foton (6296 ед., рост в 36 раз), Dongfeng (4661 ед. против одной машины годом ранее), JAC (3467 ед., +35,6%), HONGYAN (1423 ед., рост в 2,2 раза) и SANY (1411 ед., рост в 27 раз). А есть ещё и третья волна из относительно новых на российском рынке марок китайских тяжёлых грузовиков, среди которых, к примеру, DAYUN (328 ед., рост в 4,5 раза) и BEIBEN (332 ед.). Продажи последних у нас стартовали в 2023 году.

Особняком стоят ещё два китайских производителя: ZOOMLION (1011 ед., рост в 2,3 раза) и XU GONG (949 ед., +56,3%). Оба выпускают специализированные шасси главным образом под монтаж крановых установок. Другими словами, эти компании из Поднебесной в минувшем году не столько заменяли технику ушедших с нашего рынка зарубежных марок, сколько уменьшили портфель заказов испытывающих трудности с получением шасси российских краностроителей. Уменьшение, кстати, вышло весьма значительное: порядка двух тысяч автокранов!  

статистика продаж, авторынок 2023, продажи грузовиков 2023, рынок грузовых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, рынок грузовых автомобилей 2023, продажи грузовиков 2023, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Автостат инфо

Подведём общий итог китайской экспансии на российский рынок коммерческой автотехники. В 2023 году в России было зарегистрировано более 87,3 тысяч новых средних и тяжёлых грузовиков из Поднебесной против 8 тысяч в 2021 году. Увеличение продаж всего за два года – более чем в десять раз! Обратим внимание: рост поставок в нашу страну произведённых в Китае грузовых автомобилей оказался в два с лишним раза больше, чем сокращение за то же время поставок европейских, японских и корейских моделей. То есть у китайских товарищей наметился явный перебор, который скорее всего аукнется им в 2024-м.

Теперь вернёмся к отечественным производителям, то есть к производителям из России и Белоруссии. После КАМАЗа наибольшее количество регистраций у ГАЗа (7049 ед., +27,8%), по числу которых он занял пятое место. Напомню, что завод выпускает среднетоннажники, среди которых по итогам 2023 года наиболее востребованным оказался «Газон NEXT» (5726 ед., +32%). Следом за ним идут полноприводник «Садко NEXT» (506 ед., +17,9%) и собираемый из китайских комплектующих «Валдай NEXT» (402 ед., +26,4%).

Авторынок грузовиков, продажи грузовиков  2023, автопром, производство грузовиков 2023, СТ-КТ

Минский автозавод (6406 ед., +46%) на рынке средних и тяжёлых грузовиков по итогам 2023 года оказался на седьмом месте. Несколько удивляет, что оказавшись под санкциями раньше российских конкурентов и раньше адаптировавшись к ним за счёт локализации многих комплектующих, располагая вполне современным модельным рядом и развитой дилерской сетью, МАЗ не смог показать столь резкого роста продаж, как производители из Китая. Самым востребованным в линейке минских грузовиков оказалось трёхосное шасси МАЗ-6501 (1363 ед., +19,5%), идущее главным образом под установку самосвальных кузовов. На втором месте – общетранспортное трёхосное шасси МАЗ-6312 (1293 ед., +49%), на базе которого выпускают преимущественно изотермические и тентованные фургоны. Пользовались неплохим спросом и седельные тягачи: МАЗ-6430 6х4 (969 ед., рост в 2 раза), а также МАЗ-5440 4х2 (843 ед., +63,4%). Значительно выросло количество регистраций двухосных шасси МАЗ-5340 (814 ед., рост в 2 раза) и двухосных самосвалов МАЗ-5550 (276 ед., рост в 2,9 раза).

У Автозавода «Урал» (3414 ед., -27,1%) – 11 место в рыночном зачёте. Результат более чем скромен, да ещё и сопровождается падением числа регистраций. А ведь производство на самом деле растёт! На пресс-конференции, организованной в рамках проходившей в сентябре в Москве выставки COMTRANS 2023, генеральный директор Автозавода «Урал» Павел Яковлев назвал предполагаемые производственные результаты возглавляемого им предприятия на ближайшую перспективу. По его словам, изготовив в 2022 году порядка 9,9 тысяч грузовиков, в 2023 году из ворот АЗ «Урал» их должно были выйти уже 15,9 тысяч.

статистика продаж, авторынок 2023, продажи грузовиков 2023, рынок грузовых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, рынок грузовых автомобилей 2023, продажи грузовиков 2023, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Автостат инфо

Может, конечно, итоговый результат и отличается от прогнозируемого в сентябре, но вряд ли кардинально. Сравните: из более 15 тысяч выпущенных в 2023 году грузовых автомобилей на российском рынке зарегистрированы менее 3,5 тысяч.

Из оказавшихся на гражданском рынке самым ходовым традиционно стал трёхосный внедорожник «Урал-4320» (1942 ед., -28,8%) – под этим индексом значатся модификации как со старой, так и с новой кабиной. Следом идут его усиленная самосвальная модификация «Урал-5557» (971 ед., -18,9%) и трёхосный полноприводный седельный тягач «Урал-44202» (211 ед., -33,2%), тоже с двумя вариантами кабины.

 И в завершение – о сборочных производствах тяжёлых грузовиков. Таковых у нас сейчас два: завод Volvo в Калуге прекратил работу, но начал работу завод «Нижегородские грузовые автомобили» компании «Современные транспортные технологии», на котором в 2023 году из машинокомплектов китайской компании Foton Motor начали сборку двухосных магистральных седельных тягачей «Валдай 45». По данным «Автостат инфо», таковых зарегистрировано 12, причём все – в декабре.

статистика продаж, авторынок 2023, продажи грузовиков 2023, рынок грузовых автомобилей, статистика 2023, автопром 2023, российский рынок 2023, рынок грузовых автомобилей 2023, продажи грузовиков 2023, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Автостат инфо

Второе предприятие, некогда российско-итальянское СП «ИВЕКО АМТ», а с 2022 года – российское «АМН Н.В.», в 2023 году полностью перешло от выпуска грузовиков на базе IVECO к выпуску грузовиков на базе китайских HONGYAN. По данным «Автостат инфо», в стране за минувший год зарегистрировано 458 автомобилей производства «АМТ Н.В.» (+68,4%) против 272 автомобилей в 2022 году. Планы компании на 2024 год – изготовить 1200 грузовиков.

Константин Закурдаев

Статистические данные предоставлены ООО «Автостат инфо»

 




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки