
Опережающие технологии
Новости отрасли
Самое читаемое
Самый большой производитель комтранса
Производство Sinotruk впечатляет масштабом, а еще больше автоматизацией. Это действительно «Завод 4.0», из множества цехов, где сложно встретить живого человека – если не знать, где обитают люди, шанс пересечься с кем-нибудь из сотрудников приближается к нулю. Как рассказывал сопровождающий, некоторые подразделения предприятия в прямом смысле слова можно отнести к так называемым «фабрикам черного света» – Lights-out manufacturing. Дословно: «производство с выключенным освещением», потому что… потому что оно здесь не нужно ввиду отсутствия людей – всю работу в круглосуточном автоматизированном режиме выполняют роботы, которым, как вы прекрасно понимаете, не нужна дополнительная подсветка.
Именно так и функционирует молодой комплекс Sinotruk Laiwu, на основных участках которого мне удалось побывать. Сразу уточню – конечно же, не все цеха имеют возможность трудиться в режиме 100% автоматизации. Более того, на этапе контроля качества ни один самый современный робот, скорее всего, никогда не сможет заменить человека в практике органолептических проверок. Однако подавляющее большинство операций выполняется без какого бы то ни было участия со стороны персонала, который главным образом выполняет контрольно-наладочные функции.
Именно в этом режиме были собраны проданные с января по октябрь благодаря посредству 226 дистрибьюторов по всему миру 300 тыс. машин концерна. Таким образом, Sinotruk не только сохранил статус производителя коммерческой техники №1 в Китае, но и заработал порядка 158,6 млрд юаней операционного дохода.
Если тенденция не изменится и темпы производства не будут снижены, то в 2024 г. компания явно превысит объемы 2023 г., которые составили 334 тыс. ед. техники и 173,1 млрд юаней. Хотя зачем это сомнительное «если»? Так, скорее всего, и произойдет, поскольку именно в 2024 г. компания поставила рекорд по экспорту наибольшего количества тяжелых грузовиков за один месяц – 14 тыс. ед. (предполагаемый объем продаж грузовиков за пределами Китая должен составить порядка 170 тыс. ед.).
Немаловажно и то обстоятельство, что, уделяя особое внимание развитию направления альтернативных источников энергии, по прогнозам, в 2024 г. Sinotruk продаст более 10 тыс. машин, приводимых в действие соответствующими источниками. Компания разрабатывает три технологических маршрута, включая BEV (battery electric vehicle), FCV (fuel cell vehicle), HEV (hybrid electric vehicle), и способна проводить независимые исследования и испытания основных компонентов электросистем, а также их производство. Это, в частности, электропортальные мосты, гибридные коробки переключения передач и топливные элементы.
Российские дилеры, кстати, выказывают заинтересованность в транспортных средствах подобного рода. Вполне возможно, что в скором времени производитель запустит их продажи у нас.
Для четырех ключевых брендов корпорации:
- Huanghe – высокотехнологичные тяжелые грузовики;
- Sinotruk – эталонный продукт в сегменте тяжелых грузовиков; ориентация на пользователей высокого класса;
- HOWO – нацеленность на многофункциональность, все рабочие сценарии; объем продаж одного суббренда по всему миру впервые превысил 1 млн ед.;
- Zhongtong – бренд 1-го уровня в автобусной промышленности, –
это очень серьезное подспорье, позволяющее им продолжать свое развитие в соответствии с глобальными международными трендами и сохранять высокую конкурентоспособность на международной арене.
Основа успеха
Вы спросите, в чем секрет такого грандиозного успеха компании. Он складывается из нескольких факторов. Sinotruk – самый крупный производитель комтранса в Китае, чье предложение включает продукцию четырех перечисленных выше брендов.
В этой связи надо сказать, что очень важной вехой в истории компании стало стратегическое сотрудничество с немецким производителем коммерческой техники, всемирно известной компанией MAN. Оно стартовало в 2009 г. и послужило стимулом к рождению бренда Sitrak.
Сегодня продуктовый портфель компании состоит из богатейшего ассортимента самой разнообразной техники. В него входят: тяжелые грузовики, машины средней и легкой тоннажности, транспортные средства специального назначения, всевозможные автобусы и даже пикапы и кроссоверы.
Высокое качество и надежность этой техники обеспечиваются сильной поддержкой департамента исследований и разработок, ведущего насыщенную научно-техническую деятельность в автомобилестроительной сфере. Корпорации принадлежит единственный в Китае «Национальный исследовательский центр техники и технологии HDT», который имеет восемь испытательных лабораторий для проведения различных проверок. Эти лаборатории предназначены для тестирования автомобилей, анализа выбросов двигателей и характеристик их долговечности, а также для проверки прочности на разрыв, характеристик компонентов сборки, электроники, материалов и новой энергии.
У Sinotruk две R&D базы, в которых трудится почти 8 тыс. инженеров, получивших свыше 4,6 тыс. патентов. Каждый год в сферу R&D инвестируется более 500 млн долларов, позволяющих вести непрерывные и высокоэффективные исследования.
Одним из мощных прорывов, наглядно демонстрирующих важность и результативность проводимой работы, стало внедрение впервые в Китае инновационного решения для обеспечения безопасности водителя на тяжелом грузовике – подушки безопасности с применением технологии, которая позволяет кабине смещаться назад при столкновении, что значительно повышает уровень защиты.
Еще одно значимое направление деятельности R&D – автономное вождение. Sinotruk также первой в Китае создала тяжелый грузовик с интеллектуальным управлением L2+, единственный запущенный в коммерческую эксплуатацию.
Индустрия 4.0
Ну а, собственно, производство – это отдельный могучий столп, не просто подпирающий технологические завоевания Sinotruk, но, подобно становому хребту, формирующий их основу и надежную базу в обеспечение транслируемого мировым рынкам качества и долговечности продукции.
С начала выхода на международные рынки в 2004 г. компания уже 19 лет подряд занимает первое место в КНР по экспорту тяжелых грузовиков с долей более 50%. Свыше 600 тыс. тяжелых грузовиков были экспортированы более чем в 150 стран и регионов.
Повторюсь еще раз – масштабы производства Sinotruk по-настоящему потрясают. Мне удалось посетить множество промышленных объектов в области автомобилестроения, но с таким колоссальным предприятием, не только по размерам, но и по уровню технической вооруженности, я столкнулся впервые. И это только один из восьми заводов Sinotruk в Китае. Их совокупная производственная мощность достигает 400 тыс. машин в год. Помимо этого, у корпорации 27 KD-заводов в 18 странах: Вьетнам, Мексика, Узбекистан, Эфиопия и проч. – с годовой производственной мощностью более 50 тыс. тяжелых грузовиков.
Примечательно, что Sinotruk большинство комплектующих изготавливает на собственных базах, по этому показателю обгоняя всех прочих китайских конкурентов. Можно сказать, компания является наиболее самодостаточным производителем в КНР, самостоятельно обеспечивая значительную долю своих потребностей. Среди выпускаемых ею узлов и деталей: двигатели, коробки переключения передач, оси и мосты, существенная часть прочих компонентов.
Предприятие, на котором я был, – действительно интеллектуальный завод, Sinotruk Laiwu полностью соответствует концепции интеллектуального производства «Индустрия 4.0». Он раскинулся на площади 504 тыс. квадратных метров, с инвестициями в 1,2 млрд долл. и годовой производственной мощностью 160 тыс. грузовиков. В нем на 100% автоматизирована штамповка, происходит полностью автоматическое нанесение антикоррозионного покрытия, а сварку обеспечивает самое современное оборудование, характеризующееся прецизионным контролем с высочайшей гибкостью и системой онлайн-тестирования.
Всего в цехах трудится 289 роботов и 417 автоматизированных транспортных средств внутризаводской логистики AGV. Функционирование и контроль производственных процессов на всех участках обеспечиваются интеллектуальным управлением посредством линий 5G-связи. Давайте пройдемся по нескольким участкам.
Сердце автомобиля
На участке производства двигателей две линии. Мощность каждой из них 1200 единиц в сутки. В цехе всего 18 человек. Людей вообще не видно. Да и их участие в функционировании оборудования сводится только к пусконаладочным операциям, техобслуживанию, общему надзору и оперативному реагированию на экстренную сигнализацию. Что, впрочем, происходит довольно редко. Ибо процессы тут отлажены как часы.
Поставщик оборудования – глобальный производитель компания Heller. Ее станки и многофункциональные станции стоят также в европейских цехах MAN, а также многих других автомобилестроителей. Оборудование – совсем новое. Судя по датам на шильдиках – 2016–2018 г. в. Его гибкость впечатляет не меньше размеров производства – в день можно собирать до 60 модификаций двигателей. Пик производства пришелся на 2020 г., когда с конвейера сошло 180 тыс. моторов. Все основные компоненты, как уже было отмечено, собственного производства: блоки цилиндров, головки блоков цилиндров, коленчатые валы, шатуны и распределительные валы. Остальное – приходит от поставщиков. Тех же, что сотрудничают и с компанией MAN.
Абсолютно все выпущенные двигатели подвергаются испытаниям двух типов – холодным тестам и горячим. А после механических проверок еще и визуальному контролю человеком на предмет не выявленных машинным зрением, компьютерным тестированием и т.д. повреждений. Не удивительно, что при такой организации уровень качества – 99,9%.
Инвестиции в технологии качества
На участке коробок переключения передач уровень автоматизации ввиду специфики производства ниже – порядка 50%. Но и здесь уровень качества ни капли не хуже – в заводском музее стоит «коробка», набегавшая за четыре года 1 млн км. Она совершенно исправна и при установке на машину легко сможет без перебоев продолжить свою трудовую вахту.
Одним из факторов, гарантирующих такое качество, является применение интеллектуальных шуруповертов с запрограммированным моментом затяжки, полностью исключающих риск неправильной фиксации соединения. Один такой шуруповерт стоит порядка 200 тыс. юаней. Сразу становится понятно, откуда взялась цифра 1,2 млрд долл. инвестиций, – китайское государство не поскупилось на оснащение производства и ни у кого из местных функционеров не возникло мыслей об «освоении бюджета». Такие же шуруповерты применяются и на финальной сборочной линии, длиной более полукилометра. На ней 110 роботов, обеспечивающих не менее фантастическую, чем в цеху двигателей, гибкость производства: на участке сварки можно буквально в течение 15 секунд поменять настройки и перейти на выпуск другой модели. Проверка каждой точки сварки выполняется 3–4 раза за смену в зависимости от партий и производится хорошо известными автомобилестроителям лазерными комплексами марки Hexagon. Роботы – ABB и Kuka, управление – Bosch Rexroth. Все это известные глобальные поставщики промышленного оснащения, заслужившие своей продукцией авторитет в самых разных отраслях, и автопром не исключение.
Скорее даже – логичное продолжение. И то, что Sinotruk сделал в их пользу однозначный выбор, говорит о чрезвычайно ответственном отношении корпорации к производству, к качеству и надежности продукции, в которые вкладываются грандиозные инвестиции.
В Россию с любовью
Причем, что принципиально, борьба за высочайшие качество и надежность техники продолжается и за стенами цехов. Для того чтобы удовлетворить потребности российских клиентов, в течение последних полутора лет было выполнено 240 более или менее серьезных доработок по их запросам.
Sinotruk провел тщательное исследование условий работы техники в нашей стране. А они, как известно, очень часто далеки от усредненно стандартных. В России автомобилю регулярно приходится трудиться 24 часа без остановки, преодолевать дальние расстояния в самых неблагоприятных условиях. К тому же имеются жесткие требования к техническому состоянию машин. У нас довольно много дорог с плохим и очень плохим покрытием, поэтому клиенты высоко ценят надежность транспортных средств и их готовность к эксплуатации в режиме высоких нагрузок. Sinotruk постаралась учесть весь передовой опыт мировых автомобилестроителей и максимально адаптировать технику для использования в России. В частности, улучшены теплоизоляционные свойства кабины, оптимизированы прокладка жгута проводов, антикоррозионная обработка и проч.
Расскажу об этих и других усовершенствованиях подробнее. Благодаря интеграции усиленного слоя теплоизоляции удалось реализовать более эффективную защиту кабины, улучшив изоляционные и герметичные свойства. В результате испытаний было установлено, что температура в спальнике грузовика Sitrak с цельным теплоизоляционным слоем при температуре окружающей среды –30 градусов и работе штатного отопителя может достигать +36 градусов.
В моделях HOWO с разделенным слоем теплоизоляции и такой же температурой вокруг – +22 градусов. Стоит учесть, что с 2025 г. в машинах HOWO также будет применяться цельный теплоизоляционный слой.
Параллельно было проведено улучшение автономного отопителя мощностью 4 кВт – появились новые выводы. В результате температура внутри кабины повышается быстрее и равномернее. В ногах водителя +17 при –30 снаружи.
Внедрен новый автономный жидкостный отопитель мощностью 15 кВт. Этот отопитель позволяет повысить температуру охлаждающей жидкости на 20 градусов в течение 10 минут при температуре –40 градусов за бортом. Есть функция дистанционного запуска.
Добавлена функция полного воздухообмена в кабине три раза в час. Так внутри кабины всегда будут поддерживаться комфортная температура и необходимая влажность.
Оптимизация жгутов проводки – еще один важный проект. Была проведена комплексная модернизация по пяти аспектам: материал жгута проводки, улучшение изоляционного слоя, технология производства, конструкция разъемов и размещение жгута. В итоге удалось добиться очень хороших результатов. Для всех автомобилей марки Sitrak теперь используется кабельная проводка из полипропилена и термопластичного полиуретана, которые значительно улучшают износостойкость – увеличена в 20 раз – и устойчивость к истиранию – достигает более 100 тыс. циклов.
В моделях HOWO в нескольких местах, наиболее подверженных повреждениям, начали использовать изолированные кабели с двухслойной изоляцией – изоляционный рукав плюс гофрированная трубка. Для дополнительной фиксации разъемов используются термоусадочные трубки.
Конечно же, для успеха эксплуатации в России чрезвычайно важно качество лакокрасочного покрытия. Поэтому была доработана антикоррозионная обработка (процесс катафореза с использованием технологии Rodip с проникновением во внутренние полости кабины), окраска шасси, а также улучшены материалы кузовных панелей. Процесс окраски – «база под лак» на водной основе. Толщина лакокрасочного покрытия увеличена на 18%, до 100 мкм. Стойкость к старению – на 67%, до 2500 часов.
Плюс при производстве кузовных панелей вместо холодной катаной стали будет применяться оцинкованный лист. Таким образом, антикоррозионная стойкость всего автомобиля увеличилась на 43%.
Для того чтобы лучше контролировать процесс нанесения ЛКП и обеспечить высокие эксплуатационные показатели, компания теперь использует кузовные детали только собственного производства. Новая технология покраски шасси позволила увеличить толщину ЛКП в два раза, до 60 мкм, а стойкость к соляному туману – аж на 150%, до 1000 часов. При этом сопротивляемость солевому туману элементов кабины увеличена с 310 до 600+ часов.
Кроме того, все кузова теперь будут делаться из шведской стали Hardox 450 и получат функцию подогрева выхлопной системой. Предусмотрена дополнительная защита шасси, раздаточная коробка получит функцию отключения переднего моста, а в качестве этого моста будет применяться мост повышенной проходимости.
Проделана огромная работа по совершенствованию диагностического оборудования EOL. Полностью оптимизировали русский интерфейс, и для 44% содержания сделан нормальный технический перевод. Общий объем переведенных полей интерфейса увеличился почти в два раза. Модернизировали технологическую архитектуру, которая теперь позволяет после подключения автоматически получать номер шасси, по одной команде считывать память ошибок и т.д. К тому же улучшены система обмена данными, кинематические схемы и проч.
Помимо этого, проведено еще множество модернизаций: противомоскитная сетка теперь металлическая, оптимизирована плита ТСУ, добавлены места крепления для российских номеров, в шасси будут применяться необслуживаемые шарнирные соединения рулевых тяг и проч., в числе опций появится система мониторинга нагрузки на ось, кнопка «старт-стоп» и т.д.
Отдельно хочется сообщить о том, что новая модель Sitrak проходит сертификацию и будет доступна во второй половине 2025 года. Создавая новый дизайн кабины, конструкторы, похоже, вдохновлялись образом Железного человека. Новый экстерьер подчеркивает технологичность модели.
В HOWO тоже будут перемены. Планируется внедрить новый интерьер, цветную приборную панель, установить 10-дюймовый многофункциональный экран, дополнительные воздуховоды для водителя и пассажиров, разъемы 12 и 24 В, коврики, холодильник, солнцезащитные шторки и проч.
Модернизировали силовую линию. Она может снизить расход топлива более чем на 10% и значительно повысить надежность продукции в целом. В новом двигателе применена технология Top-Down охлаждения ГБЦ и повышения устойчивости двигателя к тепловым нагрузкам. Также применен новый высокоэффективный задний ведущий мост MCY. Скоро появится и новая автоматизированная КПП Sinotruk восьмого поколения. Она позволяет увеличить скорость переключения передач на 75%. Жизненный цикл повышен до 8 млн переключений.
Благодаря интеллектуальному управлению крутящим моментом, электронной педали газа, оптимизированному ПО и проч., тепловой КПД двигателя увеличен на 8,7%, а расход топлива снижен более чем на 7%.
Бегло несколько слов надо сказать про направление «новой энергетики». В Россию планируется поставлять технику, работающую на альтернативных источниках энергии. Sinotruk предлагает батарейные машины и электромобили на водородных топливных элементах, мощностью от 282 до 600 кВт, запас хода – до 400 км.
То есть, как видите, в России Sinotruk также уверенно движется вперед, ярко вписывая в свою хронологию новую главу международного сотрудничества.
С нами уже 1039 профессионалов