Главная страница > История > Ивановские автокраны: история с продолжением

Ивановские автокраны: история с продолжением

В конце ноября 2019 года ивановский «Автокран» отпраздновал 65-летие. Вспомним, какими были предшественники современных «Ивановцев».
13.12.2019
610
Allison transmission
view counter

За свою 65-летнюю историю Ивановский машиностроительный завод «Автокран», прежде называвшийся Ивановский завод автомобильных кранов (ИЗАК), выпустил около 158 тыс. кранов – больше, чем любое другое отечественное краностроительное предприятие.

Постановление о возведении в Ивановской области крупного завода по производству автомобильных кранов было принято Советом министров СССР в 1948 году. В 1952 году началось строительство первых цехов, а уже в ноябре 1954-го Ивановский завод автомобильных кранов, сооружение которого было еще в самом разгаре, собрал первый автомобильный кран К-51 грузоподъемностью 5 тонн с механическим приводом на шасси МАЗ-200. Всего до конца 1954 года ивановские краностроители изготовили два крана. В 1956 году завод вышел на объем 202 крана, а к концу десятилетия удвоил производство. В 1958-м начался экспорт автокранов, а в 1960-м – поставки в армию.

Автокран, завод кранов, Ивановец, история Ивановцев, Кран, крановый завод, СТ-КТ

В 1959 году на смену первенцу К-51 пришел модернизированный К-61 грузоподъемностью 6 т на шасси МАЗ-200. В это же время завод освоил производство дизель-электрического крана К-52 грузоподъемностью 5 тонн на аналогичном шасси. На рубеже 1950–1960-х в Иваново разработали проекты новых кранов грузоподъемностью 6,3 тонны на шасси МАЗ-500 – механического К-64 с пневмоуправлением и решетчатой стрелой и дизель-электрического К-67 с выдвижной стрелой. Однако Минский автозавод задерживал серийный выпуск грузовиков нового поколения, поэтому ивановцы начали изготавливать аналогичные модели кранов, но на шасси МАЗ-200 – это были дизель-электрический К-68 с выдвижной стрелой и дизель-механический К-69.

Автокран, завод кранов, Ивановец, история Ивановцев, Кран, крановый завод, СТ-КТ

В 1962 году завод освоил выпуск крана военного назначения 8Т210 грузоподъемностью 6,3 т с электрическим приводом на шасси «Урал-375». Он стал первым наиболее массовым автокраном в Советской армии.

С прекращением производства МАЗ-200, в 1965 году, состоялся переход на новый модельный ряд кранов на шасси МАЗ-500: в серию пошли модели К-64 и К-67. А годом позже прошел приемочные испытания и был рекомендован к серийному производству дизель-механический кран К-1014 (КС-3561) грузоподъемностью 10 тонн на шасси МАЗ-500.

Автокран, завод кранов, Ивановец, история Ивановцев, Кран, крановый завод, СТ-КТ

В 1969 году предприятие закончило масштабную реконструкцию. Новые цеха, оснащенные передовым для своего времени оборудованием, были рассчитаны на грядущий значительный рост производства. В том же году завод изготовил 20-тысячный автокран. В 1970-м годовой выпуск кранов достиг 2600 ед.

Автокран, завод кранов, Ивановец, история Ивановцев, Кран, крановый завод, СТ-КТ

В 1970 году начался выпуск гидравлического автокрана КС-3562А грузоподъемностью 10 тонн на шасси МАЗ-500А, имевшего широкую унификацию со снятой с производства моделью КС-3561 с механическим приводом. Этот кран также оснащался решетчатой стрелой с тросовой подвеской, но имел гидропривод всех механизмов.

Дальнейшим развитием конструкции кранов с гидроприводом стал КС-3571 грузоподъемностью 10 тонн на шасси МАЗ-500А с телескопической стрелой и гидроцилиндрами ее подъема. Эта модель пошла в серию в 1974 году, а в 1978-м удостоилась Государственного «Знака качества» СССР. Признанием успехов в освоении гидравлических кранов стал орден Трудового Красного Знамени, которым завод наградили в 1976 году.

Автокран, завод кранов, Ивановец, история Ивановцев, Кран, крановый завод, СТ-КТ

В 1970-е гидравлические краны с телескопической стрелой стали поступать в войска. В 1976 году освоен выпуск военных кранов КС-2572 грузоподъемностью 6,3 тонны на шасси «Урал-375Е» и КС-3572 грузоподъемностью 10 тонн на шасси КрАЗ-255Б. В 1980-е взамен них начат выпуск кранов КС-2573 грузоподъемностью 6,3 тонны на шасси «Урал-43202» и КС-3576-1 грузоподъемностью 10 тонн на шасси КрАЗ-260.

В середине 1980-х взамен крана КС-3571 завод приступил к производству новой модели – КС-3577 грузоподъемностью 12,5 т на шасси МАЗ-5334. В 1987 году освоена аналогичная машина на шасси МАЗ-5337 (КС-3577-2). В 1989 году грузоподъемность кранов серии КС-3577 была повышена до 14 тонн. Даная серия продержалась в производстве до середины 1990-х.

Автокран, завод кранов, Ивановец, история Ивановцев, Кран, крановый завод, СТ-КТ

Стоит отметить, что освоение выпуска гидравлических автокранов не стало поводом для одномоментного снятия с производства моделей с механическим и электрическим приводом. Так, механический кран К-64 был отправлен в отставку в 1972 году, электрические К-67 и 8Т210 – соответственно в 1976-м и 1982-м. А гидравлический кран КС-3562Б с решетчатой стрелой выпускали аж до 1987 года.

В 1980-х годах производство на ИЗАК достигло наивысших показателей за всю историю отечественного краностроения: годовые объемы превышали 5000 автокранов.

Автокран, завод кранов, Ивановец, история Ивановцев, Кран, крановый завод, СТ-КТ

В рыночную эпоху Ивановский автокрановый завод (с 1990 года – АО «Автокран») значительно расширил производственную программу.

В 1995 году взамен 14-тонных моделей с 2-секционной стрелой начат выпуск 16-тонных с 3-секционной стрелой: КС-35715 на шасси МАЗ-5337 и КС-35714 на шасси «Урал-5557». Спустя несколько лет 16-тонники стали устанавливать и на шасси КАМАЗ. Во второй половине 1990-х в серию пошла линейка кранов КС-45717 грузоподъемностью 22 тонны с 3-секционной стрелой, модернизированная в 1999 году до грузоподъемности 25 тонн. Впоследствии 25-тонники стали основой производственной программы предприятия, их доля в общем выпуске достигла 80%.

Автокран, завод кранов, Ивановец, история Ивановцев, Кран, крановый завод, СТ-КТ

Расширение модельного ряда «Автокран» продолжил в сторону увеличения грузоподъемности. На рубеже 1990–2000-х годов здесь освоили выпуск 32-тонников КС-55717 на шасси КАМАЗ-53229 и МАЗ-63038, а также 50-тонников КС-6973 на спецшасси автомобильного типа МЗКТ-6923 (8х4) и БАЗ-69098 (8х8). В 2004 году из ворот завода вышел первый кран грузоподъемностью 100 тонн – КС-8973 на 5-осном спецшасси БАЗ-8973. Специальные крановые шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой производства Брянского автозавода нашли применение и на других моделях «Ивановцев». В 2000-е годы на шасси БАЗ серийно выпускались краны грузоподъемностью 25 тонн, кроме того, были изготовлены опытные и мелкосерийные краны грузоподъемностью 32, 36, 40, 60 и 80 тонн.

Автокран, завод кранов, Ивановец, история Ивановцев, Кран, крановый завод, СТ-КТ

В 2008 году завод «Автокран» произвел 2488 автомобильных кранов – максимальное количество за весь период рыночных реформ.

В первой половине 2010-х на заводе было выполнено масштабное техническое перевооружение: пущен автоматизированный комплекс по изготовлению стрел овоидного профиля мощностью 5000 ед. в год и реконструирован сборочный цех. Освоение передовых технологий позволило заводу полностью уйти от архаичных стрел коробчатого сечения к прогрессивным стрелам из гнутого профиля, изготовленным из высокопрочной стали.

Владимир Новоселов




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 1067 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки