COMTRANS 2019. Газовая среда
Новости отрасли
Самое читаемое
А у нас в машине газ! Эту фразу на прошедшем COMTRANS 2019 доводилось слышать едва ли не на каждом втором стенде представлявших свою продукцию автопроизводителей. Посмотрим, какую конкретно газомоторную технику они продвигают в нашей стране.
Самую крупную экспозицию газовых автомобилей подготовила компания IVECO. Не удивительно, ведь она – в числе лидеров перевода российского автотранспорта на метан, только за последний год поставившая в нашу страну более 150 работающих на нем грузовиков. Один из них – IVECO Daily 35C14NV CNG. Потребляющий компримированный газ двигатель этого 3,5-тонного цельнометаллического фургона развивает 136 л.с./2900–3500 мин-1 и 350 Нм/1500 мин-1. Причем, если газ закончится, не беда: здесь есть резервный 14-литровый бензобак.
Тоже малотоннажник и тоже с аналогичным двигателем, но с увеличенной до 5 тонн полной массой – IVECO Daily 50C14NA8 – показали в варианте шасси с колесной базой 3750 мм. Снабженный турбонаддувом и интеркулером 4-цилиндровый 16-клапанный двигатель рабочим объемом 3 л работает на компримированном природном газе. В паре с ним установлен 8-диапазонный «автомат» Hi-Matic – полноценная гидромеханическая коробка передач, выпускаемая компанией ZF. Общая емкость баллонов для сжатого газа – 224 л.
Мусоровоз на 12-тонном шасси Iveco Eurocargo оснащен двигателем, в качестве топлива также использующим сжатый газ. Своевременный вариант: в настоящее время российские городские коммунальные службы активно обзаводятся различными спецмашинами с газобаллонным оборудованием. Уровень шума в сравнении с дизелем у газового двигателя ниже, поэтому мусоровоз меньше нарушает покой жителей городов, а повышенная за счет укороченной колесной базы маневренность облегчает работу в тесных, заставленных автомобилями дворах.
Этот газовый IVECO Stralis CNG уже работает в парках компаний «Мираторг» и «Автомобильная компания Мостранс». Перед нами – классический магистральник: двухосный седельный тягач с задней пневмоподвеской, высокой спальной кабиной, дисковыми тормозами, аэродинамическими обтекателями и роботизированной КПП. В моторном отсеке установлен 12,9-литровый двигатель мощностью 460 л.с. Метан в сжатом виде хранится в закрепленных на раме баллонах общей емкостью 920 л. Межсервисный интервал составляет 90 тыс. км.
Звезда стенда IVECO – магистральник Stralis NP LNG, топливом для которого служит не сжатый, а сжиженный метан. На сегодня это один из самых интересных в России газовых тягачей для использования в междугородных перевозках. В паре с 460-сильным двигателем Cursor 13 NP (2000 Нм/1100 мин-1) здесь установлена 12-ступенчатая коробка-робот Hi-Tronix. Использование сжиженного газа (баллон на 1080 л) обеспечивает пробег на одной заправке в 1600 км – примерно в три раза больше, чем у аналогичного IVECO Stralis на сжатом газе.
Как обещают разработчики, в ходе эксплуатации Volvo FH 4х2 LNG выбросы углекислого газа снизятся на 20%, а экономия на топливе может достичь 50%. Седельный тягач, предназначенный для работы на межгороде (просторная кабина Globetrotter, задняя пневмоподвеска, дисковые тормоза, автоматизированная КПП Volvo I-Shift), оснащен двухтопливным 460-сильным двигателем Volvo G13D стандарта Евро-6. Правый бак вмещает 170 л солярки, левый бак – 205 кг сжиженного природного газа. Допустимая масса автопоезда – 56 тонн.
Минский автозавод привез в Москву тоже магистральник и тоже с баками для сжиженного газа. Седельный тягач МАЗ-54А02К-520-030 оснастили китайским газовым двигателем Weichai мощностью 400 л.с. (Евро-5) в паре с 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF. Газовое оборудование на усмотрение заказчика американское (CHART) или китайское (CIMS). В первом случае емкость криогенного бака составляет 755 л, во втором – 688 л, что обеспечивает пробег на одной заправке порядка 700 км. Обновлен интерьер кабины тягача.
Магистральный седельный тягач, работающий на сжиженном метане, в своей экспозиции показал и Камский автозавод. Эта модификация КАМАЗ-5490 NEO получила тот же 400-сильный газовый двигатель Weichai экологического стандарта Евро-5, что и аналог из Минска. Номинальный объем криогенного топливного бака у КАМАЗ-5490 NEO составляет 530 л. Снаряженная масса данной модификации, предназначенной для работы в составе 44-тонного автопоезда, 7840 кг, допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство – 10 760 кг.
Еще один камский грузовик с газовым 12-литровым двигателем Weichai мощностью 400 л.с. предстал перед посетителями выставки в качестве трехосного шасси с рассчитанным на 19 европалет изотермическим кузовом производства Schmitz Cargobull. Модель с «аксоровской» кабиной получила обозначение КАМАЗ-65207-5Р. Общая вместимость восьми баллонов со сжатым метаном равна 984 л. При снаряженной массе 13,7 тонны автомобиль обладает грузоподъемностью 12,3 тонны. Коробка передач – механическая 16-ступенчатая ZF.
Уральский автозавод показал на выставке капотный самосвал 6х4 нового семейства в весьма неожиданной версии: с 16-кубовым кузовом (самым большим из всех возможных) и с ярославским газовым 6-цилиндровым двигателем ЯМЗ-53604 с искровым зажиганием, развивающим 310 л.с./2300 мин-1 и 1215 Нм/1300–1600 мин-1. Причем этот двигатель может работать в режимах как CNG, так и LNG. Не случайно справа на раме самосвала размещены четыре 123-литровых баллона для сжатого газа, а слева – один 450-литровый для сжиженного газа.
Работающий на метане среднетоннажник показал Горьковский автозавод. «Газон NEXT 10 LNG/CNG» получил комбинированную топливную систему – он может потреблять как сжиженный, так и сжатый природный газ. Причем сжиженный газ – основное топливо, объем бака для его хранения 220 л. А литраж баллонов для хранения сжатого метана, считающегося резервным, – 40 л. Запас хода с использованием первого 700 км, тогда как второго – всего 200 км. Газовая версия двигателя семейства ЯМЗ-534 развивает максимальные 170 л.с. и 600 Нм.
Компания Hyundai Motors тоже не осталась в стороне от набирающего в России силу процесса газификации транспорта. На ее стенде популярный среднетоннажник Hyundai HD78 предстал в версии CNG. То есть с баллонами для хранения сжатого метана – их два, каждый на 160 л, с возможностью заправить до 70 м3 газа в сжатом состоянии. Этого хватит, чтобы обеспечивать пробег на одной заправке протяженностью не менее 300 км. Среднее потребление газа 4,3-литровым 133-сильным двигателем заявлено на уровне 19 м3/100 км.
Свой газовый среднетоннажник есть и у ISUZU – на стенде компании демонстрировался ELF 7,5 CNG полной массой, как это понятно из названия, 7,5 тонны. В его моторном отсеке размещен 4-цилиндровый двигатель с искровым зажиганием рабочим объемом 4,6 л, максимальные мощность и крутящий момент которого составляют соответственно 130 л.с./3200 мин-1 и 353 Нм/1400 мин-1. Шасси с двумя 150-литровыми баллонами для сжатого газа показали с изотермическим фургоном-рефрижератором для перевозки мороженого.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов