Главная страница > Спецтехника > «Укатать» с умом

«Укатать» с умом

В последнее время за рубежом все более широкое применение находят «умные» дорожные катки, то есть катки, снабженные электронными системами, контролирующими степень уплотнения. Насколько такие системы оправдывают себя?
18.05.2012
4810
view counter

Дорожные катки с электроникой: панацея или бессмысленная трата денег?

Заграничные асфальтоукладчики перешли на уплотнительную технику с автоматизированной системой контроля. Российские производители катков считают, что нам асфальт-менеджеры не нужны.

Для чего необходимы «умные» катки?

Состояние дорог в России считается больной темой даже для самого оптимистичного жителя страны. Трещины, неровности и ямы преследуют автовладельцев в каждом регионе. Западные страны в этом вопросе значительно опережают нас. Почему так происходит?

Эксперты расходятся во мнениях. Одни считают, что не последнюю роль играет скромное финансирование, другие убеждены, что виноват человеческий фактор.

При укладке асфальта важны три ключевых момента:

  1. Качество материала.
  2. Технология укладки.
  3. Минимальная погрешность при уплотнении.

За последний пункт отвечает прогрессивность дорожного катка. Любая машина оснащена вибровозбудителями, которые контролируют частоту и амплитуду колебаний. Именно эти действия повышают плотность используемого материала.

Технология применяется во всех случаях, кроме асфальтных работ на путепроводах и мостах.

Каток Bomag, оборудованный автоматической системой уплотнения Asphalt-Manager
На дисплее системы Asphalt-Manager, установленном в кабине катка Bomag, отображается динамическая жесткость (Evib в МН/м)
Разрез барабана катка Bomag, оснащенного вибратором, управляемым системой Asphalt-Manager
На катках Ammann используется контрольно-измерительная система АСЕ
На вибрационные катки Dynapac устанавливается система для измерения степени уплотнения с измерителем плотности и бортовым компьютером DCA
На передней панели катка Dynapac закреплен датчик для измерения температуры асфальтобетона, информация с которого поступает на монитор в кабине

Почему работать на уплотнительной технике сложно?

Основная проблема заключается в том, что в этом случае происходит «скрытая» работа. Все изменения протекают внутри материала, и результат не виден ни в процессе, ни в завершении действий.

Итоги проверяются постфактум: уплотненный материал берут на пробу и отвозят в специальную лабораторию. В России, по статистике, показатель брака в большинстве случаев достигает 65%.

За рубежом во избежание такой погрешности используют автоматизированные катки с системой, контролирующей плотность материала.

Что такое электронная система контроля плотности асфальта?

Новое слово в мире уплотнительной техники – автоматизированный асфальт-менеджер. Это система, которая позволяет контролировать уровень плотности материала на каждом прогоне машины. Такие катки рассчитаны на то, чтобы избегать погрешностей при укладке.

Существует три типа катков:

  • не имеющие системы контроля плотности асфальта;
  • отслеживающие состояние материала и сообщающие об этом рабочему;
  • выстраивающие оптимальный показатель давления машины на поверхность.

Каждый из них имеет свои плюсы и минусы:

Не автоматизированные катки

С такими машинами сейчас имеют дело отечественные асфальтоукладчики. К положительным моментам такой техники можно отнести:

  • низкую стоимость, в сравнении с современными моделями;
  • отсутствие необходимости в ремонте электроники;
  • задействование специалистов «старой школы» без повышения их квалификации.

Главным минусом машин является то, что они работают с большой погрешностью, превышающей норму. Как результат, некачественный асфальт, который не выдерживает перепадов погоды, слишком влажного или сухого климата, повышенных нагрузок.

Специалистам, работающим на несовременных катках, необходимо постоянно подбирать режимы, своевременно менять давление, амплитуду колебаний и скорость, частоту вибрационных движений. Более давняя техника не позволяет этого делать, и процесс полностью не соответствует рабочим нормам.

Также немаловажное значение имеет сама работа в оптимальном режиме, выстроенном самостоятельно. Должны рассчитываться проходы, их количество, соблюдаться единый температурный режим.

Самой сложной задачей остается сохранение равновесия показателей при переходах с одной полосы на другую, а также при реверсировании.

Катки с системой контроля

Они представляют собой машины, сообщающие рабочему об уровне плотности материала. Техника имеет определенные плюсы в том, что:

  • снижается погрешность уровня плотности материала;
  • повышается качество и износостойкость асфальта;
  • сокращается количество задач рабочего и сводится к минимуму «человеческая ошибка».

Однако современная техника имеет свои минусы. О них подробно рассказал заведующий кафедрой «Дорожно-строительные машины» Московского автомобильно-дорожного института Геннадий Костарев.

Специалист согласен со всеми положительными моментами, но при этом отмечает, что система не способна информировать в полной мере.

Геннадий Кустарев, заведующий кафедрой «Дорожно-строительные машины» Московского автомобильно-дорожного института:

«В первые два-три прохода датчик электронной системы будет каждый раз показывать серьезные изменения, происходящие в материале. Но вот дальше вся эта зависимость выходит на такую пологую «кривую», где чувствительности датчика уже не хватает», – рассказал он.

Эксперт добавил, что во второй части проходов и происходит кульминация. Без точной информации о состоянии дел в эти моменты, предыдущие показатели частично утрачивают свою ценность.

«Компьютер по заранее установленной корреляции рассчитывает, получился прирост или нет. Но как получить величину фактическую? Нам-то важна плотность нашего конкретного материала, и определить ее можно только старым проверенным способом: сделать в нем вырубки и отвезти в лабораторию», – добавил он.

Получается так, что вся четко проработанная автоматизированная система так или иначе сводится к старому проверенному российскому способу. Но эксперт, несмотря на это, считает, что нужно придерживаться принципа: «доверяй, но проверяй» и не игнорировать новые технологии.

Катки с системой выстраивания амплитуд и частоты

Третий тип дорожных катков имеет наиболее сложную автоматизированную систему. Машина рассчитывает:

  • частоту;
  • амплитуду:
  • собственную скорость передвижения.

Это достигается за счет динамических измерений нагрузочной способности и уровня жесткости используемого материала. Каток движется, и при этом происходит до 50 измерений за одну секунду. Они похожи на статическое испытание нагрузки плитой, когда учитывается вес, площадь поверхности и расстояние смещения грунта при усадке. Основным преимуществом динамических измерений является то, что они происходят непрерывно и, как следствие, более точно. Минусы – полученные данные актуальны только для одного случая, и при всех последующих проходах необходимо производить новые замеры.

Популярные марки российских и зарубежных катков

В России последние десятилетия работают два крупнейших производителя уплотнительной техники: «Завод дорожных машин» и «Раскат». Гиганты выпускают в год более 95% спецтехники. Пока продукция этих марок оснащена только вибровозбудителями.

Среди зарубежных выделяют 3 ведущих производителя современных катков:

  1. Bomag. Фабрика занимается выпуском техники, которая оснащена инновационной системой уплотнения Asphalt-Manager. При вибрационном действии динамическая жесткость асфальта тестируется каждую секунду. Это позволяет контролировать уплотнение с учетом жесткости температуры асфальтобетона,
  2. Ammann. Здесь происходит автоматическая установка амплитуды, частоты и скорости колебательных волн. В итоге каждый уплотняемый материал, в независимости от его характеристик, получает оптимальный показатель плотности. Электронная система имеет название Amman Compaction Expert (ACE).
  3. Dynapac. Второе название катков – Atlas Copso. Они оснащены системой измерения степени уплотнения асфальта при помощи бортового компьютера Dynapac Compaction Analyzer.

Недостатки «умной» уплотнительной техники

Помимо явных преимуществ, эксперты выделяют и недостатки таких катков. Все минусы сводятся к невозможности применения этой техники в России. Начальник отдела маркетинга и продаж ОАО «Раскат» Владимир Федотов поделился своими соображениями, основанными на личном опыте.

По его словам, состояние уплотняемого слоя невозможно узнать при помощи электронного оборудования – данные будут далеки от реальности. Он, как и Геннадий Костарев, отмечает, что вырубка и отвозка в лабораторию образца будет необходима.

Также эксперт добавил, что на заводе «Раскат» разработка автоматизированной техники для укладки асфальта уже велась, были вложены немалые средства, но работа была прервана. Специалисты поняли, что машины будут нерентабельны. Догадки команды завода, как сообщил Владимир Федотов, подтвердились:

Владимир Федотов, начальник отдела маркетинга и продаж ОАО «Раскат»:

«Приезжаю в одну организацию в средней полосе России – все машины работают, только каток с асфальт-менеджером стоит у забора. Спрашиваю у главного инженера: «Почему вы его не используете, он же дорогостоящий, соответственно, должен быть все время задействован, чтобы хоть как-то окупиться?». Он мне отвечает: «Я все понимаю, но оператор которого обучили его эксплуатировать, уволился – зарплата маленькая. И на этом катке никто не может работать».

К минусам катков с электроникой относят:

  • отсутствие 100%-ной точности предоставляемых данных;
  • высокую стоимость техники;
  • большой расход средств на поддержание состояния и ремонт электроники;
  • нерентабельность в России в силу отсутствия у рабочих необходимых знаний.

На доске объявлений интернет-портала ST-KT.RU вы сможете найти как «умную», так и стандартную дорожно-строительную технику. Если возникнут вопросы, обращайтесь к нам по телефону +7 (495) 955-90-80.




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки