view counter
Главная страница > Репортаж > Производители строительной техники за круглым столом

Производители строительной техники за круглым столом

Руководители крупнейших в стране производителей спецтехники обсудили складывающуюся в отрасли критическую ситуацию.
29.06.2017
2493

Импорт строительной и дорожно-строительной техники растет, а ее внутреннее производство стагнирует! Чтобы разобраться в этой совершенно непонятной на первый взгляд ситуации в подмосковном КВЦ «Патриот» собрались руководители крупнейших в стране предприятий, выпускающих строительную, дорожно-строительную и специальную технику. Конференция «Развитие рынка специализированной техники» была организована Министерством промышленности и торговли и ассоциацией «Росспецмаш» совместно с Департаментом сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России. Пожалуй, это был первый за последние годы отраслевой форум, где в столь представительном составе решались вопросы, актуальные для всех отечественных производителей строительной и специальной техники.

По словам президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина, спад, который наблюдался в 2016 году, все же идет к концу и вероятность дальнейшего ухудшения обстановки маловероятна. Рынок спецтехники в России удивительно быстрыми темпами восстанавливается после более чем двукратного падения. Существует возможность роста продаж специальной и строительной техники на 25-30%. Но, при этом, плоды от этого роста пока пожинают зарубежные производители – доля отечественных, увы, не превышает по разным сегментам от 29 до 32%. И ситуация не выправится, если правительство и дальше будет поднимать ставку на уже введённые налоги, ужесточать кредитную политику, повышать цены на энергоресурсы и не поддерживать наших производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Росспецмаш, минпромторг, дорожно-строительная техника, строительная техника, проблемы автопрома

В частности, чтобы придать дополнительный стимул отечественным заводам, необходимо шире использовать российскую технику при реализации крупных строительных проектов с государственным финансированием, сделать внятный прогноз по объемам строительства на обозримую перспективу и продлить на несколько следующих лет поддержку лизинга отечественных строительных и специальных машин хотя бы на уровне нынешних 10%. Причем эта поддержка должна быть не менее 5 млрд. руб. в год.

Как рассказал в своем выступлении директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Евгений Корчевой, помимо льготного лизинга в текущем году ведомство начало субсидировать выпуск пилотных партий техники.

Росспецмаш, минпромторг, дорожно-строительная техника, строительная техника, проблемы автопрома

Согласно Постановлению № 518, утвержденному Правительством России 3 мая 2017 года, лизинговые компании своим клиентам будут предоставлять скидки при оплате первоначального взноса по договорам лизинга на приобретение строительно-дорожной и коммунальной техники. Федеральный бюджет, в свою очередь, компенсирует им затраты на предоставление этих скидок. Для реализации программы в 2017 году выделяется 2,5 млрд. руб. Субсидия по льготному лизингу составит 10% от стоимости машины. На сегодняшний день более 10 лизинговых организаций уже подали соответствующие заявки в Минпромторг.

Субсидирование пилотных партий промышленной продукции (постановление № 634) – это новый инструмент поддержки, предлагаемый Минпромторгом России. На его реализацию выделены бюджетные ассигнования в размере 1 млрд рублей. Производство и вывод на рынок нового оборудования, как правило, сопряжены с высокими затратами и существенными издержками. Субсидии направлены как раз для решения этих проблем. Они помогут существенно сократить расходы российских предприятий на передачу в эксплуатацию пилотных партий промышленной продукции. Производители смогут компенсировать до 50% своих расходов, а потребители получат возможность закупать новое оборудование по ценам ниже рыночных на 15–50%.

Росспецмаш, минпромторг, дорожно-строительная техника, строительная техника, проблемы автопрома

Кроме того, государство продолжит поддержку экспорта отечественной продукции. Уже действуют постановления № 1388 (субсидии на сертификацию при экспорте), № 488 (поддержка выставок за рубежом) и № 496 (субсидии на транспортировку).

Хотя, часть присутствующих на конференции руководителей предприятий считают эту поддержку явно недостаточной. Потому что вывод продукции российского машиностроения на зарубежные рынки связан с ее поставками по сильно заниженным ценам на протяжении не одного и не двух лет. И ныне существующие субсидии вряд ли покроют столь серьезные издержки производителей.

Кроме того, механизм предоставления подобных субсидий пока не отшлифован: выпускающие технику предприятия жалуются на его забюрократизованность и неэффективность когда дело касается некоторых видов строительной техники.

Директор по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами компании «ЧТЗ-Уралтрак» Андрей Печеркин рассказал о потерях производителей от контрафактной продукции – сегодня на долю производителей такой продукции приходится порядка 10% в сегменте запчастей и готовых машин. По опыту «ЧТЗ-Уралтрак», бороться с «серыми» производителями крайне трудно – правоохранительные органы тут мало в чем способны помочь. В целом с контрафактом сталкивается очень много российских предприятий. «Проблема в том, что на законодательном уровне нет достаточно четких определений оригинальной продукции и контрафакта. Кроме того, нужно четко доносить до покупателя, с чем он столкнется при покупке поддельной техники», – рассказал Андрей Печеркин.

Росспецмаш, минпромторг, дорожно-строительная техника, строительная техника, проблемы автопрома

В числе мер по противодействию производителям контрафакта представитель «ЧТЗ-Уралтрак» предложил Федеральном агентству по техническому регулированию и метрологии  совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации провести внеплановый государственный контроль требований Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в ряде организаций, занимающихся восстановлением техники и реализацией её под видом новой. При этом необходимо запрашивать у производителей техники комплекты документов, подтверждающих приобретение ими у изготовителей новых основных узлов, которые используются при сборке всей техники (рама трактора, корпус бортовых фрикционов, рама тележек, двигатель, трансмиссия).  
Чтобы противостоять контрафакту, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Олег Цепкин, предложил внедрить механизм маркировки оригинальных компонентов и запасных частей, а также выработать комплекс мер, включающих усиление уголовной ответственности за изготовление контрафакта.

Дорожно-строительная техника, Минпромторг, проблемы автопрома, Росспецмаш, Строительная техника
Итоги конференции  подвела директор ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова. По результатам обсуждения накопившихся в отрасли проблем было принято Решение ввести следующие меры государственной поддержки: 

1. При разработке стратегии строительно-дорожного машиностроения до 2030 года указать максимально четкие объемы предстоящего дорожного и иного строительства в Российской Федерации до 2030 года с целью формирования прогноза ежегодных объемов приобретения строительно-дорожной техники.

2. Предусмотреть в федеральном бюджете 2018-2020 годов выделение субсидий российским лизинговым организациям по Постановлению № 518 в размере 5 млрд. рублей ежегодно, а также в целях снижения стоимости доставки в субъекты Сибирского и Дальневосточного федерального округов увеличить размер компенсации авансового платежа и субсидии для российских лизинговых организаций, расположенных в указанных округах, с 10% до 15%.

3. Ввести механизм субсидирования предприятиям строительно-дорожного машиностроения части затрат по уплате процентов по кредитам, направляемым на модернизацию производства, в размере 100% ставки ЦБ РФ.

4. С целью борьбы с контрафактной и низкокачественной продукцией изменить форму подтверждения соответствия строительно-дорожной техники техническому регламенту ТС № 010/2011 с декларирования на сертификацию в отношении производимой и импортируемой продукции. При этом система сертификации должна в минимальной степени ограничивать добросовестных отечественных производителей готовой техники, комплектующих и запасных частей вне зависимости от размера предприятия.

Дорожно-строительная техника, Минпромторг, проблемы автопрома, Росспецмаш, Строительная техника

5. При реализации государственных строительных проектов приобретать технику российского производства.

6. Ввести утилизационный сбор на полуприцепы с суммой сбора, применяемой в отношении прицепов.

7. Реализовать меры поддержки, предложенные в заявлении производителей специализированной техники и оборудования 20 апреля 2017 года в Ростове-на-Дону.

8. Провести очередную конференцию «Развитие рынка специализированной техники» 21 сентября 2017 года в российской Государственной Думе с участием депутатов и руководителей предприятий, производящих специализированную технику и оборудование.

Будем надеяться, что реализация предлагаемых мер поддержки отрасли окажет существенное положительное влияние на развитие производства строительно-дорожной техники в России, снизит негативное влияние импорта техники на отрасль, позволит провести модернизацию производственных мощностей и не допустит усиления социально-экономической напряженности на российских предприятиях.




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки