Спецтехника: производство или импорт – кто кого?
Новости отрасли
Самое читаемое
В Москве 5 февраля прошла конференция «Развитие строительно-дорожного машиностроения в России», организованная под эгидой ассоциации «Росспецмаш». Она стала той самой площадкой, в рамках которой руководители ведущих отечественных производителей специальной техники смогли обсудить наиболее актуальные вопросы с профильным руководством российского Минпромторга и представителями Совета Федерации. Президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Евгений Корчевой и член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин выстроили встречу таким образом, что представители производителей сумели не только поделиться своими наиболее животрепещущими проблемами, но и получить конкретные ответы, как и в какие сроки эти проблемы будут решены.
Итак, вначале несколько слов о достижениях отрасли за последнее время. Они есть!
Если рассматривать широкий спектр специализированной техники, включая строительную, коммунальную, прицепную, лесозаготовительную, пожарную и аэродромную, то по данным «Росспецмаша» за два минувших года ее отгрузка национальными производителями на внутренний рынок выросла на 10%, составив порядка 72 млрд. руб. При этом экспорт указанной спецтехники увеличился на 14%, до 12 млрд. руб.
Если же взять более узкий сегмент, включающий только строительную и дорожно-строительную технику, то, согласно данным Минпромторга, за 2017 год ее выпуск в стране вырос на 27,6%, в денежном выражении составив 32 млрд. руб., а экспорт увеличился на 78%, до 5,1 млрд. руб.
Но, в то же время, импорт аналогичной техники за тот же 2017 год вырос на 50%, до 126,7 млрд. руб. То есть рост импорта почти в два раза превысил рост внутреннего производства, а объем импорта, выраженный в рублях, обогнал объем производства и вовсе в четыре раза. Причем 50-процентный рост импорта наблюдается уже второй год подряд!
Это говорит о том, что эффективность мер по поддержке национальных производителей строительной, дорожно-строительной и прочей специальной техники, мягко говоря, недостаточна. Как сказал один из участников конференции, Минфин умудряется создавать условия для наращивания импорта более эффективно, чем Минпромторг создает условия для наращивания внутреннего производства. То есть более высокий рост импорта по отношению к росту внутреннего производства – самое яркое свидетельство, самый ярки факт в пользу того, что поддержка национального машиностроения, вопреки декларациям с высоких трибун, по-прежнему не в числе главных приоритетов государственной политики.
А ведь в подготавливаемой в настоящее время стратегии развития производства спецтехники в России до 2030 года доля отечественной продукции на внутреннем рынке должна вырасти, причем очень существенно, с 39 до 70%. Рост выпуска в денежном выражении намечен почти четырехкратный, с 70 до 263 млрд. руб., а рост экспорта – более чем пятикратный, с 12 до 61 млрд. руб. Естественно, без серьезных мер, повышающих конкурентоспособность отечественных производителей и отечественной спецтехники, не обойтись.
Да, на сегодня уже принят целый ряд правительственных решений, таких, как, к примеру, субсидирование затрат на лизинг, на НИОКР на выпуск пилотных партий, на экспортную деятельность и на транспортировку выпущенной продукции к месту назначения – об этих и других рычагах по стимулированию внутреннего производства мы уже достаточно подробно рассказывали в репортаже с прошлогодней конференции, также организованной «Росспецмашем».
И тем не менее проблем, подрывающих конкурентоспособность российских предприятий, меньше не становятся.
Например, давно и много говорится об необходимости наконец-то начать сертифицировать ввозимую в страну спецтехнику, на которую пока вместо Одобрения типа достаточно получить всего-лишь свидетельство о безопасности. Причем получить – в данном случае не совсем верное слово: как рассказали участники конференции, такое свидетельство можно за недорого приобрести через Интернет. Проблема старая, но до сих пор не решенная. Именно поэтому, в частности, на российском рынке полуприцепов 70% – подержанные, за копейки ввезенные из-за рубежа. А все потому, что полуприцепы, в отличие от прицепов, забыли включить в утилизационный сбор. Ошибка должна быть исправлена в первом квартале нынешнего года – по словам представителя Минпромторга, после этого импортные б/у полуприцепы подорожают примерно на миллион.
Но многие участники конференции требовали пойти дальше, то есть в принципе запретить ввоз подержанной прицепной техники. Пожелание не удивительно: именно так поступили страны с развивающимися экономиками, включая Бразилию и Китай, где ввоз б/у техники приравняли к ввозу отходов. Для нашей страны это вопрос тоже не шуточный: по мнению специалистов, только импорт подержанных полуприцепов лишает работы порядка 60 тыс. россиян.
Впрочем, с задачей вставлять палки в колеса нашей промышленности российские госорганы вполне справляются сами, без всякого импорта. Взять пресловутый приказ МВД под номером 900 – в одном из пунктов там прописано, что каждое транспортное средство с цистерной, предназначенной для перевозки опасных грузов, теперь должно обладать Одобрением типа на саму цистерну. Кто уполномочен выдавать подобные одобрения в нашей стране? Никто! В результате производство автоцистерн на ряде предприятий попросту встало! Причем применительно к новым изделиям эта ситуация выглядит наиболее абсурдно – ведь производители и без того получают Одобрение типа транспортного средства на все выпускаемые автоцистерны, которые, таким образом, заведомо соответствуют всем необходимым требованиям! Теперь же их необходимо дополнительно пропустить через специальные лаборатории, которых в стране нет! Более того, перевозчики опасаются, что через эти несуществующие лаборатории придется пропустить всю многотысячную уже эксплуатируемую в стране армию автоцистерн. Как это сделать? Ответа нет.
Почему же подобный приказ вообще смог появиться? Делегатов конференции уверяли, что исключительно в русле приведения законодательной базы в соответствие с международными обязательствами, в данном случае – с требованиями ДОПОГ. Но почему никто не подумал, а возможна ли реализация документа на практике? Более того, что подобные документы создают очень и очень благодатную почву для злоупотреблений!
И еще одни момент, сдерживающий производство отечественной спецтехники, в первую очередь – строительной. Как известно, госструктуры обязаны закупать технику российского происхождения. Но самостоятельно они сегодня строят мало – в основном заключают контракты с частными подрядными организациями. А организациям этим никто не указ, какую технику использовать. Проблема давняя, и за ее решением далеко ходить не надо: следует лишь обязать госструктуры прописывать в подобных контрактах требования о происхождении техники, используемой в ходе выполнения работ. Но странным образом такие изменения в законодательство никак не получается внести.
Можно удивляться, но по-прежнему больше всего неоднозначного в ситуации с утилизационным сбором. Лишь один пример: оказывается, еще остались сегменты рынка строительной техники, где российские производители выплачивают утилизационный сбор в казну поголовно, а вот компенсацию получает лишь кто-то один. Естественно, самые крупный, с самым мощным административным ресурсом. Результат – неравная конкуренция. Получается, утилизационный сбор вместо инструмента поддержки российских производителей превращается в инструмент монополизации рынка.
Бесспорно, подобные конференции крайне полезны для отрасли: где еще можно обеспечить столь непосредственное и столь заинтересованное общение производителей и госорганов, тем более что в стране выстроена такая экономическая модель, в которой благополучие первых зависит исключительно от благорасположения вторых.
И все же, если на ситуацию, складывающуюся в отрасли, посмотреть несколько отстраненно, нельзя не увидеть, что копья ломаются главным образом вокруг проблем, возникших в результате единственного решения, а именно, решения о вступлении страны в ВТО на убийственных для национального машиностроения условиях. Образно говоря, человеку сначала целенаправленно переломали ноги, а потом развернули дискуссию на тему, как бы ему получше да поудобнее сделать протезы и костыли. В надежде хоть как-то сохранить остатки российской промышленности, государственные мужи самоотверженно борются с многочисленными следствиями, вместо того, чтобы, проявив политическую волю, раз и на всегда устранить причину. А ведь тогда и результаты, намеченные в уже упоминавшейся здесь стратегии развития производства отечественной спецтехники, можно было бы достигнуть не к 2030 году, а значительно раньше.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов