Главная страница > Репортаж > «Мерседес-Бенц». Три дня взаимного доверия

«Мерседес-Бенц». Три дня взаимного доверия

За рулем грузовиков Mercedes-Benz мне довелось пройти почти тысячу километров!
06.07.2015
4444
view counter

Под лобовым стеклом – лозунг: «Грузовики, которым доверяют». Не скажу, что я сразу доверился каждому из этой пятерки, да и с их стороны доверие тоже требовалось еще заслужить. Потому что одно дело прокатиться почти тысячу километров на легковушке, и совсем друге – за рулем многотонного грузовика. Благодаря «Мерседес-Бенц Трак Восток» у меня получилось это сделать: для участия в трехдневном пробеге, стартовавшем 30 июня из Набережных Челнов, компания отобрала один седельный тягач и четыре изотермических фургона, на которых предстояло пройти сначала до Тольятти, потом – до Казани и, затем, вернуться обратно в Набережные Челны.

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс Восток

Причем автомобили пришлось вести в очень жестком временном графике и по самым разным дорогам, включая как скоростные шоссе, так и основательно убитые местечковые трассы, где из-за небольшой ширины полотна едва разъезжаются встречные фуры. Дороги эти позволили досконально изучить, в чем пять грузовиков автомобилей с трехлучевой звездой схожи друг с другом и в чем они различаются.  

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс Восток

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс Восток

Со старта пробега в Набережных Челнах я ушел за рулем Mercedes-Benz Atego 1222L. Этот грузовик-дистрибутор с кузовом-рефрижератором, в отличие от большинства аналогов, модифицирован для работы в том числе на длинных дистанциях. Для этого машину, полная масса которой не превышает 12 т, снабдили удлиненной кабиной с полноценным спальным отсеком. Спрос на подобные дальнобойные среднетоннажники возник после того, как на грузовики полной массой свыше указанной государство стало все более увеличивать финансовую нагрузку и вводить для них все новые ограничения. Вот часть перевозчиков, работающих на межгороде, и решила обзавестись 12-тонниками дабы не наживать себе лишних проблем: на трассе то и дело мне попадались такие машины, причем в ряде случаев с самопальными спальниками и спойлерами.

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс ВостокУ Atego два несомненных плюса, на которые я не мог не обратить внимание: замечательная 6-ступенчатая коробка передач с легким, а главное четким переключением ступеней, и прекрасный механизм регулировки пневмоподрессоренного сиденья: если грамотно подобрать все его настройки (а здесь есть даже ограничение по жесткости), можно действительно не чувствуя усталости проводить в дороге по несколько часов. Должен сказать, что сиденья с подобным регулировочным механизмом оказались у всех принявших участие в пробеге автомобилей, поэтому записываю их в перечень достоинств каждого из них.

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс Восток

Завершал я первый день автопробега за рулем фактически автомобиля-двойника: тоже Atego 1222L и тоже с рефрижераторным кузовом, но уже с классической для данного типа грузовиков короткой кабиной, которую водители в шутку называют «ночую дома», и с увеличенной колесной базой, из-за чего в населенных пунктах при прохождении поворотов порой требовалось идти по чуть большему радиусу чтобы не заскочить задним колесом на бордюр. Но была у этого Atego своя небольшая особенность, а именно система старт-стоп, автоматически останавливающая двигатель в отсутствии движения и вновь запускающая его при легком нажатии на педаль сцепления. Такая система позволяет беречь топливо в городском ритме движения, когда мотор долго молотит в холостую на светофорах либо в заторах. Правда, признаюсь, буквально через несколько километров я данную систему отключил, потому что каждый раз, когда она срабатывала, по спине пробегал холодок: дизель заглох из-за некачественного топлива!

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс Восток

Путь из Тольятти в Казань на второй день пробега для меня начался на водительском месте Mercedes-Benz Axor 1824L. Это тоже типичный грузовик-дистрибьютор: дневная кабина, добавляющая верткости на тесных городских улицах сравнительно короткая база, не самый мощный, зато экономичный движок, на раме – кузов-рефрижератор с гидробортом. Конечно, автомобиль этот посерьезнее, чем его «коллеги» из семейства Atego: полная масса 18 т, грузовместимость фургона заметно выше, в задней подвеске не два, а четыре пневмобаллона, да и топливный бак уже позволяет проделать путь от города до города без заезда на автозаправку. Колеса и шины в 22,5 дюйма (а не 19,5 дюйма, как у Atego) легко проглатывают любые выбоины в асфальте, коих особенно много оказалось на отрезке пути, пролегающем по Ульяновской области. Правда, мотор у этого Axor не сильно мощнее, чем у Atego: 238 против 218 л.с. В городе его силенок может и хватает, но для трассы хотелось бы больше, как хотелось бы больше ступеней в коробке передач, которая здесь уже не с механическим, а с гидравлическим приводом. Потому что разогнавшись свыше 80 км/ч, я постоянно ловил себя на том, что ищу рычагом следующую, седьмую передачу. А нету! Зато есть круиз-контроль: вышел на шоссе, выбрал нужную скорость и убрал ногу с педали газа: удобно!

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс Восток

Еще удобнее оказалось управлять Mercedes-Benz Actros 2541L – трехосным длинномером с задней поддерживающей осью: из двухзвенных сцепок во главе с подобными автомобилями-рефрижераторами любят формировать свои флоты крупнейшие российские продуктовые сети. У этого грузовика на пару с 408-сильным дизелем стоит 12-ступенчатый «робот» Mercedes PowerShift 2. Как оказалось, отличная штука не только в городе, но и на трассе, особенно если та в полном соответствии с нашими традициями проложена через центр каждой встретившейся на пути деревеньки, где скорость приходится сбрасывать сначала до 60, потом – до 40 км/ч, а затем вновь идти на «взлет», чтобы через несколько километров все повторилось снова.

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс ВостокИнтересно, что как такового рычага управления КПП в кабине нет: механизм выбора режима трансмиссии, как и ручного переключения ее ступеней, встроен в правый откидной подлокотник. Сначала я не мог определиться: удобно это, или нет, но очень быстро привык и перестал замечать. Один из плюсов такого механизма в том, что он упрощает использование моторного тормоза. Чтобы тот эффективно отработал, нужно предварительно переключением ступеней в коробке передач быстренько перевести стрелку тахометра из зеленой в желтую зону. Когда я вел Atego и Axor, где такой тормоз тоже есть, то из-за неимения должного навыка часто им пренебрегал: пока сообразишь, на сколько ступеней нужно понизить передаточное отношение трансмиссии, пока сделаешь это, вычерчивая рычагом сложные зигзаги, уже и спуск подойдет к концу. А в варианте с «роботом» все куда проще: не снимая руки с подлокотника щелкнул пару-тройку раз по клавише, и дело сделано!

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс Восток

Единственный седельный тягач в пятерке тестируемых автомобилей – Mercedes-Benz Actros 1851LS. Настоящий флагман! В первый раз распахнув дверь кабины (а она здесь максимально высокая, класса Megaspace), я невольно поразился, что пол оказался едва ли не на высоте моего совсем не маленького роста. Не мудрено, ведь под ним установлен дизель, развивающий аж 510 л.с. Забравшись на водительское место я поразился еще раз – теперь уже шиком отделки: оказалось, что тягач принадлежит к ограниченной эксклюзивной серии Black Liner. Комплектация соответствующая: помимо круиз-контроля есть климат-контроль, система поддержки дистанции, система Active Brake Assist 2 и система контроля полосы движения. А моторному тормозу помогает гидравлический ретардер Voith. Впечатляющая машина с впечатляющим мотором но, к сожалению, за неимением прав на автопоезд мне пришлось ее тестировать без полуприцепа. И это внесло свои сложности!

 

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс Восток

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс ВостокС  ними сталкиваешься, как только под колесо начинают то и дело попадать просевшие дорожные заплаты или промоины: в высоченной кабине штормит, ведь на седле нет полуприцепа, помогающего стабилизировать автопоезд на выбранном курсе. Еще хуже – колея, которая словно примагничивает тягач с короткой колесной базой и отсутствием должной нагрузки на ведущем мосту. Попробуй выскочи из такой колеи где-нибудь на неширокой провинциальной дороге чтобы отодвинуться подальше к обочине от несущейся встречным курсом фуры! Ни на одном другом автомобиле я не испытывал столько радости когда добрался до шоссе: здесь магистральник наконец-то оказался в своей стихии. Потому что на ровном асфальте, характерном для большинства татарских дорог, водитель в магистральном Actros чувствует себя просто по-царски: включаешь круиз-контроль, выставляешь скорость чуть больше, чем у впереди идущего грузовика чтобы система поддержания дистанции не давала от него отстать, убираешь ногу с педали газа и лишь слегка корректируешь траекторию движения следом за изгибами трассы. Хочешь изменить постоянную скорость – не нужно трогать педаль, достаточно не снимая ладоней с руля коснуться пальцами подрулевого переключателя, и скоростная поправка внесена!

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс Восток

В начале рассказа я уже говорил, что пробег позволил подметить как сходство, так и различия между участвующими в нем грузовиками разных моделей. Но если о различиях сказано достаточно, то в графе «сходства» пока упомянут только отменно настраиваемый механизм посадки за рулем. Поэтому расширю данный список, включив в него прекрасную работу механизма выбора передач у КПП что с ручным, что с автоматическим переключением, а также удачную настройку подвесок: и по шоссе, и по разбитому асфальту протестированные грузовики двигались комфортно и собранно. И еще: три из пяти участвующих в пробеге автомобилей (оба Atego и Axor) собраны в Набережных Челнах силами совместного предприятия, учрежденного «Даймлером» и КАМАЗом. Естественно, что никакой разницы между ними и их европейскими аналогами выявить не удалось.

Mercedes-Benz Actros Axor Atego МБТВ Мерседес-Бенц Реф автопробег Мерседес-Бенц Тракс Восток

В завершение – одна чисто субъективная рекомендация. Сразу оговорюсь, с ней согласны далеко не все, хотя состоявшийся пробег лично меня еще раз убедил в ее правильности. Так вот: не нужно скупиться на комплектацию грузовика коробкой-роботом. Да, автоматизированная трансмиссия увеличивает стоимость машины, но уже совсем не так, как, скажем, десять лет назад. Зато у водителя, избавленного от необходимости постоянной работы рычагом, снижается утомляемость, появляется возможность сконцентрировать внимание на дорожной обстановке и полнее использовать потенциал различных вспомогательных систем. А значит, значительно повышает безопасность перевозок, которая давно стала одной из главных составляющих их рентабельности. 

Константин Закурдаев




Интересное от редакции:
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки