КАМАЗ-54901. Штрихи к портрету
Новости отрасли
Самое читаемое
Хотя первые серийные КАМАЗ-54901 уже более полугода проходят опытную эксплуатацию у нескольких российских перевозчиков, мое очное знакомство с этим новейшим седельным тягачом до недавнего времени ограничивалось различными автомобильными выставками. Но одно дело – специально подготовленный выставочный образец, другое дело – образец серийный: порой между двумя этими состояниями одной машины значительная разница! Поэтому не удивительно, что, когда появилась первая же возможность изучить именно серийный КАМАЗ-54901, я не преминул ею воспользоваться, отправившись в Подольск, где на стоянке крупнейшего российского дилера Камского автозавода, компании «ТЕХИНКОМ-Комтранс», в ожидании передачи заказчику оказались несколько таких магистральников.
Одно дело, когда новый тягач красуется на выставочном стенде, другое – когда оказывается на дилерской площадке в окружении десятков грузовиков самых разных моделей и модификаций. Нельзя не признать, что от подобного соседства КАМАЗ-54901 только выигрывает, выгодно выделяясь своим ярким экспрессивным дизайном на фоне тех же КАМАЗ-5490 с их вполне заурядной внешностью. И хотя по каркасу кабины новый камский флагман фактически близнец с Mercedes-Benz Actros, со стороны подобное сходство совсем незаметно. Чисто зрительно – это совсем другой автомобиль. Но вот какой?
В прошлом номере наш журнал подробно рассказал об особенностях конструкции КАМАЗ-54901. Теперь же непосредственное знакомство с тягачом позволило добавить к общему впечатлению несколько новых интересных штрихов. Ведь на перспективы автомобиля, официальная стоимость которого составляет 7,1 млн руб., способны повлиять даже, казалось бы, второстепенные детали. Можно даже сказать, что для покупателей столь дорогой техники второстепенных деталей в принципе не существует.
Итак, что интересного снаружи? Начнем знакомство с «кормы». На задней оконечности рамы в пространстве между двумя лонжеронами появился внушительных размеров ящик, на пластиковой крышке которого нанесен значок «не наступать». В нем – два аккумулятора Varta по 240 Ач каждый, которые, как и ресиверы тормозной системы, переехали сюда, будучи вытеснены разросшимися топливными баками, занявшими все межколесное пространство по обеим сторонам рамы. Их общая вместимость – 1400 л, почти на 200 л больше, чем у КАМАЗ-5490 NEO. Не секрет, что на подобное расположение аккумуляторных батарей многие бывалые перевозчики смотрят со скепсисом: в заднем свесе при движении тягача выше и загрязнение, и вибрации.
Но, согласимся, для работающего на междугородных перевозках грузовика обеспечение как можно большей дальности хода – приоритетная задача! Ведь чем меньше остановок, тем рентабельней его эксплуатация! Кроме того, многие транспортные компании завязаны с партнерскими заправочными сетями, их тягачи где попало не заправляются, и это делает еще более ценным максимальное количество топлива на борту. Поэтому перенос аккумуляторов в задний свес – это не камазовское изобретение: сегодня к подобному ходу нередко прибегают и европейские производители. Отметим, что левый бак у КАМАЗ-54901 на четверть меньше правого, поскольку между ним и передним крылом конструкторы разместили внушительных размеров глушитель-нейтрализатор.
Добавлю, что в PDF-презентации нового камского тягача есть информация о появлении в перспективе модификации с единственным топливным баком (800 л), у которой аккумуляторный ящик займет свое привычное место по левую сторону от рамы. А рядом разместится еще и держатель запасного колеса. В кабине этой модификации, которая называется Basic, будет не два, а только одно спальное место.
Задний ведущий мост Daimler HL6 и задняя пневматическая подвеска КАМАЗ-54901 в целом как у КАМАЗ-5490 NEO. Единственное, благодаря более мощному силовому агрегату передаточное отношение главной передачи получилось сделать меньше, что благоприятно отразилось на топливной экономичности. Те, кто успел поэксплуатировать устаревшие отечественные или китайские грузовики, с удовлетворением отметят легкодоступность ниппелей как внешней, так и внутренней шин задних двускатных колес, а также составную конструкцию их крыльев со съемной верхней частью.
Идем дальше. Снаружи задней станки кабины установлен возвышающийся над ней воздухозаборник двигателя со спускающимся к раме патрубком, в основании которого – новый воздушный фильтр, в корпусе которого не один, а два фильтрующих элемента с более высокой пылеемкостью, благодаря чему увеличен интервал их замены. Также за кабиной можно заметить верхний и два боковых обтекателя во всю ее высоту, что улучшает аэродинамику автопоезда. В целом более совершенная аэродинамика в совокупности с пониженным передаточным отношением ведущего моста и современным силовым агрегатом, по утверждениям разработчиков, улучшили экономичность КАМАЗ-54901 в сравнении с КАМАЗ-5490 NEO примерно на 10%.
Теперь обойдем тягач с другой стороны. Спереди его кабины, несколько ниже ветрового стекла, – традиционная для всех современных тяжелых бескапотных грузовиков откидываемая кверху панель, под которой спрятаны бачок с охлаждающей жидкостью (он прямо над радиатором) и бачок с жидкостью для омывателя ветрового стекла. Здесь же небольшим кронштейном зафиксирован пульт для автоматизированного подъема и опускания кабины. На нем – всего две кнопки: удерживая одну, поднимаешь кабину, удерживая другую – опускаешь. Удобная штука: две минуты, и двигатель – как на ладони!
Некоторое удивление вызвал внушительный зазор между дверьми и боковыми кромками переднего бампера. Наверно, это самый большой зазор в подобном месте, если сравнивать с аналогичными тягачами других марок, – в него спокойно проходят четыре пальца! Появление столь широкого зазора производитель объясняет необходимостью избежать соприкосновения, а значит, и поломки деталей при подъеме кабины. Но есть, видимо, и еще одна причина: бампер жестко закреплен на раме, а кабина при проезде тягачом дорожных неровностей «ходит», будучи установлена на четырех упругих элементах, сглаживающих передаваемые на нее вибрации. И здесь тоже нужно избежать соприкосновения между подвижными и неподвижными элементами конструкции, то есть между бампером и дверьми. Кстати, их нижняя часть – отдельный, закрепленный с помощью нескольких резьбовых соединений элемент, который нужен, чтобы скрыть три из четырех ведущих в салон ступенек, – это требование продиктовано улучшением аэродинамики.
Разработчики очень удачно разместили по бокам каждого из дверных проемов два высоких поручня – с их помощью удобно и подниматься в кабину, и спускаться вниз. Внутри – нечасто встречающееся даже в самых крутых магистральниках ощущение простора: ровный пол позволяет встать в полный рост, а отсутствие между сиденьями каких-либо механизмов управления не препятствует свободному перемещению от одной двери к другой. Спальных полок – две, причем за счет ширины кабины 2,5 м подавляющее большинство водителей сможет улечься на них, свободно вытянув ноги.
Куда пристроить вещи? В нижней части центральной консоли, под небольшой открытой полочкой и площадкой с несколькими разнокалиберными подстаканниками, сделаны два выдвижных ящичка. А над ветровым стеклом – еще три ящика с внутренней подсветкой и две разных по размеру полочки. У изголовья нижней спальной полки в стенку кабины встроен пластиковый карман. Естественно, по кармашку сделано и в отделке обеих дверей. Наконец, самый большой, разделенный на две отдельные секции вещевой бокс выдвигается из-под нижней спальной полки. Кстати, вместо него примерно за 60 тыс. руб. у дилеров можно заказать схожий по размерам холодильник, вся проводка для этого проведена. Более того, вскоре холодильник обещают включить в базовую комплектацию тягача.
Рядом с полочкой над ветровым стеклом и на правой скуле центральной консоли сделаны электрические разъемы под штекер автомобильного прикуривателя (есть на 12 В и на 24 В), от которых можно заряжать различные гаджеты. Сначала я, к своему удивлению, никак не мог обнаружить хоть один USB-порт. Оказывается, плохо искал: два расположились на блоке комфорта, размещенном на внутренней стенке кабины у изголовья нижней спальной полки, а еще два скрывала неприметная крышечка под монитором на центральной консоли. Под той же крышечкой, но ниже USB-портов, оказался AUX-разъем (штыревой), а чуть выше обнаружился пазик, очень напоминающий гнездо для сим-карты. Так оно, скорее всего, и есть, ведь КАМАЗ-54901 оборудован телематической системой, без которой невозможны ни навигация, ни удаленный мониторинг.
Интересно, что опять же под монитором на центральной консоли обнаружился небольшого размера неприметный матовый треугольник с надписью NFC. Что это такое? У продвинутых пользователей с упомянутой аббревиатурой прежде всего ассоциируется бесконтактная оплата банковской картой, мобильным телефоном или, как вариант, с помощью смарт-часов. На самом деле, если перевести на русский, расшифровывается аббревиатура NFC как «коммуникация ближнего поля». То есть в более широком смысле это интерфейс беспроводной связи сверхближнего действия, предназначенный для бесконтактного обмена информацией между двумя электронными устройствами. В нашем случае одно из них – бортовая информационная система, а второе, к примеру, сотовый телефон.
Устроиться за рулем получилось удобно: мало того, что у пневмоподрессоренного водительского сиденья в наличии все возможные регулировки, так еще и рулевая колонка перемещается в широких пределах. Причем это касается не только угла ее наклона, но и вылета рулевого колеса. Выходя из кабины, рулевую колонку можно откинуть максимально вперед, буквально прижать к приборной панели. Управление механизмом ее регулировки осуществляется с помощью двух кнопочек на обращенной к водителю части корпуса, которые легко находишь даже на ощупь. Руль – с множеством клавиш: справа – для управления круиз-контролем, слева – для управления телефоном и магнитолой. Двигатель по-современному запускается не поворотом ключа, а кнопкой, расположенной по правую сторону от руля.
Управлять магнитолой можно еще двумя способами. Традиционным – посредством привычной «крутилки» на центральной консоли – или же открыв соответствующее изображение на сенсорном мониторе. Впрочем, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Куда важнее возможность вывести на этот монитор параметры работы двигателя, тормозов и пневматической системы, данные заряда аккумуляторов, давления в шинах или нагрузок на оси, информацию о возникших неисправностях или же настройки предпускового подогревателя и автономного отопителя кабины. Кроме того, монитор – необходимый инструмент бортового компьютера для пользования навигацией, телефоном, интернетом и другим функционалом бортовой телематической системы. На мой взгляд, очень важно, что у этой системы, во всяком случае на первый взгляд, получился интуитивно понятный интерфейс, что на самом деле не такое уж часто встречающееся достоинство на фоне многих конкурентов.
В завершение несколько личных предложений. Ведь специалисты Камского автозавода продолжают работать над своим флагманом, учитывая и реализуя в его конструкции многие из замечаний от тех, у кого эти седельные тягачи уже приступили к работе. Так вот, я предложил бы реализовать возможность дублирования показаний спидометра на мониторе центральной консоли: во время движения их там гораздо легче считывать, поскольку не требуется перефокусировать зрение. Думаю, можно было бы перевести люк в крыше в разряд опций (многие им никогда не пользуются). Классно было бы электрифицировать механизмы регулировки рулевой колонки и водительского сиденья, одновременно снабдив их памятью настроек, – есть же такие на премиальных легковых автомобилях! Не кажется лишенным смысла и предложение модификации с видеокамерами вместо боковых зеркал заднего вида, тем более у технически близкого Mercedes-Benz Actros такая уже есть. Ведь российские перевозчики, как показывает жизнь, часто прогрессивнее своих коллег из многих других стран, поэтому наличие в модельной линейке КАМАЗ-54901 «беззеркального» варианта наверняка подвигло бы многих к приобретению нового камского флагмана.
В этом материале я намеренно не привожу подробные технические характеристики и полный список оснащения КАМАЗ-54901: с одной стороны, об этом я достаточно подробно уже рассказывал в предыдущих материалах, а с другой, всю детальную информацию можно получить на сайте предоставившей автомобиль компании «ТЕХИНКОМ-Комтранс».
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов