
Знаменитому Unimog – 70 лет!
Новости отрасли
Самое читаемое
UNIMOG (сокращение от слов универсальное моторное транспортное средство) был придуман в 1945 году, уже после окончания Второй Мировой войны, в которой Германия потерпела жестокое поражение. Автор идей – бывший сотрудник компании Daimler-Benz Альберт Фридрих.
Такая недорогая, компактная универсальная и неприхотливая машина, как будущий Unimog, была нужна в самых разных отраслях разоренной страны, но разработчики особо выделили ее сельскохозяйственное назначение. Почему?
Дело в том, что союзники-победители видели послевоенную Германию исключительно сельскохозяйственной страной. И видение это было отнюдь не теоретическим: оккупационные власти грозили вывезти с заводов все оборудование, если оно не задействовано в производстве сельскохозяйственной техники. Поэтому UNIMOG позиционировался прежде всего как универсальная машина для сельского хозяйства
В октябре 1946-го было построено и начало проходить испытания первое шасси Unimog.
В 1948 году на Unimog был поставлен на поток в цехах завода, принадлежавшего братьям Бёрингер.
Согласно принятой концепции максимальной простоты, универсальности и функциональности конструкции, Unimog образца конца 1940-х выглядел по-спартански не только снаружи, но и изнутри.
Unimog получил 1,7-литровый 25-сильный дизель с эмблемой Mercedes-Benz. Подвеску выбрали рычажно-пружинную – она обеспечивала солидный ход колес при переезде через препятствия.
Вопреки широко распространенной убежденности, у Unimog никогда не было и нет независимой подвески – эти машины всегда комплектовали неразрезными мостами. Зато – с колесными двухступенчатыми редукторами, значительно увеличивающими дорожный просвет.
Трансмиссия не боялась грязи. Кардан заднего моста, к примеру, был убран в прочную трубу – как в хребтовой раме у Tatra.
Привод на передний мост использовался уже в базовой версии. Карданный вал к нему подходит тоже в трубе.
Unimog можно было использовать как универсальный трактор и как стационарный агрегат для привода всевозможных сельскохозяйственных или промышленных механизмов.
Часть Unimog с первых лет выпуска начали применять в лесозаготовках главным образом как лесовоз
Лесовозная специализация Unimog даже нашла отражение в игрушках того времени
В июне 1951 году Daimler-Benz покупает права на Unimog и переносит его выпуск в Гаггенау – к этому моменту среди заказчиков разошлось порядка 600 машин. Правда, на облицовке радиатора остается та же эмблема – стилизованная голова быка. Ношение звезды автомобилю доверили лишь несколькими годами позже.
Unimog U2010 образца 1951 года в варианте с гидравлической крановой установкой.
У этого крана был весьма оригинально выполнен привод задних опускающихся опор.
Вопреки расхожим утверждениям ряда историков от автомобилизма, развитию проекта Unimog всегда помогали военные. Вот и первый крупный экспортный контракт, заключенный в 1952 году, подразумевал поставку 60 машин связи для швейцарской армии.
У оправившейся от военной разрухи страны постепенно росли требования к совершенству автомобильной техники. Unimog – в тренде: в 1953 году машина получила исполнение с закрытой кабиной (модели U401 и U402).
Металлическая кабина стала комфортабельнее. Одновременно разработчики увеличили до 30 л.с. мощность двигателя.
В 1955-м для армии разработали Unimog S с увеличенной базой и тентованной кабиной – он выпускался более 20 лет, до 1977 года.
Армейские Unimog S оснащали более мощным, менее прихотливым и лучше заводящимся на морозе бензиновым двигателем. Естественно, от Mercedes-Benz. С этим двигателем автомобиль стал более быстр и динамичен, мог эффективно использоваться в качестве тягача.
Сначала 35 тыс., а затем еще 20 тыс. армейских Unimog S приобрел возрожденный Бундесвер
В 1963-м начат выпуск Unimog U406 с 65-сильным дизелем
В 1966 году в серию идут Unimog новой гаммы: U 34, U 40, U 70 и U 8.
В том же 1966-м был сделан 100-тысячный Unimog. Через какое-то время появились версии с 2-рядной кабиной, востребованные различными аварийными службами.
Характерный дизайн передка и скругленная цельнометаллическая кабина: именно в таком облике Unimog стал известен буквально на весь мир, включая страны соцлагеря
UR416: многие годы и в разных странах на базе Unimog создавали всевозможные полицейские и военные бронемашины
А вот так бронемобиль UR416 на базе Unimog выглядел изнутри
Применявшийся на разработках небольших карьеров самосвал повышенной проходимости на базе Unimog U406 с 70-сильным дизелем. 1965 год.
Всепроходимый Unitrak. Гусеничное спецшасси образца 1974 года. Всего сделано 17 экземпляров
Для обучения армейских водителей малосерийно выпускали Unimog S с двухрядной кабиной
Созданный для работы на лесозаготовках шарнирно-сочлененный Uniknick UK52 (1972 год). К сочлененной схеме инженеры обратились, когда до предела выбрали ход подвески обычного Unimog.
Шарнирно-сочлененный Unimog обладал феноменальной проходимостью, но нередко переворачивался из-за ставшего более высоким центра тяжести. Всего сделали 72 таких Unimog.
Шнекороторный снегоочиститель: в кузове – второй двигатель для привода ротора (1961 год)
Unimog будущего: концепт 2011 года на базе модели U5000 с 218-сильным дизелем. Эффектная машина! Практицизм постепенно отходит на задний план?
Концепт Unimog создавали в преддверии смены модельной линейки в 2013-2014 годах.
В 1973 по 1991 год на базе агрегатов Unimog завод выпускал сельские трактора MB-trak.
В 1975 году в серию пошли 7,5-тонные Unimog следующего поколения с 5,7-лировыми дизелями
Новое поколение армейских Unimog пришло в 1975 году и выпускалось до 1988 года.
Одна из самых необычных профессий Unimog – автомобиль с возможностью железнодорожного хода. Он применялся как маневровый локомотив для работы на сортировочных станциях и подъездных путях промышленных предприятий.
Unimog U3000/U4000/U5000 пошли в серию в 2003 году и выпускались вплоть до 2014 года.
Одновременно с выходом этой модели производство Unimog было перенесtно на завод в Вёрт, где Daimler выпускает другие грузовики тяжелого класса. Сегодня в Вёрте делают порядка 2000 Unimog в год.
Рядом со входом в музей – самая современная модель Unimog U5023 с 300-сильным дизелем
Константин Закурдаев