ТОНАР-7502. Алмазный проект сверхтяжелого автопоезда
Новости отрасли
Самое читаемое
Грозный ревущий медведь, ставший фирменным знаком Машиностроительного завода «ТОНАР», на кузове этого автопоезда-гиганта изображен не в одиночку. Тут их целых три! И это символично: самосвальная сцепка – трехзвенная: мощнейший тягач и два сверхгрузоподъемных самосвальных полуприцепа с 38-кубовыми кузовами. Настоящие три медведя! Впрочем, впервые впрячь в работу медвежью тройку у ТОНАРа получилось еще два года назад.
В 2016 году я уже приезжал в подмосковное Губино на Машиностроительный завод «ТОНАР» чтобы познакомиться с трехзвенным автопоездом-гигантом, разработанным по заказу компании «АЛРОСА» и предназначенным для перевозки за один рейс аж 130 тонн алмазосодержащей руды. Тогда в качестве тягача для него использовали самый первый образец в семействе оригинальных тонаровских капотников – это был трехосный заднеприводный ТОНАР-45252 с допустимой нагрузкой на седельно-сцепное устройство в 50 т, буксирующий два полуприцепа ТОНАР-95405 с боковой разгрузкой (на трехосной тележке первого установлено седло для второго).
Теперь, после почти двухлетних испытаний автопоезда-гиганта компанией «АЛРОСА» на перевозке алмазосодержащей руды с плечом более полутора сотен километров, Машиностроительный завод «ТОНАР», с учетом всех замечаний и предложений, изготовил вторую аналогичную сцепку. Она, как и первый образец, тоже трехзвенная, полной массой 198,5 т, с трехосным седельным тягачом и двумя разгружаемыми в бок полуприцепами, максимальная длина кузова каждого из которых ограничена 9,4 м из-за габаритов приемного устройства на заводе, занимающемся переработкой руды. Но есть у новинки и важные отличительные черты.
Начнем с того, что в ходе зимней эксплуатации выявилась проблема пробуксовки ведущих колес тягача. Когда автопоезд идет порожняком, при трогании или при преодолении подъемов сцепление ведущих колес с заснеженной и обледеневшей дорогой иногда оказывается недостаточным. Поэтому новый седельный тягач, получивший обозначение ТОНАР-7502, сделали полноприводным. Он получил передний ведущий мост HANDE и раздаточную коробку ZF VG2700/400. Эти два агрегата, а также дополнительный кардан и более производительный охладитель трансмиссионного тормоза, повысили снаряженную массу тягача, из-за чего грузоподъемность автопоезда пришлось снизить со 130 до 127 т, что, впрочем, вряд ли сколько-нибудь заметно скажется на эффективности его использования.
Кстати, более высокая проходимость нового ТОНАР-7502 достигнута не просто установкой переднего ведущего моста, но и возможностью блокировки дифференциала раздаточной коробки и наличия в ней понижающей ступени, увеличивающей передаточное отношение трансмиссии, а значит, и тяговые возможности тягача. На приборной панели по правую руку от водителя размещены соответствующие переключатели: двумя включаются механизмы межосевой блокировки в раздаточной коробке и между мостами задней тележки, а еще двумя – механизмы блокировки в межколесных дифференциалах. Кроме того, удачным можно считать и наличие повышающей ступени в раздаточной коробке – при переходе на нее (это допускается при движении в порожнем режиме) пусть не на много, но увеличивается топливная экономичность.
Второе новшество – увеличение мощности двигателя. Хотя под капотом ТОНАР-7502 установлен тот же рядный 6-цилиндровый Cummins QSK19 рабочим объемом 18,9 л, что и у первого образца тягача, его выходные характеристики стали еще более выдающимися! Максимальная мощность увеличена с 600 до 760 л.с., а столь важный для подобных сцепок максимальный крутящий момент – с 2644 до 3084 Нм при 1500 мин-1. Понятно, что это тоже увеличило тяговые возможности ТОНАР-7502.
И третье новшество – модернизированная кабина, которую, напомню, завод изготавливает самостоятельно. Начну с того, что ей усовершенствовали подвеску: теперь пневмобаллоны применены во всех четырех точках крепления кабины к раме. В салоне стало тише: улучшена звукоизоляция моторного отсека. Двигатель, конечно, слышно, но теперь это лишь приятный слуху негромкий рокот. Кроме того, более информативными стали приборы, появилась возможность удаленного контроля параметров работающего автопоезда.
В целом же особенности конструкции седельного тягача остались прежними. Это массивная рама с внушительным запасом прочности, доработанные совместно с «ТОНАРом» мосты китайской компании HANDE (допустимая нагрузка на передний 13 т, на каждый из задних – по 25 т), автоматическая гидромеханическая коробка передач Allison 6620, централизованная система смазки, барабанные колесные тормозные механизмы, повышающая плавность хода рессорно-пневматическая подвеска на передней оси и редкая для нашей страны задняя балансирная подвеска с применением резиновых упругих элементов, которую практически не требуется обслуживать.
Таким образом, задуманный компаниями «АЛРОСА» и «ТОНАР» проект создания отечественного сверхтяжелого самосвального автопоезда продолжает развиваться. После заводских испытаний ТОНАР-7502 вместе с обоими полуприцепами отправится для опытной эксплуатацию в Якутию, где включится в перевозки алмазосодержащей руды. По итогам этой эксплуатации будет принято решение о дальнейшем развитии данного проекта.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов