view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > ТОНАР-7502. Алмазный проект сверхтяжелого автопоезда

ТОНАР-7502. Алмазный проект сверхтяжелого автопоезда

У Машиностроительного завода «ТОНАР» – новый автопоезд-гигант! Как и его предшественник, этот трехзвенный тяжеловоз отправится в Якутию за алмазами.
17.12.2018
6332

Грозный ревущий медведь, ставший фирменным знаком Машиностроительного завода «ТОНАР», на кузове этого автопоезда-гиганта изображен не в одиночку. Тут их целых три! И это символично: самосвальная сцепка – трехзвенная: мощнейший тягач и два сверхгрузоподъемных самосвальных полуприцепа с 38-кубовыми кузовами. Настоящие три медведя! Впрочем, впервые впрячь в работу медвежью тройку у ТОНАРа получилось еще два года назад.

mining, TONAR, автопоезд ТОНАР, АЛРОСА, БелАЗ, Майнинг, МЗ ТОНАР, перевозка руды, рудовоз, самосвальный автопоезд, карьерная техника, карьерный самосвал, самосвальный полуприцеп, Тонар, ТОНАР-7502, трехзвенный автопоезд, углевоз

В 2016 году я уже приезжал в подмосковное Губино на Машиностроительный завод «ТОНАР» чтобы познакомиться с трехзвенным автопоездом-гигантом, разработанным по заказу компании «АЛРОСА» и предназначенным для перевозки за один рейс аж 130 тонн алмазосодержащей руды. Тогда в качестве тягача для него использовали самый первый образец в семействе оригинальных тонаровских капотников – это был трехосный заднеприводный ТОНАР-45252 с допустимой нагрузкой на седельно-сцепное устройство в 50 т, буксирующий два полуприцепа ТОНАР-95405 с боковой разгрузкой (на трехосной тележке первого установлено седло для второго).

mining, TONAR, автопоезд ТОНАР, АЛРОСА, БелАЗ, Майнинг, МЗ ТОНАР, перевозка руды, рудовоз, самосвальный автопоезд, карьерная техника, карьерный самосвал, самосвальный полуприцеп, Тонар, ТОНАР-7502, трехзвенный автопоезд, углевоз

Теперь, после почти двухлетних испытаний автопоезда-гиганта компанией «АЛРОСА» на перевозке алмазосодержащей руды с плечом более полутора сотен километров, Машиностроительный завод «ТОНАР», с учетом всех замечаний и предложений, изготовил вторую аналогичную сцепку. Она, как и первый образец, тоже трехзвенная, полной массой 198,5 т, с трехосным седельным тягачом и двумя разгружаемыми в бок полуприцепами, максимальная длина кузова каждого из которых ограничена 9,4 м из-за габаритов приемного устройства на заводе, занимающемся переработкой руды. Но есть у новинки и важные отличительные черты.

mining, TONAR, автопоезд ТОНАР, АЛРОСА, БелАЗ, Майнинг, МЗ ТОНАР, перевозка руды, рудовоз, самосвальный автопоезд, карьерная техника, карьерный самосвал, самосвальный полуприцеп, Тонар, ТОНАР-7502, трехзвенный автопоезд, углевоз

Начнем с того, что в ходе зимней эксплуатации выявилась проблема пробуксовки ведущих колес тягача. Когда автопоезд идет порожняком, при трогании или при преодолении подъемов сцепление ведущих колес с заснеженной и обледеневшей дорогой иногда оказывается недостаточным. Поэтому новый седельный тягач, получивший обозначение ТОНАР-7502, сделали полноприводным. Он получил передний ведущий мост HANDE и раздаточную коробку ZF VG2700/400. Эти два агрегата, а также дополнительный кардан и более производительный охладитель трансмиссионного тормоза, повысили снаряженную массу тягача, из-за чего грузоподъемность автопоезда пришлось снизить со 130 до 127 т, что, впрочем, вряд ли сколько-нибудь заметно скажется на эффективности его использования.

mining, TONAR, автопоезд ТОНАР, АЛРОСА, БелАЗ, Майнинг, МЗ ТОНАР, перевозка руды, рудовоз, самосвальный автопоезд, карьерная техника, карьерный самосвал, самосвальный полуприцеп, Тонар, ТОНАР-7502, трехзвенный автопоезд, углевоз

Кстати, более высокая проходимость нового ТОНАР-7502 достигнута не просто установкой переднего ведущего моста, но и возможностью блокировки дифференциала раздаточной коробки и наличия в ней понижающей ступени, увеличивающей передаточное отношение трансмиссии, а значит, и тяговые возможности тягача. На приборной панели по правую руку от водителя размещены соответствующие переключатели: двумя включаются механизмы межосевой блокировки в раздаточной коробке и между мостами задней тележки, а еще двумя – механизмы блокировки в межколесных дифференциалах. Кроме того, удачным можно считать и наличие повышающей ступени в раздаточной коробке – при переходе на нее (это допускается при движении в порожнем режиме) пусть не на много, но увеличивается топливная экономичность.

mining, TONAR, автопоезд ТОНАР, АЛРОСА, БелАЗ, Майнинг, МЗ ТОНАР, перевозка руды, рудовоз, самосвальный автопоезд, карьерная техника, карьерный самосвал, самосвальный полуприцеп, Тонар, ТОНАР-7502, трехзвенный автопоезд, углевоз

Второе новшество – увеличение мощности двигателя. Хотя под капотом ТОНАР-7502 установлен тот же рядный 6-цилиндровый Cummins QSK19 рабочим объемом 18,9 л, что и у первого образца тягача, его выходные характеристики стали еще более выдающимися! Максимальная мощность увеличена с 600 до 760 л.с., а столь важный для подобных сцепок максимальный крутящий момент – с 2644 до 3084 Нм при 1500 мин-1. Понятно, что это тоже увеличило тяговые возможности ТОНАР-7502.

mining, TONAR, автопоезд ТОНАР, АЛРОСА, БелАЗ, Майнинг, МЗ ТОНАР, перевозка руды, рудовоз, самосвальный автопоезд, карьерная техника, карьерный самосвал, самосвальный полуприцеп, Тонар, ТОНАР-7502, трехзвенный автопоезд, углевоз

И третье новшество – модернизированная кабина, которую, напомню, завод изготавливает самостоятельно. Начну с того, что ей усовершенствовали подвеску: теперь пневмобаллоны применены во всех четырех точках крепления кабины к раме. В салоне стало тише: улучшена звукоизоляция моторного отсека. Двигатель, конечно, слышно, но теперь это лишь приятный слуху негромкий рокот. Кроме того, более информативными стали приборы, появилась возможность удаленного контроля параметров работающего автопоезда.

mining, TONAR, автопоезд ТОНАР, АЛРОСА, БелАЗ, Майнинг, МЗ ТОНАР, перевозка руды, рудовоз, самосвальный автопоезд, карьерная техника, карьерный самосвал, самосвальный полуприцеп, Тонар, ТОНАР-7502, трехзвенный автопоезд, углевоз

В целом же особенности конструкции седельного тягача остались прежними. Это массивная рама с внушительным запасом прочности, доработанные совместно с «ТОНАРом» мосты китайской компании HANDE (допустимая нагрузка на передний 13 т, на каждый из задних – по 25 т), автоматическая гидромеханическая коробка передач Allison 6620, централизованная система смазки, барабанные колесные тормозные механизмы, повышающая плавность хода рессорно-пневматическая подвеска на передней оси и редкая для нашей страны задняя балансирная подвеска с применением резиновых упругих элементов, которую практически не требуется обслуживать.

mining, TONAR, автопоезд ТОНАР, АЛРОСА, БелАЗ, Майнинг, МЗ ТОНАР, перевозка руды, рудовоз, самосвальный автопоезд, карьерная техника, карьерный самосвал, самосвальный полуприцеп, Тонар, ТОНАР-7502, трехзвенный автопоезд, углевоз

Таким образом, задуманный компаниями «АЛРОСА» и «ТОНАР» проект создания отечественного сверхтяжелого самосвального автопоезда продолжает развиваться. После заводских испытаний ТОНАР-7502 вместе с обоими полуприцепами отправится для опытной эксплуатацию в Якутию, где включится в перевозки алмазосодержащей руды. По итогам этой эксплуатации будет принято решение о дальнейшем развитии данного проекта. 

Константин Закурдаев

mining, TONAR, автопоезд ТОНАР, АЛРОСА, БелАЗ, Майнинг, МЗ ТОНАР, перевозка руды, рудовоз, самосвальный автопоезд, карьерная техника, карьерный самосвал, самосвальный полуприцеп, Тонар, ТОНАР-7502, трехзвенный автопоезд, углевоз




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки