Самосвал-тягач ХАНТ для автопоезда-тяжеловеса
Новости отрасли
Самое читаемое
Во время недавнего визита в Миасс я оказался в одном из карьеров, откуда многотонные самосвалы разных марок, разного тоннажа и разных лет выпуска вывозят полные кузова щебня. И среди всего этого самосвального многообразия я и углядел никем ещё не виданный «ХАНТ»!
Есть в Миассе Завод Тяжёлых Машин, который выпускает специальную автотехнику для работы в сложных дорожных условиях. Среди его разработок есть и многоосные внедорожные шасси под установку применяемого в нефтегазодобыче оборудования, а есть и вполне привычные на вид тягачи и самосвалы, хотя и выделяющиеся повышенной проходимостью и грузоподъёмностью. Судя по имеющимся в сети описаниям, инжиниринг у техники Завода Тяжёлых машин российский, а агрегатная база – главным образом китайская.
Прежде я видел грузовики «ХАНТ» только на фотографиях, а теперь один из них вдруг удалось повстречать, что называется, живьём. Причём это оказался «ХАНТ», который до этого не попадал даже на фото. На первый взгляд – обычный тяжёлый самосвал. Но обратим внимание на кузов. Точнее – на его заднюю часть. Механизм опрокидывания размещён с заднего торца самосвальной платформы. Причем этот механизм таков, что опрокидывание может осуществляться только в одну боковую сторону. Это говорит о том, что перед нами не просто самосвал, а самосвал-тягач, предназначенный для работы в составе автопоезда. Причём, судя по тому, что тягач четырёхосный, речь идёт о сверхтяжёлом автопоезде полной массой свыше сотни тонн!
Где такие сверхтяжёлые сцепки применяются? Самый наглядный, известный многим пример – доставка алмазосодержащей руды от карьера до обогатительного комбината: в Якутии у занимающейся добычей алмазов компании «Алроса» плечо одного рейса подобных автопоездов составляет более полутора сотен километров! Самая тяжёлая самосвальная сцепка, эксплуатируемая этой компанией – монстроподобный сверхтяжёлый трёхзвенный ТОНАР-7502 полной массой под 200 тонн. Сейчас в Якутии на алмазной трассе работает более трёх десятков таких автопоездов.
Но работают и другие. В своё время «Алроса» закупила как минимум по несколько десятков двухзвенных самосвальных сцепок с использованием тягачей Volvo и Scania. Правда, их полная масса была заметно ниже, чем у ТОНАРов. Европейцы поставляли усиленные шасси, а кузова для них, как и четырёхосные прицепы, изготавливали российские партнёры. Но теперь автопроизводители из Европы ушли, и для оставшейся без технической поддержки автотехники, с учётом тяжелейших условий работы, это, по сути, приговор. Безусловно, в ближайшее время «Алросе» придётся искать европейским тягачам адекватную замену.
Кстати, в Миассе тоже были желающие поучаствовать в контрактах с «Алросой»: на итальянское четырёхосное шасси Astra, сборку которого впоследствии планировали наладить силами СП «ИВЕКО-АМТ», в середине прошлого десятилетия установили разгружаемый вбок кузов для перевозки руды производства работающей в Миассе компании «СпецАвтоВосток». Она же изготовила для него и четырёхосный самосвальный прицеп. Помнится, два таких автопоезда полной массой 130 тонн ушли для опытной эксплуатации в «Алросу», но тогда этот проект не получил продолжения. Кстати, нельзя не обратить внимание на большое сходство самосвальных платформ Astra и замеченного мною в карьере самосвала «ХАНТ».
Таким образом Завод Тяжёлых Машин создал новый тяжёлый самосвал для работы с не менее тяжелым самосвальным прицепом. Теперь ждём появления самого автопоезда.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов