Соллерс в Алабуге: русификация Атлантов
Новости отрасли
Самое читаемое
Что было?
Алабужская история «Соллерса» началась с сотрудничества с компанией FIAT. В 2008 году совместными усилиями партнёров в Татарстане, недалеко от старинного города Елабуга, на территории особой экономической зоны Алабуга был развёрнут выпуск малотоннажников FIAT Ducato. Но партнёрство с итальянцами продлилась недолго: в 2012 году на том же заводе вместо FIAT Ducato уже выпускали Ford Transit. В 2014-м, с освоением сварки, грунтовки, окраски кузовов и комплектации их интерьером, сборка превратилась в полноценное производство. Штамповку ряда основных кузовных деталей Ford Transit взяло на себя предприятие, построенное в той же особой экономической зоне компанией «Джошкуноз Алабуга» – «дочкой» турецкого промышленного холдинга Coskunoz. Примерно в тогда же на конвейер завода в Алабуге встал Ford Transit следующего, восьмого поколения. В 2015 году, то есть в первый полный год реального российского производства, в реализации этих малотоннажников на нашем рынке произошли значительные подвижки: годовые продажи выросли на 62% и составили 5,2 тыс. машин. И это было только начало! По итогам 2021 года удалось достигнуть впечатляющий результат примерно в 21 тыс. автомобилей. Получается, выпуск Ford Transit в России за шесть лет вырос в четыре раза!
Причем он увеличивался даже в 2019 и 2020 годах, осложнённых не только обрушившейся на мир пандемией, но и трансформацией компании «Форд Соллерс» в «Соллерс Форд», что было связано со сворачиванием бизнеса Ford Motors в нашей стране. Правда, сворачивание тогда оказалось не полным: мало того, что Ford Transit остался в России, так ещё и дела с его выпуском уверенно пошли в гору. Но, тоже до поры – до времени, а именно, до начала военных действий в феврале 2022 года, после чего Ford Motors решил распрощаться с Россией уже окончательно. В «Соллерсе» теперь с улыбкой вспоминают, как 23 февраля 2022 года обсуждали с фордовцами планы на следующие пять лет, а уже 25 февраля решали, кто станет новым производственным партнёром. Именно тогда и было решено, что никакой зависимости от этих самых партнёров, кем бы и откуда они ни были, больше не будет, а будет собственная автомобильная марка – «Соллерс». И наметили для этой марки шаги на пути в светлое будущее. Но о будущем мы поговорим несколько погодя, а пока речь пойдёт о настоящем: 24 августа «Соллерс» пригласил журналистов в Алабугу для знакомства со сборочным заводом, который выпускает заменившие Ford Transit малотоннажники «Соллерс Атлант».
Что стало?
Как говорится, за одного битого двух не битых дают. Вот и «Соллерс» на замену снятому с производства Ford Transit организовал выпуск сразу двух моделей малотоннажников, причём, как уже говорилось, под собственной маркой. Тот, что поменьше, рамный бескапотный «Арго» полной массой 2,5 – 3,5 тонны, после изготовления в Алабуге первых серий методом крупноузловой сборки, теперь передан в Ульяновск. Там сварку и окраску его кабины, а также финальную сборку организуют на новой производственной площадке, в технопарке на территории Ульяновского автозавода – старт производства намечен на сентябрь. А вот полукапотный «Атлант» полной массой 2,5 – 4,2 тонны, то есть фактически прямой наследник Ford Transit, продолжает обживаться в особой экономической зоне Алабуга. Его делают в том же производственном корпусе, что и предшественника, выполняя фактически аналогичный набор сварочных, окрасочных и сборочных операций. А в соседнем корпусе продолжают изготавливать сэндвич-панели и собирать из них предназначенные для этого и других малотоннажников промтоварные и изотермические кузова.
Но в производстве «Атлантов» уже появились свои нюансы. Например, их антикоррозионная обработка – более серьёзная и тщательная. Так, в качестве антикора используется восковое покрытие: проникающую во внутренние и скрытые полости противокоррозионную мастику наносят на днище «Атлантов», включая пороги – такого не практикуется у ставшего для них прообразом JAC Sunray, как не практиковалось у прежде выпускаемых в Алабуге Ford Transit. Вообще, по мнению специалистов «Соллерс», антикоррозионная обработка и окраска «Атлантов» более качественные и долговечные, а также лучше отвечающие нашим климатическим условиям, чем у тех же JAC Sunray.
Производственная площадка, на который производят «Атланты», выполнена по всем современным европейским канонам. В цехах всё аккуратно, безопасно, а главное – чисто. Прежде всего, здесь чистый, то есть нормальный воздух без букета тяжёлых технических запахов, которые знакомы всякому, кто бывал на старых промышленных предприятиях. Полы в некоторых местах начищены буквально до зеркального блеска. Вдоль конвейерной линии аккуратно разложены комплектующие и инструмент. На полу – разноцветная разметка. Между сборочными постами снуют роботизированные транспортные тележки. Работа сборщиков – без спешки и суеты: темп движения конвейера пока небольшой, поскольку автомобили производятся исключительно в соответствии с потребности рынка, который сейчас прибывает далеко в не лучшем состоянии. То есть на склад здесь не работают, а работают исключительно по дилерским заявкам. Все машины, выстроившиеся на стоянке готовой продукции – это заказанные машины, которые дилеры рассчитывают реализовать в месячный срок. За решётчатыми заграждениями трудятся сварочные роботы. Их использование – самая лучшая гарантия качественной сварки кузовов. Важно, что всё производство, включая роботизированные комплексы и конвейерное оборудование, изначально спроектировано максимально гибким, рассчитанным на выпуск разных моделей автомобилей. Именно поэтому переход от «Транзитов» к «Атлантам» удалось осуществить в максимально короткий срок!
Качество выпускаемых заводом малотоннажников держится на двух китах. Во-первых, это опытный квалифицированный персонал – многие из производственных работников трудятся на предприятии более десятка лет. Во-вторых – тщательный контроль выпускаемой продукции, включая выборочный. В отдельном лабораторном помещении самым доскональным образом измеряют геометрию сваренного кузова – этим занят специальный автоматический измерительный комплекс. А в ещё одном помещении кузова «Атлантов» проверяют на герметичность: создают внутри вакуум, а потом стараются обнаружить места утечек воздуха. Подобная проверка важна не только с точки зрения защиты салона от попадания снаружи загрязнённого воздуха и снижения энергозатрат на работу климатической системы, но и с точки зрения улучшения шумоизоляции. В общем, между герметичностью кузова и комфортом – прямая зависимость.
Ещё один тест, уже не выборочный – его проходят все сходящие с конвейера автомобили: их прогоняют по расположенной рядом с производственным корпусом небольшой трассе, на которой имитированы разные типы дорожных неровностей. Если при этом что-то скрипит, свистит или шипит, то есть, если возникают хоть малейшие подозрения на некачественную сборку – такую машину ждёт дополнительная проверка на вибростенде, где возможен уже инструментальный замер определяющих качество показателей.
Производственная мощность, на которую рассчитан собирающий «Атланты» завод, составляет 85 тысяч автомобилей в год. И это при односменной работе. При этом, в планах на текущий год значится сделать около 10 тысяч автомобилей. На фоне упомянутых возможностей предприятия – не так уж и много. Но потенциал для роста есть.
Что будет?
Производство «Атлантов» в Алабуге началось в прошлом декабре с цельнометаллических фургонов с тремя разными колёсными базами и с одной-единственной 15-местной версии микроавтобуса. Фургоны зашли в рынок удачно: сегодня они занимают четверть своего сегмента, уступая только «Газели NEXT». А вот микроавтобусу, пока довольствующемуся всего 8% своего сегмента, есть куда расти. Правда, для этого нужны его новые версии с самым разным количеством мест. Поэтому одна из перспективных модификаций, которые запланированы к постановке на производство в самое ближайшее время – 8-местный микроавтобус на базе короткобазного цельнометаллического фургона. Он будет доступен к заказу с начала следующего года. Такой микроавтобус должен заинтересовать не только корпоративных, но и индивидуальных заказчиков, то есть сыграть роль семейного минивэна.
Ещё более высокий потенциал видится у «Атлантов» в качестве шасси. Ведь в России, в отличие от западных стран, именно на них, а не на цельнометаллические фургоны, приходится наибольшая доля на рынке малотоннажников. До последнего времени в этом сегменте под флагом «Соллерса» в одиночку бился «Арго», сумев занять лишь весьма скромную рыночную долю в 3%. А «Атланты » в виде рамных шасси «Соллерс» начал делать совсем недавно, с июля, предложив заказчикам варианты полной массой 3,5 и 4,2 тонны, и те же, что и у цельнометаллических фургонов, варианты колёсной базы. Так вот, сегодня спрос на них превышает предложение! Так что «Газелей», на все три поколения которых приходится более 80% сегмента малотоннажных шасси, «Атлантам» получится подвинуть и здесь.
Плюс появившаяся в июне рефрижераторная, а в июле – грузопассажирская версия цельнометаллического фургона, плюс разрабатываемые сейчас полноприводные модификации «Атлантов»… А в линейке «Арго» в следующем году появятся модификации с увеличенной на 36 см колёсной базой, с удлинённой двухрядной кабиной и с бензиновым двигателем рабочим объёмом 2 л и мощностью 147 л.с. Так что есть основания для уверенности, что в 2024 году «Соллерс» сможет существенно нарастить как рыночную долю «Арго» и «Атлантов», так и их выпуск в количественном выражении. И что этот рост будет достаточным, чтобы появились экономические стимулы к углублению локализации производства. Впрочем, планы дальнейшей локализации обоих малотоннажников у руководства «Соллерса» уже есть.
В Алабуге, буквально бок о бок с корпусом, где производят «Атланты», есть ещё один. Это высокоавтоматизированный моторный завод, в котором с 2015 года выпускали бензиновые двигатели Sigma для собираемых в России легковушек Ford Focus, Ford Fiesta и Ford EcoSport. А после прекращения их выпуска, с 2022 года там начались работы по развёртыванию производства дизелей для малотоннажников Ford Transit. Теперь же на этом заводе локализуют 2,7-литрвовые 150-сильные дизели для «Соллерс Атлант». В настоящее время уже ведётся их тестовая сборка из китайских комплектующих, но уже скоро заработает механообработка, и завод снова приступит к полноценному выпуску продукции. Так что «Атлант» обзаведётся своим, то есть российским двигателем. Точнее – российским силовым агрегатом: мощности по производству механической 6-ступенчатой коробкой передач в количестве 50 тысяч в год будут введены в работу на Заволжском моторном заводе во втором квартале следующего года. Причем там организуют не только сборку этих коробок, но также литьё и мехобработку их картеров. В дальнейшем планируется начать выпуск и других важных компонентов.
А вот второй предназначенный для «Атлантов» 1,9-литровый турбодизель мощностью 139 л.с. локализовывать не будут – не те объёмы. Дело в том, что этим двигателем комплектуют только короткобазные версии данной модели малотоннажника, доля которых в общем объёме продаж невелика – порядка 10 - 15 процентов. А на оснащение «Арго» идёт другой дизель – 2-литровый, мощностью 130 л.с. Вот его тоже освоят в России. Что вряд ли бы случилось, если им планировали комплектовать только «Арго» – в компании рассчитывают, что этот дизель найдёт место в моторных отсеках как упомянутых короткобазных «Атлантов», так и различных моделей Ульяновского автозавода.
Несколько удивило, что «Соллерс» не планирует наращивать полную массу «Атлантов», что, в принципе, позволяет сделать и двигатель, и коробка передач. Ведь у покинувших страну европейских производителей подобные малотоннажники предлагались и в 6-тонных и, даже, в 7-тонных вариантах, которые были востребованы! Не планирует компания и создавать собственное производство мостов для «Арго» и «Атлантов» даже несмотря на возможную синергию по этим агрегатам с УАЗом. Зато собирается локализовать кузовную штамповку. Но постепенно и не всю: первые результаты этого процесса мы увидим во втором квартале следующего года. И ещё во время посещения завода я впервые услышал, что «Соллерс» вынашивает планы вывести на рынок под собственным брендом более тяжёлые, чем «Атлант», грузовые автомобили под другими названиями. Так что новинки будут!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов