Главная страница > Статистика > Российский рынок строительной техники – 2019

Российский рынок строительной техники – 2019

Как затянувшаяся стагнация отрасли отразилась на производителях строительной техники и на сегментах рынка, в которых она представлена.
30.03.2020
577

Затяжной кризис в отечественной экономике привел к стагнации в строительной отрасли и, как следствие, к падению спроса на технику. От былых объемов продаж у производителей строительных и дорожных машин (СДМ) теперь остались только ностальгические воспоминания. Восстановиться от колоссального спада 2015–2016 годов не получается до сих пор, хотя на протяжении последних трех лет все же наблюдается вялая положительная динамика, и 2019 год не стал исключением. В целом в минувшем году по совокупности производства и импорта основных видов строительных и дорожных машин (полноповоротных экскаваторов1, фронтальных погрузчиков2, экскаваторов-погрузчиков, бульдозеров3, колесных кранов4, дорожных катков и автогрейдеров) объемы выросли по сравнению с 2018 годом на 18%. При этом в некоторых сегментах техники отмечена положительная динамика, а в некоторых – отрицательная. Традиционно более высокий рост наблюдается в поставках импортной техники: по некоторым ее типам прошлогодние показатели приблизились к докризисным. Увы, в производстве отечественной техники далеко не все предприятия оказались в плюсе: по сравнению с временами строительного бума результаты 2019 года отстают многократно. Соответственно, при столь существенном дисбалансе объемов поставок импортной и отечественной техники доля последней продолжает падать.

Российский рынок строительной техники 2019, производство СДМ, производство строительной техники, импорт строительной техники, СТ-КТ, статистика производства, экскаватор-погрузчик

Колесные краны

Автокраностроители – одни из немногих в отечественной отрасли строительно-дорожного машиностроения, кто закончил 2019 год с положительным результатом: по итогам 12 месяцев отмечен рост в 21%. Пять российских крановых заводов, устоявших в череде экономических кризисов, а именно «Ивановский машиностроительный завод «Автокран», Галичский автокрановый завод, Клинцовский автокрановый завод, Челябинский механический завод и Камышинский крановый завод, суммарно выпустили 2589 автомобильных кранов. Это позволило отечественным производителям занять 89% рынка. Нелишне будет напомнить, что в 2008 году отечественной промышленностью был изготовлен 6251 автокран. Правда, в ту пору и краностроительных заводов было в два с лишним раза больше.

За 2019 год ИМЗ «Автокран» отчитался о 624 выпущенных кранах – это почти вдвое превысило результат 2018 года. Завод продолжает наращивать объемы производства, восстанавливая утраченные в середине 2010-х позиции из-за финансовых проблем прежнего собственника. В 2019-м программу серийных автокранов грузоподъемностью 16, 25, 35 и 40 т дополнила 32-тонная модель, а также облегченный 25-тонник с 31-метровой стрелой.

Галичский и Клинцовский автокрановые заводы, входящие в состав холдинга «Кудесник», выпустили в минувшем году почти поровну кранов: 676 и 690 соответственно. ГАКЗ по сравнению с 2018 годом увеличил производство на 3%, КАЗ – на 5%. Для Галичского завода значимым событием ушедшего года стал выпуск первого автокрана серии «Пионер» – КС-55721-1В «Галичанин» грузоподъемностью 35 т со стрелой овалоидного профиля длиной 33,2 м, вобравшего в себя многие передовые технические решения.

Российский рынок строительной техники 2019, производство СДМ, производство строительной техники, импорт строительной техники, СТ-КТ, статистика производства, Галичанин, ГАКЗ

Камышинский крановый завод, прежде входивший в состав обанкротившегося холдинга «Ивановская марка», в начале 2019 года стал третьим краностроительным предприятием группы компаний «Кудесник». Новый собственник планирует инвестировать в его развитие более 100 млн рублей. В 2019 году камышинские краностроители выпустили 95 автокранов, улучшив прошлогодний результат более чем в три раза. В минувшем году завод начал производство автокранов КС-5576Д грузоподъемностью 25 т с 21-метровой стрелой на шасси КАМАЗ-43118: они дополнили модельный ряд предприятия, выпускавшего в последнее время краны грузоподъемностью только 32 и 40 т, при том что на российском рынке львиная доля спроса приходится на 25-тонные модели. Кроме того, ККЗ совместно с компанией Palfinger-Sany запустил проект крупноузловой сборки автокранов, в рамках которого начат выпуск крана КС-5547К-5 грузоподъемностью 30 т с 32-метровой стрелой на шасси КАМАЗ-65115.

Челябинский механический завод на протяжении последних пяти лет продолжает наращивать объемы производства. Результатом работы в январе – декабре 2019-го стал выпуск 504 кранов, что на 5% больше по сравнению с 2018 годом. В прошлом году челябинские краностроители изготовили новую модель КС-55732 «Челябинец» грузоподъемностью 25 т с 33-метровой стрелой – первый в России автокран на заднеприводном шасси Урал-73945 с двускатной ошиновкой (6х4). Кроме того, в 2019-м запущен в серию 40-тонный автокран с увеличенным опорным контуром, позволяющим работать с грузами в зоне 360° с сохранением грузовых характеристик.

Российский рынок строительной техники 2019, производство СДМ, производство строительной техники, импорт строительной техники, СТ-КТ, статистика производства, Ивановец, Ивановский автокран

Присутствие белорусских автокранов «Машека» производства завода «Могилевтрансмаш», входящего в структуру Минского автомобильного завода, на российском рынке неуклонно снижается, равно как и снижается их выпуск. В прошлом году предприятие изготовило 127 кранов – на 21% меньше, чем годом ранее. Объемы поставок в Россию упали до единичных, при том что до кризиса в нашу страну экспортировалось до 200 кранов в год.

Импорт колесных кранов занимает небольшую долю российского рынка, в основном контролируемого отечественными предприятиями. В 2019 году иностранные производители задекларировали 317 кранов, улучшив результат 2018 года на 12%. Две трети поставок – китайская техника. Преимущественно за счет нее и достигнут рост. Традиционно на первом месте XCMG: за отчетный период задекларировано 89 кранов, однако это почти в 1,5 раза меньше, чем в 2018 году. Из китайских компаний второй стала Sany с результатом 60 кранов (плюс 30%). С небольшим отрывом идет Zoomlion, поставивший 56 кранов, что больше показателя 2018 года в шесть раз. В некитайском сегменте лидирует Tadano – 68 ед. (плюс 58%). Далее следуют Liebherr – 24 ед. (минус 22%) и Terex – 13 ед. (минус 35%). Kato и Grove задекларировали соответственно 5 и 2 крана. Б/у кранов ввезено 15 ед.

Российский рынок строительной техники 2019, производство СДМ, производство строительной техники, импорт строительной техники, СТ-КТ, статистика производства, ТВЭКС, Тверской экскаватор

Полноповоротные экскаваторы

Отечественные экскаваторостроители в 2019 году суммарно произвели…

Продолжение материала Владимира Новосёлова - в электронной версии журнала "Спецтехника и коммерческий транспорт" №2,2020.




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 1075 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки