Российский «ПИОНЕР» – всем электробусам пример
Новости отрасли
Самое читаемое
Производственная компания «Транспортные системы», известный российский производитель рельсового подвижного состава, на выставке «Электротранс-2018» впервые продемонстрировала новейший электробус. На первый взгляд, по нынешним меркам событие вполне рядовое: сейчас электробусы делают все. Но этот образец вышел действительно не похожим ни на один другой. Недаром его нарекли «Пионером»!
Так в чем же необычность новинки? Прежде всего в том, что запас электричества, то есть аккумуляторные батареи, у «Пионера» располагаются в прицепе! Точнее, так: один батарейный блок размещен, как и у большинства других электробусов, на крыше, но когда запасенное в нем электричество оказывается на исходе, пополняют его запасы, цепляя прицеп! А в прицепе – еще три блока таких аккумуляторов емкостью по 50 кВт/ч.
То есть, разработчики «Пионера» отказались как от размещения всех аккумуляторов на борту, как это сделал Volgabus, и от системы быстрой подзарядки, какую выбрали для своих аналогов «Группа ГАЗ» и КАМАЗ. Потому что в первом случае электробус хотя и способен отработать всю смену без подзарядки, но становится дорогим и тяжелым, а во втором случае на пополнение заряда аккумуляторов с помощью пантографа уходит 15-20 минут. А это – потеря времени! Значит, на маршрут придется вывести на 15-20% машин больше. Не забываем, что электробус – штука дорогая, куда дороже автобуса или троллейбуса, и дополнительные две-три машины к прежде курсирующим по маршруту десяти влетят перевозчику в такую копейку…
«Пионер» же тратить драгоценные минуты на подзарядку не будет: подцепил прицеп, и заряжай от него бортовой аккумулятор пока электробус доедет до противоположенного конца маршрута. Там прицеп-электровоз отцепляют, и им уже может пользоваться следующий электробус.
Кстати, отсутствие быстрой подзарядки позволило применить не популярные сейчас литий-титанатные, а литий-марганцевые аккумуляторные батареи: да, они медленнее заряжаются, что в нашем случае некритично, но обладают существенно большей энергоемкостью. Значит, при достижении того же запаса хода батарейный блок литий-марганцевых батарей будет легче. А ведь в электробусах борьба ведется буквально за каждый килограмм!
Вторая особенность «Пионера»: в отличие от электробусов «Группы ГАЗ» и КАМАЗа у него нет питающихся соляркой жидкостных обогревателей салона, которые конкуренты вынуждены применять, поскольку использование электрического отопления зимой очень быстро истощает запасы электроэнергии. Пусть истощает – ведь у «Пионера», благодаря прицепу-электровозу, особых проблем с количеством сохраненной электроэнергии нет. Поэтому его, в частности, сочли возможным снабдить так называемым тепловым насосом, работающим от электричества. Таким образом, дизтопливо этому электробусу ни к чему, а это здорово упростит эксплуатацию будущему владельцу.
И еще одна характерная для «Пионера» черта: с целью облегчения конструкции из стали у него выполнили только раму. Тогда как каркас кузова, его боковины и крыша – из алюминия. Это здорово облегчило машину! Добавим, что передняя и задняя маски выполнены, причем с очень достойным качеством, из стеклопластика – их изготовила инжиниринговая компания «Фабрика композитов», которая разрабатывает и выпускает близкие по конструкции маски и для рельсового пассажирского транспорта производства «Транспортных систем».
У салона «Пионера» тоже есть ряд особенностей. Так, у него всего две, а не три характерные для аналогов с подобными габаритами пассажирских двери, непривычно широкий по современным меркам проходом между сиденьями (что можно только приветствовать), а также весьма удивительная компоновка кабины: в нее из салона нужно подниматься по ступенькам, а справа от места водителя оказалось внушительное пустое пространство: место для сиденья инструктора, обучающего новичков?
Одним словом, конструкторы «Транспортных систем» и «Фабрики композитов» создали действительно один из самых интересных и необычных электробусов. Теперь дело – за сертификацией машины. Ну а дальше – эксплуатационные испытания.
Кстати, нельзя не отметить, что ажиотаж вокруг «Пионера» во время его демонстрации на выставке «Электротранс-2018», вышел невиданный! Не удивительно: это действительно очень необычный и интересный проект! А может быть, мы просто соскучились по премьерам смелых отечественных разработок, появление которых в нынешние времена стало, к сожалению, большой редкостью.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов