Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Репортаж > Новинки на BW Expo 2022: троллейбусы и электробусы

Новинки на BW Expo 2022: троллейбусы и электробусы

Новинки с электрическим сердцем: какие новые троллейбусы и электробусы можно было увидеть на выставке BW Expo?
08.12.2022
2583
view counter

В Москве в последних числах ноября состоялась главная автобусная выставка страны BW Expo. В предыдущем материале я в деталях рассказал о показанных на ней наиболее интересных и удивительных автобусных новинках с двигателем внутреннего сгорания, а в этом материале речь пойдёт о новинках с электрическим двигателем. То есть о троллейбусах и электробусах.

Газель e-City, Газель Сити,  новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Как и в предыдущем обзоре свой рассказ начну с самого компактного экспоната. А именно, с электрической «Газели City», получившей название «Газель e-City». На прошлогодней выставке Comtrans «Группа ГАЗ» демонстрировала этот пусть маленький, но все же полноценный городской автобус в варианте водоробуса. То есть в качестве пока ещё во многом фантастической разработки. В этот же раз «Газель City» предстала в более реалистической версии. То есть в версии электробуса. Реалистической я можно назвать ещё и потому, что эта «Газель e-City» выполнена в полном соответствии с требованиями «Мосгортранса», а значит, по сути представляет собой готовый к поставкам образец.

Газель e-City, Газель Сити,  новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев

У «Газель e-City» стандартный ведущий мост, а электродвигатель расположен в передней части корпуса, справа от водительского места. Пакетов батарей два: один спереди, другой – сзади. Запас хода здесь не зависит от работы системы отопления – она функционирует на сжатом метане. И тем не менее, на одной зарядке «Газель e-City» может пробежать всего 150 км – в общем не так много, чтобы отработать всю смену на большинстве городских маршрутов. А раз так, значит, придётся заехать на подзарядку: чтобы заполнить аккумуляторы на 80% потребуется порядка 45 минут.

E-CITYMAX 12, новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Ещё одним перспективным электробусом на стенде «Группы ГАЗ» был опытный 85-местный E-CITYMAX 12 – 12-метровая городская трехдверная полностью низкопольная машина большого класса с запасом хода на одной зарядке в 200 километров. Но об этом родоначальнике нового поколения городских автобусов «Группы ГАЗ» мы уже публиковали материал, поэтому здесь в подробности вдаваться не стану.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, МАЗ 303Е20

Показанный на выставке электробус Минского автозавода МАЗ 303Е20 – машина, в общем, тоже уже достаточно известная. Напомню, он появился следом за дебютировавшим в 2019 году городским автобусом третьего поколения, с которым максимально унифицирован. Сегодня конструкторы активно локализуют эту машину, в частности, снабдив её российским электрооборудованием и системами управления. Самая свежая информация касательно МАЗ 303Е20: Минский автозавод ведёт переговоры о поставке «Мосгортрансу» порядка 200 – 250 таких машин. Так что очень возможно, что МАЗы станут третьей маркой электробусов на маршрутах российской столицы.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, МАЗ 303Е20, МАЗ 303Т20

А вот троллейбус МАЗ 303Т20, вмещающий 85 - 90 пассажиров – настоящий дебютант! Он создан на той же платформе, что и электробус. То есть, с использованием переднего портального управляемого моста собственного производства Минского автозавода с зависимой или независимой подвеской, и импортного заднего портального ведущего моста, привод которого осуществляется от асинхронного электродвигателя псковского или могилёвского производства. Интересно, что для 20-километрого автономного хода у выставочного образца троллейбуса применены не аккумуляторы, как обычно, а суперконденсаторы.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, МАЗ 303Е20, МАЗ 303Т20

В салоне МАЗ 303Т20 стоит обратить внимание, что вход в кабину водителя – отдельный, то есть полностью изолированный, через одну из половинок двухстворчатой двери в переднем свесе. Оформление интерьера кабины – на очень достойном уровне. И рулевое колесо, как это сейчас принято, сделано мультифункциональным. В салоне МАЗ 303Т20 – уже привычные для всей современной пассажирской техники Минского автозавода удобные сиденья с рукояткой на верхнем торце спинки, с приятной глазу красно-бордовой обивкой. Напротив центральной двери – традиционная накопительная площадка, причём довольно внушительного размера: здесь спокойно поместится не только детская коляска, но и взрослый велосипед!

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, МАЗ 303Е20, МАЗ 303Т20

Под некоторым сиденьями расположены столь необходимые в нашем климате обогреватели. Причём, чтобы было проще мыть пол, эти обогреватели закреплены не на нем, а подвешены к тыльной стороне каркаса сидений. И ещё, что сейчас важно для многих пассажиров: минчане поскупились на установку USB-портов для подзарядки телефонов и других гаджетов: эти порты тут есть в большом количестве на обоих боковинах салона.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, МАЗ 303Т20

В целом салон у троллейбуса очень похож на таковой у электробуса. Правда, за одним серьёзным исключением: у электробуса в его левой задней части расположена так называемая моторная шахта высотой от пола до потолка, в которой размещены блоки аккумуляторов, а у троллейбуса такой шахты нет, что позволило установить на этом пространстве дополнительные сиденья.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, троллейбус Адмирал

Про разработанный специалистами компании «ПК Транспортные системы» модернизированный троллейбус «Адмирал» мы уже недавно публиковали весьма подробный материал, поэтому буду краток. Дизайн «Адмирала» изменился и снаружи и изнутри, разработчики перекомпоновали расположение электрооборудования на крыше, у машины появилась версия с увеличенным числом сидений, с новым оборудованием в кабине водителя. Напомню, что «Адмирал» собирают на двух площадках: Основная – в Энгельсе, на базе бывшего троллейбусного завода «ТРОЛЗА», а вспомогательная, когда приходится выполнять большой по объёму заказ – в Санкт-Петербурге.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, троллейбус Адмирал, электробус Генерал, Транспортные системы

Главным же дебютантом на стенде «ПК Транспортные системы» стал впервые показанный широкой публике электробус, получивший отраслевой индекс 62181 и собственное имя «Генерал». Понятно, этот электробус и по кузову, и по агрегатному наполнению, и по оборудованию максимально унифицирован с «Адмиралом», но у него вместо передней подвески ZF уже стоит независимая подвеска российской компании «Ростар», а вместо заднего ведущего моста ZF использован тоже портальный мост, но уже китайской компании HANDE. На обоих машинах – владимирский электродвигатель мощностью 180 кВт, но по заказу можно поставить и псковский.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, троллейбус Адмирал, электробус Генерал, Транспортные системы

Ёмкости аккумуляторных батарей «Генерала» в зависимости от их количества хватает на пробег от 40 до 100 км. Понятно, что без их дополнительной подзарядки во время работы на маршруте не обойтись. Вот в этой системе подзарядки и кроется главная особенность нового электробуса  – в его конструкции впервые применили универсальный комбинированный способ заряда батарей. То есть, их можно подзаряжать в парке от розетки во время ночной стоянки, можно динамически прямо во время при движения через троллейбусные токоприёмники от контактной троллейбусной сети, а можно через те же троллейбусные токоприёмники от быстрых зарядных станций в конечных точках маршрута.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, троллейбус Адмирал, электробус Генерал, Транспортные системы

В кабине «Генерала» все кнопки управления системами электробуса сгруппированы на центральной консоли. Здесь стоит полностью цифровой щиток приборов и специальное устройство для контроля водителя – оно следит, не нарушает ли тот режим труда и отдыха. Как и у большинства современных аналогов, рулевое колесо сделано мультифункциональным. В салоне можно выбирать цвет внутреннего освещения – у выставочного экземпляра это самое освещение то и дело переливалось разными оттенками. Поскольку оба моста портальные, уровень пола низкий на всём протяжении салона. По левому борту на привычном месте сделана довольно ёмкая накопительная площадка с парой откидных сидушек. В общем, на первый взгляд – никаких сюрпризов.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, троллейбус Адмирал, электробус Генерал, Транспортные системы

За исключением одного: если пройти по салону «Генерала» до самого конца, то с удивлением обнаруживаешь, что традиционная для городских электрических машин лесенка на крышу размещена не снаружи кузова, а внутри, с торца задней накопительной площадки к ней сделан удобный доступ с пола, а сама она вписалась прямо между несколькими сиденьями самого последнего ряда. Оригинальное решение! По этой лесенке можно спокойно подняться к токоприёмникам через расположенный прямо над ней на крыше люк.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, троллейбус Адмирал, электробус Генерал, Транспортные системы

Теперь поговорим об ещё двух невиданных широкой публикой до начала выставки электрических премьерах. Премьеры эти состоялись на стенде компании «Синара – Транспортные машины», которая известна в транспортной отрасли прежде всего как разработчик и производитель железнодорожной и трамвайной техники. А теперь эта компания заходит в сегмент городского электрического пассажирского транспорта. И заходит сразу с дуэтом новинок.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Синара-6253,  Синара-6254

Первый в этом дуэте – 80-местный трехдверный полностью низкопольный электробус «Синара-6253» большого класса с очень неплохой протяжённостью автономного хода в 250 км. И с возможностью подзаряжаться как посредством так называемой «ночной зарядки», так и с помощью ультрабыстрых зарядных станций в конечных точках маршрута. Ёмкость десяти аккумуляторных модулей составляет 312 кВтч. Поскольку этот электробус начали разрабатывать ещё до санкционных осложнений, его оснастили самым современным на тот момент ведущим портальным мостом с двумя встроенными электродвигателями немецкой компании ZF – такие мосты дороже обычного тандема мост-электродвигатель, но позволяют значительно облегчить и оптимизировать конструкцию ходовой части.  Теперь этому мосту придётся искать замену. И, видимо, выбор будет сделан в пользу обычного портального моста и отдельно стоящего электродвигателя.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Синара-6253,  Синара-6254

Именно такой ведущий мост применён у унифицированного с электробусом по кузову и агрегатной базе новейшего троллейбуса «Синара-6254» – крутящий момент он получает от электродвигателя псковского производства. Правда, оба портальных моста у этого троллейбуса тоже немецкие, но, как заявили на выставке разработчики, уже найдено решение по замене их на мосты известной у нас китайской компании HANDE. Также рассматривается возможность применения российского переднего портального моста компании «Ростар».

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Синара-6253,  Синара-6254

Кузова электробуса и троллейбуса унифицированы – их каркас выполнен из коррозионно стойкой стали. Нельзя не обратить внимание на значительную площадь остекления, от чего в салоне троллейбуса очень светло. В нем установлены 37 сидячих мест, а его общая вместимость составляет 90 пассажиров. При максимальном количестве установленных аккумуляторов автономный ход троллейбуса может достигать 80 км.

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Синара-6253,  Синара-6254

Первыми у «Синары» в серию пойдут троллейбусы – их опытные образцы изготовлены в Санкт-Петербурге, а серийный выпуск будет организован в Челябинске. Уже есть даже конкретный заказ, и не маленький: в тот же Челябинск планируется поставить 168 троллейбусов «Синара-6254». Самое интересное, что «Синара» не собирается останавливаться на выпуске троллейбусов и электробусов: семейство планируется расширить за счёт автобусов, причём вся линейка городского пассажирского транспорта будет включать модели не только большого, но также среднего и особо большого классов. То есть, может статься, в скором времени в нашей стране появится ещё один крупный автобусный производитель!

Константин Закурдаев

новый электробус, новый троллейбус, выставка автобусов, автобусная выставка, басворд, Busworld, BW Expo, СТ-КТ, Константин Закурдаев, Синара-6253,  Синара-6254




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки