Компакт-электробус: первая Газель e-City в Москве
Новости отрасли
Самое читаемое
Даже в таком многонаселённом мегаполисе, как Москва, есть автобусные маршруты, на которых использовать электробусы большого класса не с руки. Во-первых, на них сравнительно невысокий пассажиропоток, во-вторых – слишком тесный проезд в некоторых местах. Вот для таких маршрутов и предназначена «Газель e-City»: в ноябре минувшего года премьера этого компактного электробуса состоялась на выставке BW Expo, а теперь опытную эксплуатацию его первого экземпляра начинает «Мосгортранс». Электробус в течение года будет курсировать по маршруту №883, который проходит через посёлок Мещерский, демонстрируя свои возможности и в жаркий, и в холодный сезон.
Внешне, да и внутри «Газель e-City» практически не отличается от дизельной модификации, серийно выпускаемой уже несколько лет. Единственное, справа от рабочего места водителя вместо пассажирского сиденья расположен кожух внушительного по размерам аккумуляторного отсека. В нём – одна часть NMC-аккумуляторов, а вторая размещена под полом салона. Там же установлен и электродвигатель. Через понижающий редуктор и короткий кардан крутящий момент от него передаётся на ведущий мост. Плюс такой схемы в том, что, в отличие от специального моста со встроенным электромотором, в данном случае используется такой же мост, как у дизельных модификаций, то есть серийный, а значит, менее дорогой и не доставляющий проблем перевозчику в случае ремонта.
Общая масса аккумуляторных NMC-батарей составляет 480 кг. Это примерно в два раза меньше, чем у электробусов большого класса. Электроэнергии в них, согласно официальным данным, хватит на 150 км. Но в «Мосгортрансе» о пробеге на одной зарядке говорят с осторожностью: его истинное значение покажет только реальная эксплуатация. В отличие от больших электробусов, у «Газели e-City» нет пантографа на крыше. Доступ к зарядному устройству – через лючок, спрятанный под эмблемой на облицовке радиатора. Соответственно, и зарядная станция выглядит по-другому: это обычный прямоугольный «шкаф» высотой с человеческий рост с четырьмя электрическими адаптерами. С его помощью возможны как быстрая зарядка до 80% ёмкости – она занимает порядка получаса, так и длительная 100-процентная, на которую уходит часа три - четыре.
Каков будет истинный пробег на одной зарядке применительно к рейсовому электробусу теоретически рассчитать действительно непросто. Ведь за смену он останавливается, а потом трогается как минимум сотню раз, столько же раз с помощью электропривода открывает и закрывает двери, в тёмное время освещает салон, а климатическая система и зимой, и летом поддерживает в нём температуру не выше и не ниже 21 оС – на всё это расходуется немало запасённой в аккумуляторах электроэнергии. Правда, система отопления здесь не электрическая, а газовая, что зимой несколько снижает нагрузку на батареи. У первых московских электробусов, напомню, печки работали на солярке, что было спорным решением с точки зрения экологии. Газ – куда более чистое топливо. Заправка им осуществляется через лючок в левом борту, который у обычных дизельных машин служит для доступа к горловине топливного бака.
Хотя «Газель e-City» рассчитана на перевозку всего 16 пассажиров: 13 сидя и трёх стоя, по эргономике и комфорту она не уступает электробусам большого класса. Здесь низкий пол в центральной части салона, бесступенчатый дверной проём, причём не менее широкий, чем у больших автобусов, с двухстворчатой дверью, снабжённой сигнальной кнопкой и системой противозащемления. Есть место для детской или инвалидной колясок, информационное табло, система климат-контроля, USB-порты, система видеонаблюдения и механическая аппарель для доступа в салон маломобильных пассажиров. Ход – практически бесшумный, и, благодаря задней пневмоподвеске – достаточно мягкий. Естественно, водителю не требуется переключать ступени коробки передач, как у дизельной версии: вместо рычага у него под правой рукой тумблер, как у «автомата».
Кстати, и электродвигатель, и аккумуляторы, и другое электрооборудование «Газели e-City» заявляется как отечественное, хотя представители ГАЗа так и не раскрыли, кто его поставщик. Тем не менее, современные российские электробусы, и большие, и маленькие, сегодня уже не так зависимы от зарубежных комплектующих, как ещё год-полтора назад.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов