Полгода 2015. Малотоннажники
Новости отрасли
Самое читаемое
Главные покупатели малотоннажников – индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные фирмы. То есть те, кто никогда напрямую не зависел от всевозможных госпроектов, госзакупок и прочего госфинансирования. А раз так, то деньги на приобретение таких машин берутся из живой, а не из искусственно создаваемой экономической среды. И если реальная экономика в стране растет не только в телевизоре, но и на самом деле, то в рост идут и продажи малотоннажников, если же экономика падает, то и продажи малотоннажников практически пропорционально идут вниз.
Как обстоят дела на российском рынке малотоннажных коммерческих автомобилей в настоящее время? Посмотрим данные ООО «Автостат Инфо».
Если взять первые шесть месяцев текущего года, то, как и в прошлом году, малотоннажный рынок продолжает чувствовать себя не лучшим образом. С января по июнь в стране реализовано около 40,5 тыс. малотоннажников против около 62,7 тыс. за тот же период годом ранее. Падение составило 35,5%. Но если анализировать ситуацию только за июнь, то нельзя не отметить, что в сравнении с июнем ушедшего года темпы этого падения уменьшились, причем серьезно, более чем вполовину – всего 14,1%. Если же смотреть продажи исключительно отечественных марок, то статистика за июнь и вовсе показала их рост в 13,6% против 22,6-процентного падения в первые шесть месяцев. То есть еще немного, еще чуть-чуть, и пресловутое дно нынешнего кризиса окажется прямо под нашими ступнями!
За счет чего общее падение рынка малотоннажников в июне затормозилось, а в сегменте российских машин так даже начался небольшой рост? В первую голову спасибо УАЗу! Полугодовой итог реализации «буханок» и «головастиков» – 9455 ед. или +22,7%. И завод с каждым месяцем набирает обороты! По меньшей мере так было и в мае, и в июне, причем за первый летний месяц российским покупателям реализовано почти в 2,2 раза больше коммерческих «уазиков», чем в июне 2014-го. Эти старики-разбойники дают прикурить молодой поросли! И в том числе в прошлом главному генератору продаж на рынке малотоннажников, нижегородской «Газели».
Что интересно: у ГАЗа падают продажи как «Газели» прежнего поколения, так и «Газели NEXT». Причем, если брать только шасси (цельнометаллический NEXT пойдет в серию осенью), то за полгода реализация тех и других снизились фактически одинаково, примерно на 42%. И все же, ГАЗ по прежнему уверенно держит лидерство в России на малотоннажном рынке даже несмотря на откровенно плачевные результаты, которые, тем не менее, в отличие от первого полугодия 2014-го позволили ему продать малотоннажников больше, чем всем зарубежным производителям вместе взятым! Рост, причем полуторакратный, из «газовских» малотоннажников демонстрирует только «Соболь»: видимо, сказывается снижение продаж главного конкурента, Hyundai Porter. Другое дело, что однотонник в общем производстве ГАЗа погоды не делает.
Помимо УАЗа в плюсе по итогам полугода оказался и Mercedes-Benz, отгрузивший российским заказчикам около 3,6 тыс. малотоннажников против 3,5 тыс. за тот же период в минувшем году. Что интересно: помимо традиционно пользующейся хорошим спросом модели Sprinter существенный вклад в рост продаж внес V-класс!
У остальных европейских брендов в нашей стране падение продолжается: по итогам полугодия их потери на рынке малотоннажников составляют от 35 до 78%. И не сказать, что в июне ситуация действительно выправляется. И у азиатов дела тоже идут неважно: ни одному из них за шесть месяцев не удалось реализовать в России более тысячи легких грузовичков и фургонов (лучший результат – 606 ед. у Hyundai, а это менее половины от прошлогоднего результата). Если же говорить только о китайцах, то их экспансия на российский рынок малотоннажников откровенно буксует: ни одной компании из Поднебесной с января по июнь не удалось реализовать на нем даже сотни своих машин! Так, российско-китайский BAW за указанный период передал заказчикам 82 малотоннажника, а из чисто зарубежных производителей в лидерах FAW с итогом в 53 автомобиля.
Из вышеприведенных данных можно сделать два вывода.
Во-первых, как уже отмечалось, дно падения рынка уже где-то совсем рядом. В следующем году ждем пусть небольшой, но рост?
Во-вторых, возрожденный рынок скорее всего будет не таким, каким он был до 2013 года: к моменту его возрождения многие из поставщиков поменяют свои позиции. И насколько выгодными они будут во многом решается именно сейчас.
Константин Закурдаев
Материал подготовлен по данным, предоставленным ООО «Автостат Инфо»
Январь – июнь. Первая дюжина по итогам полугодия
Данные «Автостат-Инфо»
С нами уже 1039 профессионалов