Поехали-2020 Вездеходер. Исторический раздел
Новости отрасли
Самое читаемое
Не менее интересной, чем экспозиция современной техники для преодоления бездорожья, у выставки «Поехали-2020 Вездеходер» оказалась и экспозиция раритетной вездеходной техники. В ней помимо неплохо знакомых большинству посетителей американского «Виллиса» военных лет и советской «Синей птицы» эпохи покорения космоса можно было усидеть и малоизвестные, а потому очень занимательные экземпляры.
Самым поразительным раритетом можно назвать четырехосный полноприводный плавающий вездеход с заднемоторной компоновкой, гидростатической трансмиссией и «ломающейся» рамой, внешне напоминающий машину из старых фантастических фильмов. В дополнение ко всему, вход в его салон осуществляется через единственную дверь, расположенную с переднего торца приземистого кузова, склепанного из алюминиевых листов.
Судя по рассказам присутствующих на выставке знатоков раритетной техники, этот чудо-вездеход в инициативном порядке в 1960-х годах сделала группа энтузиастов с Челябинского тракторного завода под началом руководившего отделом гидростатического привода Максима Мельниченко. Уже позже машине дали имя «Арго». Каждое из ее колес получило по собственному гидромотору, а питающий их гидронасос должен был приводиться в действие двигателем от «Победы».
Еще одно показанное на выставке необычное вездеходное транспортное средство построил в 1970-е годы один инженер из Оренбурга. Эта поставленная на четыре лыжи и одну гусеницу машина под скромным названием ГМВ-2 совсем не случайно напоминает самолет: в качестве кузова для нее взят фюзеляж от ИЛ-28. Двигатель и коробка передач заимствованы у «Волги» ГАЗ-21. Удивительно, но конструкция данного вездехода предусматривает возможность замены гусениц на колеса!
Гусеничный движитель, то есть одна единственная гусеница под задней частью кузова ГМВ-2 приводится во вращение с помощью двух цепей, расположенных по обе ее стороны. Цепной привод соединяет ведущее колесо гусеницы и редуктор, установленный в самом конце моторного отделения.
Третий исторический экспонат, с полным правом соответствующий почетному званию раритета – американский Gama Goat, с 1969 по 1973 год выпускаемый американской компанией CONDEC. Заказчик – армия США, в ту пору крайне нуждавшаяся в тактическом автомобиле повышенной проходимости для обеспечения войск, ведущих боевые действия во Вьетнаме и других странах азиатского региона. Дата выпуска данного конкретного экземпляра – 1972 год.
Из технических особенностей Gama Goat, сразу бросающихся в глаза, можно назвать установленную перед двигателем кабину, механическую, а не автоматическую коробку передач (и это на американской машине!), а также предельно утилитарные сиденья водителя и переднего пассажира без каких-либо мягких элементов, да еще с такой скромной шириной сидушки, словно она рассчитана не на дородных американских вояк, а на субтильных азиатов.
Но самое интересное, что Gama Goat выполнен сочлененным: механизм сочленения расположен сразу за второй парой колес. Судя по всему, это сочленение подвижно только в вертикальной плоскости и вокруг продольной оси, поэтому поворачивать машину на манер двухзвенных тракторов, то есть складыванием половинок, не получится, из-за чего третью пару колес пришлось сделать управляемой. Одним словом, технически очень интересная, а оттого – непростая машина.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов