Пассажирские «Львы»: дизель, газ и электричество
Новости отрасли
Самое читаемое
Знакомство с новыми автобусами, несущими на облицовке радиаторов знаменитую эмблему с профилем льва, начнем с семейства MAN TGE. Эта модель дебютирует в Ганновере в качестве микроавтобуса, предназначенного для трансферных, служебных и туристических перевозок. Габаритная длина – 7,4 м, вместимость – 15 пассажиров. Оснащение на очень хорошем уровне: электрически открывающаяся дверь, автоматически выдвигающаяся подножка, расположенные сбоку от сидений USB-порты. Шаг рядов позволяет сидеть с должным комфортом: между коленями и спинкой впереди стоящего кресла остается свободный зазор в несколько сантиметров. В базовой комплектации – установленный на крыше кондиционер.
Еще одна новая модификация MAN TGE – на IAA-2018 состоится премьера премиального микроавтобуса в эксклюзивном исполнении от собственного тюнингового ателье MAN Bus Modification Center (MAN BMC). Интересно, что это ателье специализируется главным образом на создании специальных версий туристических автобусов большого класса: MAN и NEOPLAN.
Получив в свои руки малотоннажный фургон, специалисты MAN BMC превратили его в люксовый микроавтобус Kombi Shuttle с дорогой внутренней отделкой, шикарным оснащением, дополнительной шумоизоляцией кузова, снабженными механизмом трансформации сиденьями и выдвижными ступеньками с электроприводом.
У туристических машин – свои новости. Уже год MAN Lion’s Coach, NEOPLAN Cityliner и NEOPLAN Tourliner комплектуют такой же, как у MAN Lion’s City, автоматической 6-диапазонной гидромеханической коробкой передач EcoLife Coach с блокирующей муфтой гидротрансформатора. Ее агрегатируют с соответствующими экологическому стандарту Евро-6 двигателями D26 мощностью 420 или 460 л.с.
А в этом году «туристы» с 460-сильными дизелями обзаведутся еще одной коробкой передач – автоматизированной TipMatic Coach. Среди ее новшеств – усовершенствованный режим начала движения, распознавание уклона дороги и улучшенный блок управления на основе фирменного алгоритма переключения передач. В зависимости от фактической массы автобуса и текущего рельефа местности данная система переключения передач в начале движения всегда выбирает оптимальную передаточную ступень и число оборотов двигателя, за счет чего, с одной стороны, снижается нагрузка на трансмиссию и сцепление, а с другой – обеспечиваются высокие динамика и комфорт.
Скорость управления трансмиссией повышена за счет усовершенствованной функции SmartShifting – она соизмеряет быстроту переключения коробки передач с положением педали газа, массой автобуса и рассчитанным моментом сопротивления движению. При кикдауне возможно ускоренное переключение на низшую ступень, также предусмотрен ручной выбор нужной передачи. Учитывающая рельеф местности и различные параметры движения электронная система переключения TipMatic Coach способствует поддержанию высокой средней скорости без увеличения расхода топлива. Например, благодаря целенаправленному увеличению частоты вращения при подъеме на склон с использованием круиз-контроля MAN EfficientCruise система закладывает резерв мощности, а в конце подъема число оборотов, напротив, предусмотрительно снижается.
Лучшую динамику переключения при переходе с низшей передачи на высшую обеспечивает ввод в работу моторного тормоза с электронным управлением EVBec: при переходе сразу на три ступени кратковременное закрытие дроссельной заслонки в перепускном канале отработавших газов вызывает быстрое снижение числа оборотов при разомкнутом сцеплении.
Для городских автобусов большого класса предназначен газовый двигатель абсолютно новой конструкции MAN E18 – им будут оснащать MAN Lion’s City G. По сравнению с предшественником у него меньше рабочий объем, составляющий 9,5 л, меньше масса, меньше шумность, но больше крутящий момент. Кроме того, разработчики снабдили Е18 системой «старт-стоп» для экономии топлива. Двигатель предложен в двух вариантах, развивающих 280 л.с./1200 Нм и 320 л.с./1400 Нм. Экологический класс – Евро-6d, достигаемый за счет применения охлаждаемой системы рециркуляции отработавших газов в сочетании с катализатором тройного действия. Из других новшеств Е18 – регулируемый насос охлаждающей жидкости и двухступенчатый компрессор.
Впрочем, газовая модификация – не единственная новинка в семействе MAN Lion’s City. Это семейство само по себе здорово обновилось! Салон автобусов сделали модульным, внешнюю обшивку для удешевления ремонта выполнили сегментированной, а более высокого комфорта в движении удалось достигнуть за счет внедрения независимой передней подвески. Впервые в практике MAN автобусы опционально получили полностью светодиодные фары головного света.
Главное новшество в трансмиссии – интеграция в нее гибридного модуля MAN Efficient Hybrid с функцией «старт-стоп». Эта система помогает обеспечить существенное снижение расхода топлива и вредных выбросов на уровне самых жестких на сегодня экологических требований Евро-6d. В ее основе – стартер-генератор с коленчатым валом, преобразующий кинетическую энергию в электричество. При этом рекуперированная энергия аккумулируется в расположенном на крыше автобуса модуле Ultracap, который намного легче и компактнее равной по емкости батареи. Эта энергия питает бортовую электросеть, благодаря чему снижается нагрузка на дизель и появляется возможность выключить его во время остановки автобуса.
Дверные проемы новых MAN Lion’s City стали на 10 см шире. Интересно, что двери у разных модификаций не однотипны: на выбор заказчику предложены пневматические поворотные двери, открываемые вовнутрь или наружу, а также поворотные вовнутрь и поворотно-сдвижные двери с электрогидравлическим приводом.
MAN Lion’s City оснащен современным 9-литровым дизелем MAN D15, в зависимости от исполнения развивающим 280, 330 или 360 л.с. Отметим, что компания показала сразу два образца автобуса, отличающихся коробками передач: один был укомплектован D 864.6 Sensostop от Voith, второй – 6АР 1600 EcoLife от ZF. Обе коробки – в комплекте с ретардерами.
Гвоздем программы компании на IAA-2018 в сегменте пассажирского транспорта, без сомнения, станет электрическая версия MAN Lion’s City. Для автобусного подразделения MAN Truck & Bus на сегодня это главный объект приложения сил. Потому что, по прогнозу компании, к 2013 году, то есть через 12 лет, две трети автобусов на европейских городских маршрутах будут электрическими.
Снаружи электробус MAN Lion’s City отличается от модификаций с традиционным двигателем внутреннего сгорания увеличенной из-за размещения аккумуляторов высотой крыши. Главное отличие в салоне – отсутствие выступающего в его хвостовой части кожуха моторного отсека, поскольку электродвигатели встроены в ведущие мосты. Емкость батарей у 12-метрового электробуса составляет 480 кВтч, у 18-метрового сочлененного – 640 кВтч. В обоих случаях пробег без подзарядки, по уверениям специалистов компании, не меньше 200 км.
Обратим внимание, что разработчики электрического MAN Lion’s City не пошли проторенной дорожкой, как большинство европейских конкурентов, для уменьшения количества аккумуляторов на борту выбравших концепцию строительства на конечных остановках станций быстрой зарядки. В случае с MAN Lion’s City использована другая концепция: электробус за время рабочей смены заряжается всего один раз. Да, батарей в этом случае требуется больше, но благодаря наличию штекера CCS при средней зарядной мощности 100 кВт на их полную зарядку уходит всего три часа в случае с 12-метровым электробусом и четыре часа в случае с 18-метровым. А при максимальной зарядной мощности в 150 кВт время зарядки будет еще меньше.
В MAN Truck & Bus рассчитывают, что серийное производство электрических MAN Lion’s City стартует не позже второй половины 2020 года.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов