Турецкий MAN. Автобусный евростандарт
Новости отрасли
Самое читаемое
Первый автобус MAN был изготовлен в Турции более полувека назад, в 1968 году. А компания MAN Turkiye A.S., созданная специально для организации выпуска в этой стране автотехники знаменитой немецкой марки, появилась двумя годами ранее, в 1966-м. Сначала ее производственная база находилась в Стамбуле, но затем была перенесена в Анкару, где выпуск грузовиков и двигателей MAN развернули в 1985 году, а автобусов – десятью годами позже. Самое интересное, что в линейке производимой продукции MAN Turkiye – целый спектр автобусных моделей: городские, междугородные и туристические, причем среди последних есть даже двухпалубные! Речь идет, понятно, о Neoplan Skyliner – не будем забывать, что марка люксовых автобусов Neoplan входит в состав MAN Trucks and Bus с 2001 года. А на заводе в Анкаре этих красавцев изготавливают с 2014 года. Причем все три базовые модели: помимо Neoplan Skyliner это Neoplan Cityliner и Neoplan Tourliner.
Что касается автобусов марки MAN, то на заводе в Анкаре ведется производство туристических Lion’s Coach, междугородных Lion’s Intercity, а также городских Lion’s City и L4C. Также стоит отметить, что MAN Turkiye стала первой на территории Турции компанией, организовавшей выпуск газовых автобусов, – это произошло в 2006 году. А в 2010 году компания сертифицировала собственный центр исследований и разработок. С каждым годом загрузка производственных мощностей предприятия увеличивается. Так, десять лет назад здесь в день делали 6–7 автобусов, пять лет назад – уже 9 автобусов, в 2018 году суточный темп выпуска нарастили до 13, а в 2020 году – до 16 машин. На сегодня годовой объем производства MAN Turkiye при работе в две смены составляет без малого 4 тыс. автобусов. Таким образом, в Анкаре действует один из самых крупных и современных заводов, изготавливающих европейскую автобусную технику большого и особо большого классов.
Автобусное производство MAN Turkiye – это прежде всего производство кузовов. Здесь сваривают их несущие каркасы, устанавливают внешнюю обшивку, окрашивают, комплектуют стеклами, элементами интерьера, сиденьями, а также электрическим, климатическим и прочим оборудованием. И, понятно, ставят на колеса, окончательно превращая в готовые к эксплуатации автобусы. Отметим высокую локализацию производства: турки самостоятельно выпускают большинство кузовных элементов, начиная от различных деталей несущего каркаса и заканчивая несколькими видами сидений. Понятно, что двигатели и трансмиссии к этому перечню не относятся – они поступают с других заводов MAN Trucks and Bus.
Широкая линейка выпускаемых автобусов, разнообразие их модификаций и множество комплектаций, к сожалению, ограничивают применение в ходе производственного процесса промышленных роботов. Впрочем, эта технологическая особенность характерна для большинства автобусных заводов мира. Каркасы кузовов с высокой степенью точности сваривают в специальных стапелях. Потом они постепенно обрастают металлическими элементами экстерьера: панелями боковин, днища, крыши. В подобном виде некоторые из этих каркасов выборочно отправляют для проведения контрольных измерений. Промеры с помощью высокоточной измерительной машины делаются в нескольких сотнях точек – инженеры замеряют отклонения, допущенные в ходе сварки, и при необходимости вносят корректировки в технологический процесс.
Когда сварочные работы завершены и все стальные элементы кузовного каркаса собраны воедино, его отправляют на окраску. Точнее, сама по себе окраска – это финальный этап процесса. А до этого кузова подвергают антикоррозионной обработке. Причем самым надежным способом – катафорезным. То есть последовательным окунанием в несколько ванн – всего в MAN Turkiye их одиннадцать. В одних выполняется обезжиривание, в других – фосфатирование, в третьих – ополаскивание и смыв. Ванна, в которой непосредственно происходит процесс катафореза, то есть процесс нанесения на кузовные поверхности защитного покрытия с помощью электролитической реакции, – одна из последних, после идет только окунание для окончательной промывки.
В целом подобная антикоррозионная обработка – достаточно долгий, но крайне важный с точки зрения качества процесс! В итоге на кузове, включая его скрытые и труднодоступные полости, появляется прочный и долговечный антикоррозионный слой, позволяющий производителю смело обещать десятилетнюю гарантию от появления ржавчины. А окончательное окрашивание в соответствии с выбранной заказчиком палитрой происходит поверх этого слоя в специальной окрасочной камере.
Заключительный этап производственного процесса – конвейер финальной сборки, на который сваренный и окрашенный кузов попадает для дальнейшей комплектации отдельными элементами экстерьера, всевозможными деталями интерьера, агрегатами ходовой части и различным бортовым оборудованием. В моторный отсек устанавливают силовой агрегат, подкатывают под днище передний и задний мосты, монтируют элементы трансмиссии, рулевого управления, тормозной и выпускной систем. Стоит ли говорить, что у каждой модели эти элементы свои, хотя во многих случаях между разными автобусами просматривается определенная унификация и по силовой линии, и по различным агрегатам ходовой части. Зато в интерьерах – максимум разнообразия! Здесь комплектация напрямую зависит как от назначения будущего автобуса, так и от кошелька его будущего владельца.
В кузове будущего автобуса с особой тщательностью прокладываются электрическая проводка и система воздуходов, выполняется монтаж климатической системы. В числе финальных действий работающих на конвейере сборщиков – установка приборного щитка, дверей и боковых зеркал заднего вида. Кстати, последними сегодня комплектуют далеко не все выпускаемые MAN Turkiye автобусы – у части из них с 2018 года вместо упомянутых зеркал используются размещенные на вынесенных кронштейнах видеокамеры с выводом изображения на установленные в кабине мониторы. Интересно, что в заводских цехах в разной стадии готовности находится более двух сотен автобусов!
Завершается изготовление любого автобуса серией финальных проверок: после схода с конвейера его тестируют на герметичность, на работоспособность всех основных систем, а затем отправляют в обязательный контрольный пробег протяженностью несколько десятков километров. Финальное место пребывания изготовленных автобусов на заводе – площадка готовой продукции, откуда они отправляются к заказчикам. И в том числе – в нашу страну. Так, по итогам 2019 года в Россию было поставлено 100 автобусов MAN. Рост по сравнению с 2018 годом – более чем двукратный, тогда как рост заказов на автобусы европейских марок у нас в целом за тот же период оказался заметно меньше, 73%. Таким образом, MAN занимает прочные лидирующие позиции по поставкам в Россию европейских автобусов, и немалая в этом заслуга его турецкого завода.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов