MAN Truck & Bus. Ренессанс гибридной темы
Новости отрасли
Самое читаемое
Когда-то всплеск интереса к гибридному приводу в Европе сошел на нет по причине слишком высокой стоимости эксплуатации такой автотехники. Сегодня компания MAN Truck & Bus готова доказать всем и каждому: это не так! Похоже, благодаря немецкой компании, Европу ждет ренессанс гибридного привода как минимум на рынке городского общественного транспорта.
В Мюнхене на организованной MAN Truck & Bus выставке достижений автобусного хозяйства, компания продемонстрировала не только новейший электробус, но и перспективные городские автобусы с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Среди них – сочлененный автобус MAN Lion,s City 18 G с газовым двигателем.
Точнее, двигатель здесь гибридный: в него дополнительно встроен электромотор. Он же – электрогенератор. Это мотор-помощник: обладая мощностью всего в 8 кВт, самостоятельно сдвинуть с места 18-метровую 137-местную машину ему затруднительно. Поэтому в задачу электродвигателя входит лишь помогать основному 320-сильному газовому движку разгонять автобус при трогании с места или при интенсивном наборе скорости.
А в остальное время электромотор трудится в качестве электрогенератора – подзаряжает питающие его конденсаторы, которых, чтобы не перегружать автобус, сравнительно немного. Ровно столько, чтобы в течение одной-двух минут на остановке или на светофоре, когда система «старт-стоп» выключила основной двигатель, питать охлаждающий салон кондиционер, а потом еще отдать оставшуюся энергию электрическому двигателю для помощи в наборе скорости.
Что дает подобная гибридная схема? Главный плюс – экономия топлива. Во-первых, снижается его расход в самых напряженных, а потому самых «прожорливых» для двигателя внутреннего сгорания режиме трогания и режиме «газ в пол» – электромотор позволяет сглаживать пики мощности. Во-вторых, появляется возможность использовать основной двигатель меньшего литража, а значит, более экономичный. Ведь благодаря электрическому помощнику передаваемая на трансмиссию максимальная мощность в этом случае сохранится на прежнем уровне.
Взять тот же модернизированный MAN Lion,s City 18 G, который вместо прежнего газового двигателя семейства MAN E28 получил дополненный вспомогательным электромотором меньший по рабочему объему газовый двигатель семейства MAN E18: расход топлива в сравнении с предшественником снизился на внушительные 28%!
В передней части салона немецкого 18-метрового газоэлектрического гибрида расположена просторная накопительная площадка. Здесь есть и места для детской или инвалидной коляски, и откидные сиденья, которыми можно воспользоваться, когда в автобусе не так много народа.
А вот свой задней частью салон MAN Lion,s City 18 G больше напоминает таковой у пригородного автобуса: сиденья с обеих сторон установлены попарно, их обивка – из мягкой ткани, двери в заднем свесе нет. Как фактически нет мест, чтобы ехать стоя. На самом деле это сделано, чтобы облегчить автобус, который набрал дополнительный вес из-за использования гибридного привода.
Небольшой наружный выступ в задней левой части крыши, говорящий о том, что автобус оборудован электрическими конденсаторами, есть и у продемонстрированной в Мюнхене дизельной 12-метровой модификации MAN Lion,s City – тоже новой и тоже снабженной гибридным приводом. Концептуально этот привод точно такой же, как и у газовой машины: между двигателем и коробкой передач встроен вспомогательный электродвигатель. Задача перехода к гибридной схеме здесь аналогичная: снизить потребление топлива, а значит, и выбросы в атмосферу токсичных отработавших газов.
По нашим меркам несколько необычно видеть городскую модель без задней двери. Интересно, что у этого автобуса дверные створки поворачиваются внутрь, тогда как у электрического и газового автобусов того же семейства они сдвигаются в стороны.
Подведем итог. С учетом запуска в серию упоминавшегося в предыдущем материале электробуса MAN Lion,s City Е, а также гибридных машин, можно констатировать, что автобусное подразделение MAN Truck & Bus на сегодняшний день завершило формирование семейства городских автобусов большого и особо большого классов, отвечающих требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня – любой из заказчиков, ориентируясь на собственные задачи и собственные нюансы эксплуатации, найдет среди них вариант с оптимальными вместимостью и типом привода.
Впрочем, помимо городских автобусов на своем мероприятии компания MAN Truck & Bus показала и несколько интересных «туристов». Об одном из них, Neoplan Cityliner, который получил видеокамеры вместо боковых зеркал заднего вида, наш сайт недавно писал. Но были и другие – о них мы расскажем в одном из следующих материалов.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов